Напоминание

"Радость труда - стержень воспитания"

Автор: Орлова Ольга Викторовна

Должность: методист

Учебное заведение: ГБПОУСО ЧГК им.О.Колычева Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Чапаевский губернский колледж им.О.Колычева"

Населённый пункт: город Чапаевск

Наименование материала: статья

Тема: "Радость труда - стержень воспитания"

Описание:

В период перестройки нашего общества в 90-е годы прошедшего века считалось, что трудовая деятельность дошкольника в детском саду – это дань идеологической пропаганде социализма. Однако случилось важное событие в отечественной науке и практике - в ФГТ 2010 года - "труд" выделен как одна из образовательных областей социально-личностного развития дошкольника. ФГОС её потерял, растворил в других ОО

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4069

Опубликовано 02.08.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Орлова Ольга Викторовна
Радость труда – стержень воспитания
Россия, Самарская область, город Чапаевск, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чапаевский губернский колледж» По программе Крыловой Н.М., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования АППО г. С.Петербург, автора Программы и Технологии «Детский сад – Дом радости» А.В. Запорожец определил ещё в 80-е годы прошедшего столетия в детском саду стержнем воспитания как целостного педагогического процесса три блока деятельностей: труд, игру и учение. Труд он рассматривал как деятельность, которая позволяет ребёнку отделиться от взрослого. Учение - как деятельность, в процессе которой дошкольник учится учиться у взрослого. Игру как деятельность, в которой каждый человек познаёт себя [1]. Вместе с тем, изучение информационной теории эмоций П.В. Симонова приводит нас к парадоксальному открытию: оказывается, что у человека есть одна главная потребность – самоутверждаться?! Потребность самоутвержаться удовлетворяется только в том случае, если человек (любого возраста) одновременно, интегрированно удовлетворяет три потребности: играть, общаться и познавать. Анализируя данный тезис, мы не обнаруживаем потребности у человека трудиться?! Вместе с тем, известно, что человек в любом обществе только тогда, когда выполняет профессиональные обязанности, обеспечивает свою жизнедеятельность, удовлетворяя потребности в еде, в жилище, в одежде и т.д. Как же преодолеть этот парадокс? В период перестройки нашего общества в 90-е годы прошедшего века считалось, что трудовая деятельность дошкольника в детском саду – это дань идеологической пропаганде социализма. Однако случилось важное событие в отечественной науке и практике - в ФГТ 2010 года - "труд" выделен как одна из образовательных областей социально-личностного развития дошкольника. ФГОС её потерял, растворил в других ОО Важно понять связи между трудом как обязанностью в обществе и игрой как формой жизни человека любого возраста . Действительно, если человек играя, общаясь и познавая, одновременно удовлетворяет потребность самоутверждения в трудовой деятельности, тогда он живёт радостно. Поэтому родителям так важно содействовать своему ребёнку в правильном выборе
профессии. Профессия – это ведь роль, которую играет участник производственного процесса. Если выполняя профессиональные обязанности, специалист в то же время будет и играть, и общаться, и познавать, т.е. удовлетворять свою главную потребность – самоутверждаться, то жизнь у него будет радостной! То есть, надо признать как факт: создана уже более 40 лет система отечественного трудового воспитания. Что же важно понимать? Радостный труд всегда слит с игрой. Эта мысль лежит в основе системы трудового воспитания, которая создавалась учеными разных отечественных научных Школ в середине 80-х годах прошлого века, и была выстроена как система в Ленинграде, её аспирантами и последователями (в т.ч.Н.М. Крыловой). В течение этого времени она внедряется в дошкольные учреждения России, которые работают на основе Программы и Технологии Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости». Труд, протекающий в форме игры (неразделимой с общением и познанием) – это могучее средство воспитания дошкольника и умственного, и нравственного, и физического, и эстетического, и трудового, т.е. средство содействия всестороннему обогащению развития и саморазвития ребёнка как интегральной индивидуальности. Нередко труд перемежается с игрой (дети ведут разговоры между собой в соответствии с ролью: бригадир и подчиненный, дежурный и его друг). И, как правило, труд заканчивается игрой, в соответствии с русской пословицей "Сделал дело, гуляй смело"! Возникают вопросы у практиков: как определить, где происходит собственно труд, а где он стал игрой? В чем состоит польза труда и почему так важно, чтобы труд перешёл в форму игры? В чем назначение игры как формы организации труда? В.И. Логинова определила три средства трудового воспитания: I. Первое средство трудового воспитания – содействие овладению системой системных (соответствующих науке) знаний. Программа включает три взаимосвязанных раздела знаний (разработка Н.М. Крыловой): I.1. Система знаний о трудовом процессе как о системно-структурном образовании, т.е. о пяти взаимосвязанных компонентах: 1) формулировка задумки (цель и мотив). Замысел определяется потребностями заказчика и исполнителя + + 2) выбор материала (предмета преобразования) + + 3) выбор инструментов, орудий (средств преобразования) + + 4) выбор и осуществление порядка действий по преобразованию предмета с помощью средств в продукт, который удовлетворяет потребности заказчика и исполнителя + + 5) результат - формулировка самооценки производителем качества полученного им продукта, соответствие его замыслу, и оценка заказчика. Если обе оценки совпадают, то самооценка производителя определяется как адекватная.
Первый раздел (I.1) – система знаний о трудовом процессе как о системе взаимосвязанных компонентов осваивается детьми младшего и среднего дошкольного возраста, а в старшей группе при содействии педагога она обобщается детьми. Обобщённое знание достигает уровня графической модели (схемы и даже мысленного моделирования) Второй и третий разделы (I.2 и I.3) программы системных знаний раскрываются детям предшкольного возраста (старшей и подготовительной групп). I.2. Системы знаний о взаимосвязи людей разных профессий в труде: одни профессии отвечают за замысел продукции (архитекторы, конструкторы, режиссёры, заведующие и директора и т.п., другие - за подбор материалов (прорабы, шофёры, ветеринары и т.д.), третьи - за исправность работы техники, механизмов (механики, слесари и т.д.), четвёртые - за исполнение замысла (строители, пастухи и доярки, закройщики и швеи и т.д.), пятые – за передачу продукции заказчикам. Качество продукции – итог труда всех участников производства. с/р «Арктика», с/р «Ферма» I.3. Системы знаний о взаимосвязи разных производств, работающих в городе и в селе: животноводы в селе получают молоко и передают его в город на молокозавод, масло поступает в детский сад, о детях в детском саду заботятся сотрудники детского сада пока родители создают в городе или в селе нужную продукцию: трактор для села, одежду для горожан и сельчан, лён выращивают в селе и на фабрике города делается ткань и т.д.. Дети открывают, что каждый предмет, который ими используется – итог труда специалистов разных профессий, работавших на стройках, на заводах, и фабриках, агропромышленных комплексах как в городе, так и в селе. Людей, работающих на разных производствах не только в России, но и в других странах мира связывают транспортные магистрали (водные, воздушные, железнодорожные, шоссейные и др.). II. Второе средство трудового воспитания, определённое В.И. Логиновой - поэтапное содействие овладению каждым воспитанником разными видами трудовой деятельности. Виды труда: 1) самообслуживание: научиться самостоятельно есть, одеваться и т.д.; 2) хозяйственно-бытовой труд: уборка и мытьё игрушек, стирка кукольного белья и оборудования для деятельности, сервировка стола и др.; 3) художественный (ручной) труд: складывание из бумаги игрушек (оригами), подклеивание книг, изготовление игрушек из природного материала и др.; 4) труд в природе: для дошкольников как самодеятельность не доступен, но изучать и любоваться тем, как взрослые заботятся о природе, соучаствовать в этом труде могут дети любого возраста. III.Третье средство трудового воспитания, определённое В.И. Логиновой, — игровые формы самоорганизация трудовой деятельности: «поручение», «дежурство», «бригадный» (совместный труд), т.е. - игра, которая выступает средством для воспитателя и формой самообразования, самовоспитания и саморазвития воспитанника и младшего, и среднего, и предшкольного возраста. В соответствии с разработанным мною (Н.М. Крыловой) понятием «Лесенка
успеха» - игра как форма организации и самоорганизации детского труда появляется на четвертом этапе становления любого вида деятельности (в соответствии с концепцией А.А. Люблинской о развитии каждого вида знания). На первой ступеньке, «Театр воспитателя» - ребёнок на основе показа взрослого проявляет желание научиться делать так же. На этом этапе он приобретает необходимые представления о каждом из компонентов деятельности Условно названная «вторая ступенька», опираясь на «первую», отражает этапы освоения каждым воспитанником программным видом трудовой деятельности. Овладение деятельностью всегда проходит в три этапа: I этап – это этап повторного наблюдения за деятельностью взрослого, II этап - это воспроизведение ребёнком деятельности под руководством взрослого, III этап - это самостоятельное выполнении воспитанником деятельности. Признаками самостоятельности нами рассматриваются три: 1) по своей инициативе берётся за выполнение деятельности; 2) выполняет без помощи взрослого (автономно), 3) может сам адекватно оценить полученный продукт (чашка стала чистой, я позаботился о кукле, книжка стала прочной, её удобно теперь читать и смотреть и т.п.). Когда большинство воспитанников освоят деятельность на уровне самостоятельности (уровень «в»), тогда в соответствии с концепцией инновационного подхода к обучению, разработанного в 50-е годы прошлого века А.П. Усовой, а спустя 30 лет американцем Джеймсом Боткиным, педагог может провести «совместную» деятельность детей и педагога» (как теперь названо в ФГТ) или в привычном понимании дошкольных специалистов – занятие. В терминологии д.п.н. А.П. Усовой и А.В. Запорожца - это форма мониторинга того, насколько каждый из детей овладел деятельностью: на уровне самостоятельности («в) или ещё на уровне воспроизведения её при содействии взрослого (б). Это будет условно названная мною «третья ступенька «Лесенки успеха». Итак, на I, II, III «ступеньках Лесенки успеха» трудовая деятельность выступает для ребёнка – предметом познания, а когда он начнёт неоднократно
воспроизводить её самостоятельно, более того в ней экспериментировать, овладение ею восходит на IV ступеньку «Лесенки успеха», т.е. она превращается в форму самореализации индивидуальностью своей неповторимости. Именно тогда-то на IV ступеньке Лесенки успеха», т.е ребёнок может принять к исполнению поручение, взяться за дежурство или участвовать в бригадном труде, которые и есть игровые формы трудовой деятельности. Первую игровую форму труда изучала и ввела работу педагога А.Д. Шатова, назвала – «поручение», вторую игровую форму изучала Л.А. Порембская и назвала «дежурства», третью игровую форму исследовала Р.С. Буре и назвала «совместный или бригадный труд». Таким образом, труд, превратившись в игру, начинает решать новые задачи, ведь игра – это форма самопознания, саморазвития человека как индивидуальности. Очень важно, чтобы труд, возникнув как обязанность в детском обществе, протекал для удовлетворения главной потребности человека – самоутверждаться - в форме игры, общения и познания. Конечно, воспитателю необходимо научиться технологии содействия ребёнку в овладении им трудом как деятельностью и профессиональному мастерству использования игры как могучего средства содействия дошкольнику в процессе труда самоутверждаться. Эти «секреты» раскрываются в технологии «Детский сад – Дом радости».
Литература.
1. Основы дошкольной педагогики под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980. 2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ). 3. Логинова В.И. Трудовое воспитание – в кн. «Дошкольная педагогика» /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология. Изд-во «Просвещение», М. 1983


Яндекс.Метрика