Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: "Труд – мать всем видам деятельности"
Описание:
Труд - мерило нравственности: воспитывая детей в труде, мы воспитываем в них чувство уважения к труду взрослых, к результатам людей разных профессий, воспитываем желание гордиться трудовыми достижениями родителей, радоваться достигнутому и беречь все, что нас окружает
Орлова Ольга Викторовна
Труд – мать всем видам деятельности
Россия, Самарская область, город Чапаевск, Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Чапаевский губернский колледж»
В программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» труду
придается большое значение, т.к. труд – мать всем видам деятельности. Изучая
трудовой процесс, мы открываем систему мира. Трудовое воспитание – это не
только выполнение детьми трудовых процессов по самообслуживанию, в
хозяйственно-бытовом труде, но и знакомство с миром профессий, с
многообразием материалов, инструментов. В детском саду мы знакомим детей
с людьми разных профессий, с взаимосвязью различных профессий.
1. Важно понять, зачем швея шьёт ткани.
2. Может ли шить без стола, голодная?
3. Кому нужен результат её труда / инструменты, виды одежды.
Ближайшее окружение детей в детском саду – это сотрудники. Мы
знакомим детей с профессий повара, няни, кладовщика, прачки, медсестры и
т.д. Проводим экскурсии на кухню, где узнаём, как варят борщ, как жарят
котлеты, как пекут блины. Знакомим детей с трудом прачки, плотника.
Цель такой экскурсии – показать детям, что каждый сотрудник детского сада
делает свое дело, и получается общий результат - «детский сад работает».
После таких экскурсий составляем с детьми схемы трудовых процессов людей
разных профессий «от задумки до результата». В каждой группе есть полочка
или уголок избыточной (дополнительной информации), где дети, рассматривая
её в свободное время, знакомятся с различными материалами, инструментами.
Есть лесенка трудовых процессов, на которой ребята раскладывают материалы,
инструменты, начиная от задумки, т.к. задумка – командир, и до результата.
Если неверно подобрать материал, инструменты, то не будет нужного
результата. Из этого следует, что трудовое воспитание развивает логическое
мышление. Вместе с детьми мы составляем схемы трудовых процессов людей
разных профессий в их взаимосвязи. Например: заведующая или медсестра
составляют меню (задумывают). Кладовщик заготавливает материал, т.е.
продукты, помощник повара подбирает посуду, повар действует по-порядку
(моет, режет, жарит, мешает). И получается результат – вкусный борщ. Чтобы
получился вкусный борщ, сколько людей разных профессий поучаствовали в
этом процессе (ещё шофер, овощеводы, которые вырастили овощи; те, кто
делает посуду, плиту и т.д.). Таким образом, дети узнают о многообразии
материалов, инструментов, о взаимосвязи людей разных профессий.
В трудовом воспитании важно участие родителей. В программе Н.М.
Крыловой «Детский сад – дом радости» этому отводится особое место. Мы
приглашаем пап, дедушек, когда нам нужно изготовить ящик для рассады,
чтобы посадить лук, фасоль или другие овощи, сделать скворечник и кормушки
для птиц. Родители в присутствии детей мастерили необходимые предметы.
Дети рассматривали инструменты, материалы, пробовали сами постучать
молотком, подержать дрель, конечно, соблюдая технику безопасности. А потом
рассказывали и рисовали схемы от задумки до результата. Каждый вторник по
программе – день открытых дверей для родителей – это помощь в ремонте
стульчиков, шкафов, кроваток. Дети видят заботу родителей о них, чувствуют
гордость за «золотые руки» папы, мамы.
Приглашали мам участвовать в занятии «Как пекли печенье», где дети
сами делали формочками разные печенья, мешали тесто для блинчиков.
Сравнивали, какое тесто жидкое, а какое густое. А когда получился результат,
дети очень радовались, хлопали в ладоши, кричали «игра у нас получилась»,
вместе с мамами ели вкусные печенье, угощали сотрудников. Мамы и бабушки
в присутствии детей вязали одежду для кукол, дети с удовольствием наблюдали
за умелыми руками своих родителей. Мы устраивали конкурсы по
изготовлению кормушек для птиц зимой, поделок из бросового и природного
материала, вязаных изделий. Дети также принимали участие вместе с
родителями в подготовке экспонатов к выставкам, помогали разукрашивать,
приклеивать и т.д. И с гордостью говорили: «А это мой папа делал, а это моя
мама сшила, связала».. Такие совместные дела сплачивают родителей и детей,
родителей и д/с. Программные занятия «Как шили платье», «Как шили брюки»,
«Помоем игрушки для малышей» из года в год проводятся с детьми
соответствующей возрастной категорией.
Труд - мерило нравственности: воспитывая детей в труде, мы
воспитываем в них чувство уважения к труду взрослых, к результатам людей
разных профессий, воспитываем желание гордиться трудовыми достижениями
родителей, радоваться достигнутому и беречь все, что нас окружает.