«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и
ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования».
В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации
деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная
деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей –
наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации
деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество
взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.
В настоящее время психолого-педагогические условия организации
образовательной деятельности с детьми в форме мастерской разработаны
известным детским психологом Н.А. Коротковой. Существенной особенностью
партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону
свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время
партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с
интересами детей.
«Творческие мастерские» - одна из современных форм образовательной
деятельности, которая очень привлекает детей.
Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать,
наклеивать, экспериментировать, конструировать. «Творческая мастерская» - это
одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и
самостоятельной деятельности детей. Здесь есть все для того, чтобы творить.
Красиво и правильно оборудованная мастерская создает положительный
эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса. Наличие
мастерской снимает дискомфорт от самого «бросового» материала, который негде
хранить в условиях групповой комнаты, неизбежно захламляющего помещение.
Мастерская представляет собой место в группе, оснащенное всем
необходимым оборудованием для экспериментирования и конструктивной
деятельности с «бросовым» и другим материалами. Зонирование мини-мастерской
связано с выделением мест для хранения «бросового» материала, размещения
инструментов, проведение элементарных опытов и экспериментирования,
осуществления конструктивной деятельности и утилизации уже непригодного для
творчества материала. Наиболее целесообразно выделение 4-х зон: зоны
творчества, экспериментирования, хранения бросового и др. материалов и зона
утилизации. При этом зонирование является гибким, позволяющим детям и
педагогу легко перепланировать пространство в группе, передвигая мебель и
оборудование и образуя удобное место для конструктивной деятельности как
индивидуально, так и для замысла при осуществлении совместного творчества. Для
оборудования мини- мастерской мы использовали полки, где наличие ящиков,
прозрачных коробок из пластика дает возможность сортировать и хранить
материалы так, чтобы им можно было удобно пользоваться, не захламляя
помещение. Все инструменты (ножницы, кисточки, краски и т. д.) всегда
находится на своих местах. Это приучает ребят к порядку, формирует основы
культуры труда. В мастерской также находятся и дидактические пособия: альбомы
поделок, схемы-чертежи, технологические карты и пр.
Наличие мастерской позволяет также сочетать созидательную деятельность
детей с формированием основ культуры использования материалов и созданных
конструкций. Поскольку со временем интерес детей к той или иной конструкции
угасает, а в процессе игры она теряет свой первоначальный вид. В условиях
мастерской появляется возможность либо восстановить (подкрасить, подклеить,
подлепить или заменить детали и пр.), либо разобрать ее, сортируя материал.
Пришедший в негодность материал дети сами утилизируют, выбросив в
специальный мусорный контейнер, находящийся в «зоне утилизации», а пригодный
к повторному использованию- аккуратно убрать, рассортировав по коробкам и
специальным контейнерам, постоянно находящимся в мастерской.
Мастерская открывает путь и для использования поделок из различного
материала в различных событиях повседневной жизни детского сада: в ней
создаются игрушки, подарки-сувениры к праздникам и дням рождениям и т. д. При
этом конструирование из различного материала выступает как объединяющее
начало, обеспечивающее и само конструирование, и другие виды деятельности,
содержательность досуга ребят в детском саду. Дети конструируют не только для
себя, но и для своих сверстников, малышей, взрослых. Таким образом, досуг,
становится деятельностью полезной, доставляющей радость и удовольствие и
ребенку, и всем окружающим.
Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им
сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием.
Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с
карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится
наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной
деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными: краску,
бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги,
кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики,
нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, использованные
фломастеры и ручки, трубочки от бумажных полотенец и туалетной бумаги,
коробки, коробочки от спичек, пластиковые бутылки, контейнера и тд.
Для детей занятия обозначены как работа в мастерской в организованном
пространстве, где целенаправленно создаются вещи из разных материалов,
красивые, интересные и нужные.
•
«Дары природы» (изготовление поделок из природного материала, соленого
теста);
•
«Из бумаги и картона» (изготовление поделок из бумаги и картона);
•
«Не выбрасывай» (изготовление поделок из использованного материала);
•
«Есть идея!» (изготовление сувениров, подарков для родных и друзей).
Образовательная цель работы в мастерской- это развитие творческой
активности посредством знакомства с альбомами, технологическими картами;
развитие умение «читать» простейшие чертежи и схемы, составлять их
самостоятельно из готовых карточек или рисуя.
Работа в мастерской организуется в утренние часы до завтрака и в вечерние
после полдника. Тематика и направление работы определяется темой недели.
Мастерская как форма организации предполагает создание условий:
1.
организацию общего рабочего пространства,
2.
возможность выбора цели из нескольких - по возможностям и интересам.
3.
открытый временной конец занимательного дела, позволяющий каждому
действовать в индивидуальном темпе.
Дети включаются в деятельность добровольно по принципу «Я тоже хочу
делать это!» .
Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре:
- ритуал начала и окончания занятия. Это психогимнастические и игровые
упражнения, например, дети передают друг другу мяч и рассказывают о своем
настроении.
- постановка проблемы (педагог сообщает о проблеме, создает ситуацию,
побуждающую детей включиться в решение поставленной задачи, выдвигая
различные идеи) ,
- своевременный поиск путей решения проблемы, метод «Мозгового штурма»,
метод активизирует творческое мышление благодаря определенным правилам:
можно высказывать любую идею - никто не назовет ее плохой, можно
комбинировать, модифицировать, улучшать идеи других, чем невероятнее идея, чем
лучше -тем лучше результат.
- совместная работа в микрогруппах (индивидуальная, коллективная), творческие
работы выполняются детьми самостоятельно, без помощи и контроля взрослого.
Если после «мозгового штурма» ребенок чувствует, что еще не готов к
самостоятельной работе, провожу с ним индивидуальную дополнительную
разминку.
Созданию и поддерживанию атмосферы творчества и психологической
безопасности способствуют методы, направленные на коллективное
взаимодействие и сотрудничество, повышение социального статуса:
1) мотивационный компонент при постановке задач («сделать подарок другу,
лакомство для птиц»);
2) ситуация сотрудничества работая в парах, подгруппах, командах;
3) игровые проблемные ситуации «поможем зайцу выбрать шубку для зимы»,
«поможем солнышку засветить»;
4) ситуации морального выбора (помощь в завершении начатой поделки и т.д.)
В нашей мастерской мы начали работать с бумагой, бумага –один из самых
простых, доступных, легкообрабатываемых материалов. В зависимости от замысла
и назначения изделия применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре,
текстуре и цвету. Собрали коллекцию разных видов бумаги. Приобщение детей к
художественно- творческой деятельности начали постепенно от простого:
1 этап –это работа с бумажными салфетками. Занятия с салфетками способствуют
развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений,
развитию речи, т.к. существует взаимосвязь общей и речевой моторики.
2-й этап- художественное моделирование из полосок бумаги и вырезанных фигур
(квадрат, треугольники, овал и т.д.). Полоски и фигуры из белой и цветной бумаги,
клей – это отличные материалы для художественно – творческой деятельности
детей.
3-ий этап- работа с гофрокартоном. Для работы с гофрокартоном применяется
техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона толстая и
упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовления
тратится меньше. К концу третьего этапа дети постепенно овладевают различными
техниками работы с бумагой, совершенствуя умения, навыки и начинается
заключительный этап овладение новой техникой работы с бумагой – квиллингом.
Следующий материал, с которым стали работать – это дерево. Познакомила
детей с древесными отходами, предлагала их понюхать, чтобы ребята ощутили
аромат древесины, полюбоваться цветом, посмотрели какие могут быть
разнообразные формы, объяснила каким образом появились древесные отходы и
стружка. Нужно сохранять их или нет и для чего их можно использовать и как.
Посовещавшись с ребятами, решили из брусочков сделать кубики, мы их
обработали наждачной бумагой и покрасили и у нас появился еще один набор
кубиков для занятий и для игры. А из стружки, которой у нас много накопилось от
карандашей - решили сделать аппликации, сначала дети учились аккуратно
наносить клей и приклеивать, а когда работы были закончены, я предложила
сделать к женскому дню мамам сюрприз, сделали такой натюрморт, повесили в
приемной группы вместе с приглашением на праздничный утренник.
В работе творческой мастерской использую технологии личностно-
ориентированного обучения: проблемные ситуации, «Как сделать бусы из муки?»,
«Можно ли рисовать без красок?»; игровое обучение, с помощью которого
формирую гибкое оригинальное мышление и освоение различных способов
разрешения конфликтных ситуаций; внутригрупповую дифференциацию
(распределение детей по группам с учетом интересов «давайте решим, кто будет
делать радугу, а кто солнце…»).
Совместная работа детей и родителей, где родители отвечают за техническую
сторону работы, прочность, и безопасность, естественно вовлекает их в процессе
воспитания ребят. При этом важно, что бы дети и родители работали сообща и
ребята не были просто зрителями или выполняли только подсобную работу
(принеси, подержи). Для привлечения игровой мотивации мы провели семейные
конкурсы по типу домашних заданий, результат которых оцениваются в детском
саду на выставках.
Взаимодействие с семьей – важный момент в организации мини-мастерской
в группе. Именно родители – главные «поставщики» «бросового» материала для
детского творчества, производящие совместно с воспитателями его
предварительную гигиеническую обработку.
В результате проделанной работы отмечается положительная динамика
развития детей. На начало учебного года отмечалось небрежное отношение детей к
материалам и инструментам, утилизировались отходы от конструирования из
материалов с помощью взрослого. Дети нуждались в прямой помощи воспитателя
в определении и реализации замысла.
К середине учебного года наблюдается ценностное отношение к материалам
и инструментам для конструирования, умение утилизировать отходы от
конструирования из различного материала при словесной помощи воспитателя
(совета, указания). Появились познавательный интерес к экспериментированию и
техническому конструированию из бросового материала и способность к
творческой реализации замысла в совместной со-творческой деятельности со
взрослым.
В настоящее время можно отметить следующие достижения детей:
ценностное отношение к материальным ресурсам, устойчивый интерес к
экспериментированию и техническому конструированию, способность к
самостоятельной творческой реализации замысла, активное желание участвовать в
совместных творческих проектах и конкурсах. Коллективные работы, выполненные
в мастерской, были представлены на конкурсы детского творчества: это городской
выставки декоративно-прикладного творчества «Зимняя сказка»; Международные
конкурсы детского творчества «Осенние фантазии», «Рождественская сказка»,
«Елочка-красавица», в конкурсе, который проводила Православная церковь «Свет
Рождественской звезды» где заняли во всех перечисленных конкурсах первые
места, где заняли первые места.
В завершении хочется вспомнить слова В. Сухомлинского: «Дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Все
это возможно, организуя такую форму работы как мастерская.