Напоминание

"Путешествие по городам Урала"

Автор: Блинова Елена Юрьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Путешествие по городам Урала"

Описание:

Материалы занятия помогут уточнить и расширить знания детей о родном крае - Южном Урале, его богатствах, уральских городах.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=408

Опубликовано 09.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Познавательное занятие в старшей группе

«Путешествие по городам Урала»
Подготовила и провела воспитатель Блинова Е.Ю.
Цель:
Ознакомление детей с родным краем.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о родном крае (об уральском лесе, об уральских горах, об уральских озёрах и реках) 2. Познакомить с природой родного края, его богатствами - полезными ископаемыми. 3. Развивать интерес к изучению родного края, любознательность. 4. Формировать навыки связного речевого высказывания. 5. Активизировать память, внимание. 6. Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережное отношение к ней.
Словарная работа:
Урал, уральские (горы, хребты, озера), Снежинск, Екатеринбург, Касли, Коркино, герб, карьер, каменный уголь, мрамор, малахит, «каслинское литьё», полезные ископаемые, украшения.
Материалы к занятию
: карта России, Челябинской области, коллекция уральских камней, кукла «Хозяйка Медной горы», пейзажные картины Уральских гор, леса, озера, деревни, города; выставка изделий и украшений из поделочных камней; наборы открыток – «Каслинское литье», «Уральский пейзаж».
Предварительная работа:
1. «Урал – наш край» – рассказы воспитателя о родном крае. 2. Чтение сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» 3. Экскурсия в библиотеку 4. Просмотр слайдов на компьютере: «Край родной и любимый», «Народные промыслы Урала», 5. Рассматривание коллекции уральских камней.
6. Обобщающая беседа об Урале. 7. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»)
Организационный момент:
-Ребята, эта карта нашей большой страны, которая называется… Ответы детей: Россия -Среди просторов нашей страны есть чудесный край, который называется Урал. Урал – это часть России, он находится почти в самом центре. (показываю Урал на карте, затем дети. Вызываю 2-3 детей. Они показывают Урал на карте). -Урал - это наш край, где мы живём, наша малая Родина. Велики просторы Уральской земли. Наш огромный каменный пояс, горный хребет протянулся на тысячи километров от холодного Красного моря до тёплых степей Казахстана. «Каменный пояс», «Урал – батюшка» - называл народ Уральские горы. - А народ, живущий на Урале, называют уральцами, а вас - уральскими ребятишками. (Дети повторяют. Сначала мальчики, потом девочки.)
Ход занятия:
-Ребята, наш край удивительной красоты, сказочных природных богатств. Разнообразен уральский пейзаж: то мягкие, пологие склоны, то высокие скалистые горы. В горах люди добывают природные богатства, в горах люди отдыхают от городского шума и любуются красотами нашей земли. Озёра с чистой родниковой водой, бурные каменистые речушки. Урал называют краем голубых озёр. Богат Урал лесами густыми, хвойными, смешанными. Водится там и зверьё и птица.
(Читаю легенду о медведе.) -В давние времена рассказывали люди такую сказку. Живёт в чащобе золотой медведь, лесной хозяин. Если начнут люди без нужды деревья рубить, реки, озёра портить, дичь без пощады бить, то нападёт на них золотой медведь, изранит, а то и убьёт. Но если станут люди лес беречь, если будут с умом и благодарностью пользоваться лесными дарами, то им золотой медведь не помешает, а самым трудолюбивым и верным друзьям леса может и подарок сделать – ларец с драгоценностями принести. Спрашиваю детей, чем богата уральская природа? Ответы детей: Высокими горами, озёрами, реками, густыми лесами. -А ещё, ребята, города нашей земли славятся заводами, шахтами, карьерами, приисками (добыча золота). (Показываю на карте города Челябинской области и называю их) Еманжелинск, Троицк, Коркино, Кыштым, Челябинск, Озёрск и т.д. -Я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым из них. Садимся в «автобус» и отправляемся в путешествие по Уралу. (Дети садятся в «автобус». Звучит музыка.) Мы с вами подъезжаем к городу Мастеров-Касли. Касли на весь мир знаменит. Начался город с завода, на котором чугун и железо делали. Работают на заводе удивительные мастера, которые научились выплавлять из чугуна скульптуры невиданной красоты: и огромный памятник, и красивую игрушку, и узорчатую ограду, и целый чугунный дворец. Ребята, вспомните, где в нашем посёлке встречается «каслинское литьё». Ответы детей: Забор в сквере возле Дома культуры. -А особенной славы заслужили мастера из Касли за чудесную красоту коней, которых выплавляли больше ста лет назад. Поэтому и стал гербом Касли чёрный вздыбленный конь. -Так что же изготавливают каслинские мастера?
Ответы детей: Скульптуры, памятники, красивые игрушки. Фигурки, сделанные из чугуна, называются «каслинским литьём». Горячий чугун заливают в форму, а когда остывает, вынимают из формы готовое изделие. -Как называются фигурки, сделанные из чугуна. Ответы детей: Каслинское литьё. -Давайте, ребята, рассмотрим фигурки из чугуна. (дети рассматривают, трогают руками, сравнивают. Подвожу детей к ответу: чёрные, тяжёлые, красивые.) -Ребята, садитесь в «автобус», поедем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) - Мы приехали в город Коркино. Богатство этого города – уголь. Уголь – этот камень не простой, а горючий. Если бросить уголь в огонь, запылает он ярким пламенем. А самое главное, что пламя от угля жаркое и долгое. По всей Челябинской земле стоят бесчисленные заводы (Как наша ТЭЦ), и всем им для работы нужен огонь. Огню нужно топливо, а чем топить? Углём! Уголь – камень, но горит. Чудо? И правда, чудо. Сколько на свете разных камней, но никакие камни не горят, а уголь горит. Как уголь добывается? Выкапывают в земле огромную яму – карьер. По краям карьера прокладывают дорогу. Идёт она витками всё ниже и ниже. И приводит на дно карьера, где огромные экскаваторы уголь собирают и в железнодорожные вагоны грузят. Локомотивы с углём по спиральной дороге, по краям карьера наверх вытягивают и потом ведут по всей нашей стране, чтобы дарить людям свет и тепло. Посмотрите на герб города Коркино, он похож на дорогу, которая подымается из карьера, доставляя людям уголь, а золотой цвет обозначает свет, тепло, который даёт уголь.
- Ребята, вспомните, какие большие составы с углём доставляют на нашу ТЭЦ. В больших котлах топят уголь, благодаря этому, в наших квартирах есть свет и тепло. (Показываю детям уголь. Дети рассматривают.) -Что вы узнали интересного об этом камне? Ответы детей: Добывают уголь на дне карьера. Он чёрного цвета, он горит. Наша ТЭЦ тоже работает на угле, вырабатывая свет и тепло. -Молодцы! А теперь садимся в «автобус» и едем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) -Мы прибыли в хорошо знакомый вам город Озёрск. Не зря он Озёрском называется - этот город лежит среди озёр, со всех сторон его вода озёрная омывает. На гербе золотая ящерица из старых времён, из давних легенд. Ящерица золотая символом уральских гор служит, потому что с давних пор рассказывают на Урале сказание о хозяйке медной горы – волшебнице, то прекрасной девицей, то юркой ящерицей обращается и бережёт в глубине Уральских гор заветные сокровища. Но сегодня Хозяйка горы нам принесла волшебный ларец, чтобы мы полюбовались драгоценными камнями. (В группу вносится кукла со шкатулкой украшений. Дети рассматривают украшения из драгоценных камней: шкатулки, ювелирные украшения, подставки.) Хозяйка горы: Уральские мастера издавна прославились своим искусством обработки камня (точат, шлифуют). При производстве различных коробочек, шкатулок умело используют мастера природную красоту камней. Из каменной крошки делают вот такие красивые картины с изображением Уральских пейзажей. (Кукла показывает картины из крошки) Хозяйка горы: Понравились вам богатства?
-Что интересного вы узнали о камнях? -Почему их называют драгоценными? Ответы детей: Да, понравились. Чтобы получилось украшение, камень обрабатывают Уральские мастера. Благодаря большому труду мастеров, из камня получается украшения. Ребята, а у Хозяйки горы для вас ещё есть волшебная шкатулочка. (Хозяйка горы открывает и угощает детей конфетами-драже, разноцветными камешками) -Ребята, а теперь пора прощаться с Хозяйкой горы. (Дети прощаются, говорят спасибо за угощенье. Хозяйка горы уходит.)
Итог занятия:
Спрашиваю у детей, что интересного они узнали из нашего путешествия по Уралу? Ответы детей: Дети перечисляют то, что запомнили. Кто затрудняется в ответе, помогаю наводящими вопросами. Мы счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев. А прославили эти города наши Уральские мастера.


Яндекс.Метрика