Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде "Педагог - Родитель - Дети".
Консультация: «Проектная деятельность в работе с семьей»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается
актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных
путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это
использование активных форм и методов.
Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за
нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах
дошкольной педагогики и психологии.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым
вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов
зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы
дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры
родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы
педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных
условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия
родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание
дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и
дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей
мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его
положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой
позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду
педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле
образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке,
идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие
ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой
ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого
пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом,
знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных
задач.
Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не
только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих
волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка,
спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию,
надо искать новые методы и формы работы с родителями.
В работе нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой.
На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое
применение в педагогической практике.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в
работе с семьей - через совместную деятельность.
Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных
подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде
«Педагог - Родитель - Дети».
Основная цель нашей работы - это разработка модели сотрудничества ДОУ
и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких
как, например, метод проектов.
Задачи:
создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую
развитию личности ребенка;
формировать систему поддержки важных социальных функций семьи:
воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания
детей дошкольного возраста;
обеспечение методического, материально – техническое сопровождения
данного направления в деятельности дошкольного образовательного
учреждения
расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам
организации совместной проектной деятельности;
гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип
сотрудничества детей и взрослых.
Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с
интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и
организации совместной работы над ними.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации
проектов осуществлялась по нескольким этапам:
Этапы:
Первый этап.
На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание
лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы
постарались и показали родителям положительный образ ребенка,
благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться
доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе использовались различные формы и методы работы с
родителям. На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский
клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники,
конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ,
проекты.
Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в
проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с
коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем
занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно
активное участие в жизни группы.
Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с
родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой
личности ребенка.
Очень важно для нас стало, что в совместных проектах дети, родители и
педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала
возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.
Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не
просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но
способствовало формированию общей культуры семьи, выстраивало
традиционные иерархии жизненных ценностей.
Использование проектного метода позволяет:
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам
взаимодействия с семьей;
Приобщил родителей к участию в жизни детского сада и социализации
ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм
взаимодействия;
Повысил уровень воспитательных умений и педагогической культуры
родителей.
Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые
участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в
познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи
своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе,
обсуждать совместный план действий.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса
(педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов
приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива.
Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих
способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и
индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий
взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их
профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям
во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.