"Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности"
Автор: Северина Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности"
Описание:
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Статья из опыта работы Севериной Е.Л. Гоковой О.Н.
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков
безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент
одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных
учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания,
полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом
применены будущими школьниками. В детском саду ребенок должен усвоить
основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим
правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный
опыт ребенка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и
навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность
сохранить жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в
детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в
обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма.
Одним из перспективных методов, способствующих решению
проблемы, по познавательной активности детей, является метод
проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл
проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью,
формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает
познавательную активность, умение определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
В течение трех лет авторами были реализованы долгосрочные проекты:
«Безопасная дорога»,
«Школа пешеходных наук». Участниками проектов
были дети, родители, воспитатели, узкие специалисты, социальные партнеры.
При работе над проектом крайне важно было научить детей основам
самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, сформировать у
них устойчивые знания, умения и навыки в сфере безопасности дорожного
движения и ответственности в деле сохранения собственного здоровья и
безопасности.
В рамках реализации проектов, в соответствии с ФГОС ДО, педагоги
использовали деятельностный и компетентностный подход в построении
образовательного процесса.
В образовательный процесс, включали три основных составляющих
блока, формирующих деятельность:
совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
свободная самостоятельная деятельность детей,
совместная деятельность со сверстниками.
При реализации проектов авторы применяли разнообразные формы
работы в совместной деятельности:
наблюдения,
образовательную деятельность
игры-путешествия,
викторины,
КВН,
дидактические игры,
чтение специальной литературы,
продуктивную деятельность,
сюжетно-ролевые игры,
проблемные ситуации,
игры – тренинги,
праздники, развлечения,
выпуск газет и листовок.
Во время самостоятельной деятельности дети играли в сюжетно-
ролевые и дидактические игры, рассматривали иллюстрации, занимались
продуктивной деятельностью.
При реализации проектной деятельности
«Школа пешеходных наук»
была проведена игра- ситуация
«О ступеньках под землей и полосатой
зебре». Где были представлены иллюстрации, фотографии с изображением
людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно было
сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить
дорогу. Сначала дети не нашли ошибку, но, подумав сразу решили эту
проблему и указали где нужно было переходить улицу, не нарушая ПДД.
В игре «Три глаза – три наказа» детям нужно было раскрасить
светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым,
а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? На
основе полученных знаний дети справились легко с этим заданием.
Рассказали, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя.
Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его
видели водители. Пока на нашем светофоре – зеленый свет, для
автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят. «Красный свет –
движенья нет, желтый будет – подожди, на зеленый свет иди».
Игра «Ловкий пешеход» была направлена на усвоение детьми знания
обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят
перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок
светофора. Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый –
получаешь право бросить мяч еще раз.
Работе с родителями в детском саду уделялось много внимания, ведь
именно они каждый день не раз переходят с детьми дорогу и несут за них
ответственность.
Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди родителей, педагогический коллектив
использовал следующие формы работы:
-анкетирование родителей по теме « «Я и мой ребенок на улицах
города» » помогло определить уровень знаний родителей и подобрать
наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать
формы общения;
-консультации, рекомендации, беседы, проведение семинаров-
практикумов, мастер-класс, бесед за круглым столом, конференций, диспутов,
дискуссий и др.
-наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей, буклеты,
листовки);
-встреча с сотрудниками ГИБДД;
-участие в совместных мероприятиях по профилактике ДДТТ (деловые
игры, викторины, КВН, развлечения, праздники, совместные занятия,
изготовления индивидуальных маршрутов следования).
Родители были непосредственными участниками образовательного
процесса по обучению дошкольников ПДД. В рамках реализации проектов
оформляли семейные газеты, книжки - малышки, презентации,
пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДТТ. В
каждой возрастной группе собраны семейные электронные портфолио на
данную тематику, фотоколлажи мастер – классов, оформлены совместно с
детьми книги сказок и историй по ПДД, дидактические игры и пособия.
Итогом проектной деятельности было проведено совместное
развлечения:
« Я знаю правила дорожного движения
».
Авторами опыта
ставилась задача обобщить знания детей о правилах дорожного движения и
поведения на дороге, довести до сознания детей, к чему может провести
нарушения.
Системный подход в работе педагогов с родителями на основе
проектной деятельности дал положительный результат в усвоении детьми
знаний по правилам дорожного движения и помог сближению всех
участников образовательного процесса.