Проблема: в возрасте 1,5 – 3 лет дети мало знают о природных
явлениях, в том числе весне, солнце, затрудняются выразить свои
эмоциональные проявления, посредством речи, используя определения,
глаголы, местоимения.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта : В
первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности – познавательная активность и любознательность.
Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют
непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм
деятельности. Таким образом, т ема проекта была выбрана в первый месяц
весны, когда явно можно наблюдать сезонные изменения в природе, которые
вызывают у детей повышенный интерес. Актуальность данного проекта
заключается в том, что дети раннего возраста зачастую затрудняются
выразить свои эмоциональные проявления посредством речи.
Цель проекта
: формировать у детей активный словарь через
организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной
(наблюдение, эксперимент, художественное слово), музыкально-
эстетической, продуктивной.
Задачи проекта :
1.
Способствовать формированию элементарных представлений о
весенних изменениях в природе.
2.
Обогащать активный и пассивный словарь детей за счет введения слов:
«яркое», «светлое», «теплое», «светит», «греет», «потеплело»,
«травка», «насекомое», «одуванчики» и т.д.
3.
Способствовать развитию у детей познавательного интереса к
элементарным экспериментам.
4.
Воспитывать взаимоотношения со сверстниками и окружающим
миром.
2
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Руководители проекта : Калинина М.А., Зуева Л.В., воспитатели
группы №1.
Участники проекта: Бузова Н.И., Пикульникова И.А., воспитатели
группы №4; Слепенко Т.В., Лыкова И.В., воспитатели группы №3.
Длительность: 02.03.15-22.05.15 (краткосрочный)
Ожидаемый результат:
1.
Эмоциональный отклик
2.
Развитие у детей наблюдательности, внимания (узнают и называют
солнце, птиц в книгах и на картинках).
3.
Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов:
«яркое», «светит», «теплое», «греет», «лучистое», «зеленое»,
«улыбается» и тд.
4.
Называние цвета (зеленый, желтый, красный).
Подготовительный этап:
1.
Беседа с детьми о весне и солнце (Приложение 1).
2.
Подбор художественной литературы: стихи, потешки, загадки,
заклички, попевки о солнце и весенних явлениях (Приложение 7).
3.
Подготовка атрибутов для игр и образовательной деятельности.
Основной этап:
1)
Театр на фланелеграфе «У солнышка в гостях» (Приложение 2).
2)
Элементарное экспериментирование с водой и песком (Приложение 3).
3)
Наблюдения:
а) за изменениями в природе;
б) за деревьями и кустарниками;
в) за одуванчиками (Приложение 4).
4)
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Солнышко и туча», «Птички в
гнездышках» (Приложение 5)
5)
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию
(лепке) «Солнышко лучистое», по художественно-эстетическому развитию
(рисованию) «Солнышко» (Приложение 6).
6)
Дидактическая игра «Лучики для солнышка» (Приложение 8)
3
7)
Речевые игры: игра с солнышком и тучкой, «Помогаем весне», «Похвали
солнце и весну» (Приложение 9).
8)
Комплекс утренней гимнастики «В гостях у солнышка» (Приложение 10).
9)
Физкультурные минутки «Солнце», «Солнце спит, и небо спит»
(Приложение 10).
10)
Пальчиковая гимнастика « Капельки- дождинки» (Приложение 10)
11) Музыкальное развлечение «Светит солнышко в окошко…»
(Приложение11)
12)
Консультации для родителей: «Остерегайтесь клещей», «Солнечный
удар», «Ядовитые растения», «О предупреждении ОЖКИ»
(Приложение12).
13)
Привлечение родителей к изготовлению панно «Солнечный денек».
Заключительный этап:
1.
Подведение итогов проекта.
2.
Подготовка презентации на заданную тему.
3.
Оформление листовок, буклетов для родителей
Результаты проекта:
1.
Организована выставка рисунков на тему: «Весенняя капель».
2.
Проведено музыкальное развлечение «Светит солнышко в окошко…»
3.
Совместно с родителями организована фотовыставка на тему: «Весна
шагает по дворам».
4.
Получен эмоциональный отклик детей: они с удовольствием наизусть
рассказывают стихи, потешки; подпевают заклички, попевки, песенки о
весне и солнце.
5.
В своей речи дети начинают более активно использовать слова:
«яркое», «светлое», «теплое», «светит», «греет», «потеплело»,
«травка», «насекомое», «одуванчики»
В перспективе:
1.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе летом.
2.
Ознакомление с элементарными правилами поведения детей в
солнечную погоду.
3.
Закаливание солнцем.
Вывод : благодаря выполнению поставленных задач, цель данного
проекта достигнута.
4
Использованная литература:
1.
Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования От рождения до школы [Текст]/ Е.Н. Веракса, Т.С.
Комарова, М.А. Васильева. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности
[Текст]/ Н.Ф. Губанова.
– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
3.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры [Текст]/ О.Л. Князева - С.-Пб, 1998.
4.
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]/ Л.Н.
Павлова –М.: Мозаика- Синтез,2003.