Напоминание

"Познавательно – речевое развитие детей с задержкой психического развития"

Автор: Нуртдинова Гулия Мингалимовна

Должность: учитель - логопед

Учебное заведение: МБДОУ № 34 "Теремок"

Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область

Наименование материала: статья

Тема: "Познавательно – речевое развитие детей с задержкой психического развития"

Описание:

Познавательно – речевое развитие детей с задержкой психического развития.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4105

Опубликовано 21.08.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Познавательно – речевое развитие детей с задержкой психического развития.
Развитие психических процессов у детей с ЗПР.
Познавательная деятельность
— это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями. Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития. Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи: 1. уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля; 2. уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности; 3. речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов, и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат; речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, правильно воспроизводить их в слове. Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия можно использовать дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривания слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить. Недостаточная сформированность грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений общего недоразвития речи, характеризующих устную и письменную речь учащихся. Формирование грамматического строя речи учащихся класса ЗПР с нарушениями речи осуществляется в основном на уроках развития речи и направлено на решение следующих задач: 1. Уточнение значений грамматических форм и конструкций.
2. Формирование умений и навыков наблюдения за языковым материалом, его анализа и синтеза. 3. Знакомство с новыми грамматическими формами и конструкциями. 4. Обучение использованию в собственной речи адекватных грамматических форм и конструкций в соответствии с замыслом высказывания. Трудность у этих детей вызывает определение цвета и формы, подбор антонимов и синонимов. Ограниченность лексических средств у детей с ЗПР проявляется при составлении предложений по опорным словам и с заданными словами. Уровень овладения предложением служит показателем сформированности грамматического строя речи. Для детей с ЗПР составление предложений представляет трудность. Ошибки у детей очень многочисленны. Наиболее распространенная ошибка — нарушение порядка слов. Одно из ярких проявлений несформированности грамматического строя речи является употребление предлогов. Сложные предлоги не употребляются этими детьми, но и простые употребляются с ошибками (замена предлога, пропуск). Несформированность устной речи обуславливает и нарушение письма у детей с задержкой психического - развития. При письме дети допускают следующие ошибки: — замена букв; — искажение звуковой структуры слова - пропуски букв, их перестановки, добавления, что обусловлено неполноценностью фонематического восприятия и несформированности звукового анализа, как умственного действия по выделению звуков из слова; — искажение слоговой структуры слова. У всех детей встречаются синтаксические ошибки -неумение выделить слово, предложение из текста и др. О специфике словаря у детей с ЗПР можно сделать следующие выводы:  значительное расхождение между пассивным и активным словарем (необоснованно частое употребление небольшого количествам слов);  неточное употребление слов;  мало слов, обозначающих общие понятия и конкретизирующих эти понятия;  затруднена активизация словарного запаса; Период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает позже и продолжается дольше, чем у детей с нормальным развитием. Собственно речевые дефекты группируются в зависимости от того, какая именно сторона речевой деятельности нарушена в наибольшей степени.


Яндекс.Метрика