Напоминание

"Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко".

Автор: Рябцева Александра Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д\с №153

Населённый пункт: г. Самара

Наименование материала: консультация для воспитателей

Тема: "Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко".

Описание:

Одна из основных задач в развитии ребенка – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4108

Опубликовано 22.08.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Консультация для воспитателей

«Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей

Т.А.Ткаченко».
Одна из основных задач в развитии ребенка – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Задачи развития связной речи по программе «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.

Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Младшая группа (3-4г.) 1. Развивать диалогическую форму речи  Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.  Обучать умению вести диалог с педагогом.  Напоминать о необходимости говорить вежливые слова  Формировать потребность делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями Средняя группа (4-5 л.) 1. Совершенствовать диалогическую речь  Учить участвовать в беседе  Учить детей рассказывать (описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине и т.д.)  Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок Старшая группа (5-6 л.) 1. Развивать умение поддерживать беседу  Совершенствовать диалогическую форму речи (поощрять попытки высказывать свою точку зрения) 2. Развивать монологическую форму речи  Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.  Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.  Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.  Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера. Подготовительная к школе группа (6-7л.) 1. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи  Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; воспитывать культуру речевого общения  Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их  Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины и т.д..  Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.  Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. 1
 Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Существует ряд методик развития речи дошкольника (А.М.Бородич, Ф.А.Сохин, О.И.Соловьева, О.С.Ушакова и др.). Ведущий логопед г. Москвы Татьяна Александровна Ткаченко разработала систему занятий по составлению описательных рассказов на основе схем. Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов. Существует несколько видов составления рассказов: 1. Составление рассказа по демонстрируемому действию. 2. Составление рассказа по одной сюжетной картине. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картин. 4. Составление рассказа на основе сравнения предметов. 5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года. Самым сложным видом рассказывания является
описательный рассказ о предмете,
он вызывает наибольшие затруднения. Вот основные из них: 1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его главные свойства и признаки. 2. Установить последовательность изложения выявленных признаков. 3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является планом рассказа-описания. Т.А.Ткаченко обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. 1. Один из таких факторов -
наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия. 2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание
плана

высказывания,
где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется др 2
Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем. Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года) ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ 1.
Цвет
. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета. 2.
Форма
. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом. 3.
Величина
. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой- маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий». 4.
Материал
. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево. 5.
Части игрушки
. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.
Действия с игрушкой
. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно
катать
,
привозить
в ней песок,
отвозить
песок на стройку,
завести
ее в гараж,
ремонтировать.
Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета. Как они могут быть использованы на занятиях?
Как часть занятия
. 1. В виде дидактической игры, например
«Писатель»,
когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о звере, или птице, или посуде, или одежде в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и
рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или предмета. 2. Игра
«Самый главный»
тоже хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи овощей или фруктов (или предметные картинки зверей, птиц,) и рассказывает сказку о том, как поспорили фрукты-овощи в саду-огороде (или звери-птицы в лесу), кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самый главный!». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, и все они главные, среди них нет более или менее важных. 3. Еще одна игра
«Загадки».
В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме, а остальные дети отгадывают, о чем он говорил. Ребенок, который первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.
В индивидуальной работе.
Аналогично можно использовать дидактические игры
«Писатель»
или
«Покупатель».
Воспитатель предлагает побыть ребенку писателем или покупателем, а сам будет благодарным слушателем или продавцом. «Писатель» рассказывает «сказку» о предмете, а «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца.


Яндекс.Метрика