Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов.
Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить
на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок
уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на
примере которой формируется его собственная речь.
Игры на развитие понимания речи
Игра с картинками
Подобрать парные картинки: карандаш — карандаши, мяч — мячи, кубик
— кубики, шар — шары, и т.п. Картинки раскладываются на столе перед
ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и
выполнить его просьбу. Далее взрослый просит: «Возьми карандаш — возьми
карандаши, возьми мяч — возьми мячи, возьми цветок — возьми цветы, дай
мне кубик — дай кубики, дай шар — дай шары, дай гриб — дай грибы»
Игра «Узнай и покажи».
Взрослый раскладывает перед ребенком предметы, хорошо ему знакомые и
дает задания: «Покажи то, чем ты рисуешь дом», «Покажи то, чем ты
чистишь зубки», «А что ты наденешь на голову, когда пойдешь на
прогулку?» и т.д.
Игра «Узнай игрушку».
Взрослый кладет на стол игрушки: мячик, белочку и кубик. Затем он
предлагает послушать и угадать, о какой игрушке он говорит: «У нее
пушистый хвост, рыжая шерсть, маленькие лапки», «Он квадратный,
деревянный, синий» и т.д.
Игры на формирование и обогащения словарного запаса
Серия игр “Умный пальчик”
Взрослый просит показать ребенка пальчиком предметы или игрушки. А на
картинке с простым сюжетом изображение предметов и игрушек. Например:
Где домик? Где машинка? Где солнышко? И т.д.
“Поручение”
Постепенное усложнение заданий.
1. Взрослый просит принести куклу, посадить куклу, положить куклу спать
и т.д.
2. Усложнение. Взрослый просит дать красную машинку или дать большую
машинку и т.д.
3. Дальнейшее усложнение. Взрослый просит положить пирамидку в стол,
положить пирамидку на стол, положить мяч в ящик, поставить машинку на
стул
Чтобы ребенку игра была интересна, можно привлечь к игре любимые
ребенком игрушки. Например, “Давай Миша (игрушка) тебе поможет”.
Взрослый дает поручение игрушке, а ребенок выполняет задание
“Мишкиными лапами”. Другой прием предполагает наличие более активного
участия ребенка.
“Собираемся на прогулку”.
Взрослый: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба. Что сейчас мы
надели? – Шубу. Что мы достали? – Шапку. Что это такое? – Шапка. Что
сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.
Игры на развитие фонематических процессов
«Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних
животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних
животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Ребенок должен услышать и назвать, кому из домашних животных
принадлежит голос.
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в
пространстве с закрытыми глазами.
Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно
передвигается по комнате и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывают
рукой в направлении источника звука.
Игры на развитие общей и мелкой моторики
1. Выкладывание цветов, домиков и других предметов из мозаики, пшена,
рисовых зерен, палочек.
2 . Работа с вкладышами.
3 . Пирамидки различных размеров.
4. Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
1. Играет на «пианино».
2 . Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
3. Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
4. Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
5 . Покажи «козу», «ушки у зайчика».
6. Играем на «барабане».
7. Хлопаем в ладоши.
Простые советы
чтобы ребёнок говорил хорошо
Начнем с Вас
Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом.
Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что
происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия
словами.
Говорите четко.
Уважайте попытки ребенка говорить.
Читайте, читайте, читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не
бойтесь, что это надоест ребенку.
Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.