родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
К сожалению, не все родители откликаются на стремление
воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по
воспитанию своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное
учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как
плацдарм для старта в школу. Бесспорно, родителям необходимо знать, как
ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится
со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем
ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? В большинстве случаев
педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только
самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное
окончательное формирование личности с помощью садика будет только
тогда, когда и в группе, и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ. Скажем,
если воспитательница приучает детей убирать за собой, а мама говорит
ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так
же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято
аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не
руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе
ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и
так далее… Именно поэтому педагоги сегодня целенаправленно ищут пути
решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем.
Современные родители образованны, обладают широким доступом к
научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако
высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность
родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической
культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе
оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении
почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации
непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной
адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно
педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что
за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную
деятельность.
Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей
стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых
отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие
представляет собой способ организации совместной
деятельности. которая осуществляется с помощью общения. В "Словаре
русского языка" С. Ожегова значение слова
" взаимодействие " объясняется
так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное
взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,
успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания
конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в
понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации
его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в
рамках закрытого детского сада: он должен стать
открытой системой.
Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют
охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного
учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать
педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным,
гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать
такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети,
педагоги, родители) возникала
личная готовность открыть самого себя
в
какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах,
успехах и неудачах и т.д.
Пример открытости демонстрирует педагог.
Педагог может
продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем -
интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем
самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог
не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески
подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем
педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит
педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.
Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей,
родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное
общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и
предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада.
Родители, члены семьи могут
значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести
свой вклад в образовательную работу. Это может быть
эпизодическое
мероприятие,
которое по силам каждой семье. Одни родители с
удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку,
другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то
научат детей. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в
проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с
детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым
ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
Таким образом,
от участия родителей в работе дошкольного учреждения
выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И
не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с
уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек,
дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно
рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь,
имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и
общественного воспитания.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой,
родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на
ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные
черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним
внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на
уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания,
но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость,
внимание к людям, доброта, чуткость).
Итак, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -
установление доверительных отношений между детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности
делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста
осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни
образовательного учреждения;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей,
детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой
учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по
воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует
рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на
основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы,
способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении
ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и
эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Педагоги же в свою очень серьезно работают над собой, готовят себя к
грамотному общению с родителями посредством практикумов, тренингов,
ролевых игр, творческих заданий и др. Дискуссии помогают педагогам
увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некому
общему знаменателю. Важно отметить, что успех взаимодействия педагога и
родителей напрямую связан с активной позицией самого педагога, с его
желанием научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: сложно
изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.
Воспитатель группы №5