Напоминание

"Формирование познавательных интересов детей 6-7 лет"

Автор: Гончаренко Марина Витальевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГБОУ СОШ им.Н.Т.Кукушкина детский сад "Пчёлка"

Населённый пункт: с.Савруха

Наименование материала: "Педагогика дошкольного образования"

Тема: "Формирование познавательных интересов детей 6-7 лет"

Описание:

Изучение развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4123

Опубликовано 02.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Самарской области ГБОУ ВПО «Самарская областная академия (Наяновой)» Курсовая работа По курсам переподготовки «Педагогика дошкольного образования» Тема: «Формирование познавательных интересов детей 6-7 лет» Работу выполнила: Гончаренко Марина Витальевна Воспитатель СП «Детский сад «Пчёлка» ГБОУ СОШ с. Савруха м.р. Похвистневский Самарской области Самара 2015г. СОДЕРЖАНИЕ I Введение Актуальность темы (цели и задачи курсовой работы) Историографический обзор II Основная часть Глава 1 Методология исследования.
Глава 2 Основные формы работы. Глава 3 Рабочая программа кружка Обобщение педагогического опыта. III Заключение Результативность работы IV Список литературы Приложение
I Введение
Цель: изучение развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи: -изучить проблему познавательного интереса в истории педагогики; -проанализировать понятие «познавательный интерес», выявить его структуру; -определить критерии сформированности познавательного интереса; -рассмотреть методики формирования познавательного интереса; -изучить нормативно – правовые документы по ФГОС дошкольного образования;
-подобрать литературу в соответствии с современными требованиями; -выстроить систему методических подходов в работе; -создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям ФГОС; -организовать взаимодействие с родителями, направленное на развитие познавательной активности детей. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. [1] Cодержание познавательного развития детей предполагает: -Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. -Формирование познавательных действий, становление сознания. -Развитие воображения и творческой активности. -Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. -Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). -Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. -Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира. Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование познавательных интересов детей старшего возраста. Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентир в окружающем мире. В этом возрасте закладываются основы будущей
личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Воспитателю важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе
интеллектуальных направлены занятия в детском саду. Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями. Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребенк а потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений. В многочисленных исследованиях доказано, что познавательный интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С.Выготский, А.К.Дусавицкий, В.Н.Мясищев, Н.Г.Морозова, А.И.Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес и др.). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н.Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности. Анализ научной литературы свидетельствует, что в педагогике накоплен достаточный потенциал для решения научных и практических задач, связанных с проблемой развития познавательного интереса
дошкольников. Значительное место занимает проблема взаимосвязи познания окружающего мира с интересом в исследованиях выдающихся педагогов прошлого (И.Гербарт, А.Дистерверг, Я.А.Коменский, Д.Локк, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.). Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин, Н.А.Менчинская, М.Н.Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально- волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б.Бондаревский, Л.М.Матюшкин, Н.Н.Поддьяков, Н.К.Постникова, Г.И.Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Е.Ф.Рыбалко, Б.А.Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, Л.М.Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.А.Люблин и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А.Амонашвили, А.К.Дусавицкий, Л.В.Занков, Н.Н.Поддьяков и др.). Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.СЛкиманская и др.) В своей работе по познавательному развитию старших дошкольников мы используем различную методическую литературу: -Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО. Рабочая программа охватывает весь комплекс содержания и организации жизни и воспитания детей в условиях ДОО, планирование культурно-досуговой и совместной деятельности воспитателя и
дошколят, взаимодействия с семьями воспитанников. В пособии предложена карта профессиональной компетентности педагога, включающая планы саморазвития, самообразования и самодиагностики. -Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО. Содержание организованной образовательной деятельности, включающей игры, слушание, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения, работу по обогащению чувственного опыта ребенка и формированию умения действовать с игрушками и предметами, исследования, продуктивное и художественное творчество, музыкально-ритмические движения и физические упражнения, способствует освоению детьми всех образовательных областей, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению в детском саду, обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогам со-провождать воспитанников в успешном достижении ими планируемых результатов - целевых ориентиров образования. -Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО В конспектах каждой прогулки сформулированы педагогические цели, определены планируемые результаты - целевые ориентиры образования, раскрыта деятельность детей в таких видах, как игровая, коммуникативная, исследовательская, трудовая, предложен набор средств, позволяющих педагогам развивать познавательные, речевые и практические умения у старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями природы, формировать первичные представления о себе и других людях. -Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС» Соломенникова О.А. Предложенная система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных
видов детской деятельности. -Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. ФГОС» Дыбина О.В. Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В пособии представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 5–6 лет с предметным и социальным окружением. Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности. -Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. ФГОС. Помораева И.А., Позина В.А. В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по формированию у детей 6–7 лет элементарных математических представлений. Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов обучения детей элементарной математике.
II Основная часть

Глава 1 Методология исследования.
Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей воспитанника действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Правила при создании предметно – пространственную среду в группе: -Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника. -Необходимое гибкое и вариативное использование пространства.
Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка; -Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей; -Элементы декора должны быть легко сменяемы. В группе был создан мини-музей «Матрёшки», где собран большой материал об этих русских красавицах. Это конспекты образовательной деятельности с участием матрёшек, литературный материал о матрёшках: потешки, стихи, загадки, история появления игрушки. Была собрана коллекция любимых игрушек, книг о матрёшках, оформлен альбом с работами детей «Матрёшки», альбом «Русские красавицы». Работа в мини-музее продолжается и сейчас: дети лепят, рисуют, узнают что-то новое. Рядом с музеем матрёшек у нас есть «полочка красоты», где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Здесь же размещены материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создан уголок «Моя Родина – Россия»: физическая карта России, флаг России, герб России, гимн России, портрет президента России, тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Наши защитники», «Город будущего». В группе имеется материал для знакомства детей с «малой родиной» - фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок. Вместе с детьми созданы различные макеты «Деревня», «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Космос и космонавты». Собран материал по следующим темам: «Великие полководцы», «Народные костюмы России», «Куклы в национальных костюмах». Накоплена методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы Великой Отечественной войны, о России, о Российской Армии. Изготовлены тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны, папка-передвижка «Знаменитые земляки», атрибуты к сюжетно-ролевым играм патриотической направленности: «Моя семья», «Армия»,
«Космонавты», «Мы – богатыри». Таким образом, организация предметно – пространственной среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у воспитанников активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Методическое оснащение образовательного процесса.
Работаю по программе М. А. Васильевой Использую: -метод сравнения; -элементарный анализ; -метод моделирования и конструирования; -метод проектной деятельности; -метод вопросов - постановка вопросов детям (воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать); -метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; -решение логических задач; -экспериментирование. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Все это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Основные требования к использованию метода проекта в детском
саду: -в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск -обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых -развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста: -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; -развитие познавательных способностей; -развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; -развитие коммуникативных навыков. На сегодняшний день сложилась система во взаимодействии с родителями. Использование активных форм работы дало положительные результаты: родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создании детского портфолио. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. По результатам моего наблюдения в группе нет родителей - наблюдателей, на 45 % выросло число родителей - лидеров и до 55 % выросло число родителей - исполнителей. Могу отметить, что реализация комплексного подхода в развитии личности ребенка, поддержки субъектной позиции детей позволила мне сделать вывод том, что реализация ФГОС дошкольного образования в некоторых аспектах образовательной работы с детьми мною уже реализуется.

Организация педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения. Планируемые результаты освоения программы по образовательной области в группе детского сада учитывают требования ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам, но с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. При оценке планируемых результатов освоения программы учитываются две составляющих: -федеральный компонент (целевые ориентиры), -реализация индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников (освоение образовательных областей и связанных с ними тематических блоков). Педагогическая диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса. Основная цель педагогической диагностики – познание и понимание педагогом ребенка. Диагностические методы определяются основной целью педагогической диагностики и предполагают использование таких диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов использую анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: -деятельностных умений ребенка; - интересов, предпочтений, склонностей ребенка; -личностных особенностей ребенка; -поведенческих проявлений ребенка; -особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; -особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. Принципы педагогической диагностики: Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников
Важное место в своей педагогической деятельности отвожу взаимодействию с родителями: повышению их правовой и психолого- педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к
воспитаннику с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Успех в работе по познавательному развитию зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, целью которой является объединение усилий взрослых для успешного развития каждого дошкольника. Для этого проводится такая работа: -индивидуальные встречи с родителями (в процессе личностно- ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года); -семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности у детей»; -познавательная игротека для родителей и других членов семьи (выставки развивающих игр); -подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития оформление стенда «Советы специалистов»; -организация совместных праздников («Праздник воздушных шаров», «Праздник мыльных пузырей», «Праздник молока»), традиционного конкурса «Длинная коса – девичья краса»; -детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики; -чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов; -совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы; -создание индивидуальных фотоальбомов «Наша дружная семья»; -разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Город у моря», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья»; -тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги, энциклопедии; -введение традиции «Обмен радостными впечатлениями»; -экологические акции: «Поможем птицам», «Посади дерево», «Трудовой десант»; -организация встреч детей в дошкольной организации с
представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда; -тематические консультации по разным направлениям познавательного развития ребенка; -анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей. Такое взаимодействие значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, что позволило мне преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно-речевом развитии каждого ребенка в детском саду и в семье. Актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются: -Индивидуальная работа -Дифференцированный подход к семьям, имеющим различный социальный статус и материальную возможность. Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выгодского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и, главным образом, качество общения ребенка с родителями. Наиболее эффективные формы сотрудничества: -общие и групповые родительские собрания; -индивидуальные консультации; -выставки детских работ с участием родителей; -дни добрых дел; -участие родителей в подготовке к праздникам; -работа с родительским комитетом группы; -наглядная пропаганда; -тематические встречи; -совместное создание развивающей предметно – пространственной среды (участие в совместной деятельности с воспитателем родителей на таких мероприятиях как «Дни добрых дел», где мы изготавливали кукольный театр, ремонтировали игрушки, выбирали мебель). На таких мероприятиях всегда налаживается атмосфера мира и теплых
взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо и уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Организовала круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина», провели развлечение, посвящённое «Дню матери», «Мы защитники», «Дружат дети на планете». Родители совместно с детьми изготавливали макеты городских зданий, составляли генеалогическое древо семьи, рисовали гербы семьи. Безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине. Выводы по разделу: Программные цели и задачи дошкольного образования реализую при комплексно - тематическом планировании и организации различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Формы и методы выбираю я самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Основной формой воспитания гражданских чувств является детско- взрослое проектирование, которое повышает детскую мыслительную активность. Ребята учатся самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы. Личностно-ориентированная среда в нашей группе стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию патриотических чувств дошкольников. Наши воспитанники стали более активными, общительными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности.
Стараюсь, чтобы содержание предметно-развивающей среды соответствовало интересам мальчиков и девочек, периодически изменяю ее, постоянно обогащаю для того, чтобы обеспечивались «зоны ближайшего развития» детей. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи по познавательному развитию, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Благодаря развивающей предметно-пространственной среде и работе, проводимой в группе, у наших детей сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к символике страны, укрепились внутрисемейные связи. Дети гордятся своей принадлежностью к Российской стране и ее народу.
Проектирование и моделирование образовательного процесса

в подготовительной группе по области «Познавательное

развитие».
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Данный метод помогает научиться работать в команде, у детей
вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов является педагогической технологией. В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока моделирования образовательного процесса: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей. Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. (Д.Б. Эльконин). Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. В процессе этого взаимодействия у ребенка: -происходит развитие способов (средств) действия, -развивается познавательная мотивация и увлеченность, -развиваются и транслируются культурные нормы – нормы взаимодействия с другими людьми. Стараюсь подбирать средства развития (методы, формы, материал). Оцениваю взаимодействие взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте. Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова): -Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; -Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); -Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства); -Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). Примеры форм организации двигательной детской деятельности: -подвижные игры с правилами -подвижные дидактические игры -игровые упражнения, игровые ситуации -соревнования, досуги -ритмика, аэробика, детский фитнес -спортивные игры и упражнения -аттракционы -спортивные праздники -гимнастика (утренняя и пробуждения) Основные позиции обновления организации образовательного процесса: -профессиональное взаимодействие педагогов с детьми -психологическое сопровождение образовательного процесса -четкая организация взаимодействия специалистов -создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений) Ключевые задачи обновления образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования: -наполнить жизнь ребенка интересным содержанием, -творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов, -широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, -вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие), -исключение формализма, шаблонности, -внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Планирование педагогического процесса в ДОО.


Планирование педагогического процесса – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых
условий, средств, форм и методов.

Основной целью планирования является определение конкретных задач на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы. Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность. Виды планирования: годовое, перспективное, тематическое, календарное. Годовой план – это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи дошкольной организации на год и мероприятия по их выполнению. Тематическое планирование в средней группе способствовало эффективному усвоению детьми знаний по гражданско- патриотическому воспитанию. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Город, в котором я живу», «Я и моё имя», «Права ребёнка», «Новый год», «Наша Родина - Россия», «Москва - столица нашей Родины», «Очень я люблю маму милую мою», «Наши космонавты», «Герои - земляки», «Этот день Победы». Работу по каждой теме включала в совместную деятельность педагога с детьми, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Каждую тему подкрепляла продуктивными видами деятельности (тематическим рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием), где мы с удовольствием изготавливали коллажи, газеты, поделки, альбомы. Темы можно повторять в каждой возрастной группе. Будет изменяться только содержание, объём познавательного материала и сложность, и, следовательно, длительность изучения. План помогает мне равномерно распределить программный материал в течение года, избежать спешки, перегрузки, помогает вовремя закрепить его. План дает возможность заранее обдумать методы и приемы обучения и воспитания детей, яснее видеть намеченную цель. Благодаря наличию плана знаю, что дети сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Всегда помню, что планирование должно быть гибким. В процессе реализации плана иногда возникают непредвиденные факторы,
использование которых только обогащает воспитательно- образовательный процесс. Календарный план составляю в соответствии с режимом дня. Ежедневно в плане имеют место и быт, и игра, и труд, и занятия. Хорошо знаю детей своей группы, изучаю каждого ребенка в динамике его развития, в процессе становления его личности. У детей неодинаковые способности к усвоению знаний, умений и навыков, разный запас представлений об окружающей жизни, неодинаковые склонности и интересы, и темп усвоения материала разный. Я обеспечиваю достаточную нагрузку каждому ребенку, учитывая его возможности и способности. План составляется совместно со вторым воспитателем. Выполнение этого условия обеспечивает единый подход к детям. Структурное подразделение «Детский сад «Пчёлка»
ГБОУ СОШ с. Савруха м.р. Похвистневский Самарской области Утверждаю Заведующая СП «Детский сад «Пчёлка» ГБОУ СОШ с. Савруха _______/Е.А. Алымова/ Рассмотрено и утверждено от « __ » _____ 2014 года на пед.совете № ___ Программа кружка “Умка” для детей подготовительной группы Составитель: Воспитатель СП «Детский сад «Пчёлка» ГБОУ СОШ с. Савруха Прилепкина Н.И. с. Савруха, 2014г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Интеллектуальное развитие детей направленно на развитие умственных способностей ребенка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном – в увлекательной игровой. О детях можно говорить много самых замечательных слов. Они как первооткрыватели, идут, открытой для них дорогой знаний, в поисках сокровища, известного только им. А выбрать правильный путь смогут
лишь те, у кого пытливый ум, чистая душа, благодатные помыслы, те, кто стремится шагать в ногу со временем. Ключевой формой работы с детьми кружка «Умка» является использование различных развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов и качеств, необходимых будущему успешному школьнику. Одна из важных задач этого кружка воспитания маленького ребенка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Ребенок с достаточно высоким уровнем развития логического мышления не будет испытывать затруднения в ходе освоения более абстрактного учебного содержания, более успешно устанавливает связи, зависимости, закономерности, не просто запоминает, а понимает содержание, что позволит ему более успешно осваивать учебный материал. Интеллектуальное развитие включает в себя комплексное развитие сенсорных способностей (восприятие, познавательных когнитивных способностей (мышление) и творческих креативных способностей (воображение) с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Кружок проводится 1 раз в неделю с детьми 6-7 лет по 30 минут по подгруппам в вечерний отрезок времени. Цель: 1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма). 2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы) . 3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу. 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие зрительной и слуховой памяти.
Задачи: Образовательные задачи: 1. Способствовать развитию умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста. 2. Формировать мыслительные умения. Развивающие задачи: 1. Развитие начал логического мышления. 2. Развитие мелкой моторики ребенка дошкольного возраста. Воспитательные задачи: 1. Совершенствование навыков общения. 2. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 3. Воспитание нравственно-волевых качеств. Принципы реализации программы -принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка; -принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; -принцип комплексно – тематического построения воспитательно – образовательного процесса; -принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка; -принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей; -принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода. Способ организации Занятия проводятся групповым методом по 10-12 человек. Методы проведения обучения - игровой - самостоятельной экспериментальной деятельности - совместной деятельности педагога с детьми Условия реализации программы: Дидактические игры, логические блоки «Дьенеша», счётный материал,
наглядный материал, логические игры. Ожидаемые результаты: 1. Повышение интеллектуального уровня развития детей. 2. Умение анализировать. 3. Формирование абстрактного мышления. 4. Подготовка руки к письму. 5. Успешное обучение в школе. Неделя Тема Программное содержание Часы СЕНТЯБРЬ 1 Игры на узнавание форм. Учить детей различать геометрические фигуры по форме, называть фигуры из которых состоят рисунки; дорисовать геометрические фигуры, «превращая» их в «чудо- животное» и составлять рассказ о них. Развивать мышление, восприятие форм, воображение. 1 2 Логические задачи Развивать умение решать простые логические задачи; комбинировать и составлять ряды предметов; развивать зрительное внимание, мышление. 1 3 Игра «Художники» (Блоки Дьенеша). Продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук. 1 4 Игра на внимание “Запомни и нарисуй,“Классификация» Развивать внимание 1 ОКТЯБРЬ 1 Расскажи о предмете Развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи, внимания и памяти. Совершенствование навыков общения 1 2 «Сложи узор». «Скажи наоборот». Учить собирать рисунки по образцу (цветок, лисенка, бантик, крючок) с постепенным усложнением, используя определенного цвета; называть противоположные слова. Развивать мышление, речь, воображение, сообразительность. 1 3 «Заполни квадрат». Учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Продолжать учить находить закономерность и выбирать недостающий рисунок. 1 4 «Что пропало? » (с использованием блоков Дьенеша) , долговременную и кратковременную память. 1 НОЯБРЬ 1 «Решение логических задач и упражнения со счетными палочками». Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания 1
хода решения. 2 «Логическая цепочка. Веселый поезд». Учить устанавливать последовательные взаимосвязи; учить обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. 1 3 «Найди сходства предметов» учить детей находить сходство в предметах; закреплять умение находить предметы по одному признаку; упражнять детей в составлении целого из частей. 1 4 Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие геометрического мышления. Учить «геометрически мыслить», представлять объемные конфигурации; Учить выявлять закономерности. 1 ДЕКАБРЬ 1 Игра: «Логические цепочки. Орнаменты». Продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. 1 2 Работа с блоками Дьенеша. Упражнение: «Зеркало Развивать концентрацию внимания. 1 3 «Небылицы. Учим загадки». Развивать внимание и умение замечать нелогичные ситуации, зрительную и слуховую память. 1 4 Составление фигуры - силуэта по расчленённому образцу «Кошка». Учить словесному выражению способа соединения и пространственного расположения четырёх частей. Формировать умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру - силуэт, ориентируясь на образец. 1 ЯНВАРЬ 1 Игра: «Лабиринты». Развивать зрительную память; развивать мышление и речь 1 2 «Игры со счетными палочками». Развивать терпение, выдержку, интерес, внимание, воображение, мелкую моторику рук. 1 3 «Пословицы и поговорки». Объяснить смысл пословиц и поговорок, учить отгадывать загадки. Развивать слуховое внимание, воображение. 1 4 Работа с блоками Дьенеша. Упражнение на внимание.. Учить на ощупь узнавать предмет 1 ФЕВРАЛЬ 1 «Страна Точек». Развивать воображение, мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, логическое мышление. 1 2 Упражнения: «Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке) Развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление 1 3 «Графический диктант». Развивать восприятие и мелкую маторику рук. Продолжать учить собирать картинки по образцу. 1
4 Блоки Дьенеша. Игра: «Художники» (продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук) . Продолжать учить соотносить картинки с блоками; развивать мелкую моторику рук 1 МАРТ 1 Части и целое Помочь детям понять, что такое часть и целое, определять линии и недостающие части. Совершенствовать умение объединять множество по одному из принципов сооружать постройки по заданным 1 2 Игра: «Логические цепочки». Учить находить связь между предметами и явлениями; развивать логическое мышление и связную речь. 1 3 Найди и раскрась». «Исправь ошибки». Развивать восприятие формы и цвета у ребенка, слуховое внимание. 1 4 Занятие – развлечение. Увлекательные игры по выбору детей 1 АПРЕЛЬ 1 Работа с блоками Дьенеша. Игра «Запоминай-ка». продолжать развивать память и внимание детей. 1 2 Развивающие раскраски Развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание 1 3 «Исключи лишнее» Продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях, развивать внимание. 1 4 Работа с блоками Дьенеша. Игра: «Четвертый лишний» Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. 1 МАЙ 1 Игра «Противоположности» Развивать речь, внимание, образную и смысловую память, логическое мышление. 1 2 Работа с блоками Дьенеша по выбору детей 1 3 Игра «Размышляйка» Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление. 1 4 Занятие – развлечение. Увлекательные игры по выбору детей 1 Итого: 36 часов Методическое обеспечение: 1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». 2. М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике». 3. Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».
4. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников». 5. «Игры и упражнения с логическими блоками» «Обруч» № 2 – 01. 7. В. Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия». 8. С. Е. Гаврилина «30 занятий для успешного развития ребенка». (рабочая тетрадь) 9. О. Г. Жукова «Логика. Математика. Конструирование и ИЗО».
III Заключение
Достигнутые результаты: Рост познавательной активности детей повысился на 15%. Наблюдается высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городских конкурсов, спортивных соревнований, где занимают призовые места. Повысилась активность родителей в делах группы. Проводимая работа по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через воспитание гражданских чувств - фундамент для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
IV Список литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013, № 1155 2. «Закон об образовании в Российской Федерации», 2013 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 4. Доронова Т. Н. – «Активные формы работы с родителями» 5. Козлова А. В. – «Работа ДОУ с семьей» Москва, 2009 6. Микляева Н. В. – «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Айрис-пресс. Москва, 2009 7. Новоселова С. А. – «Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей
предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах» - М. Просвещение, 2009 8. Рыжова «Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений» - М. Линка - Пресс, 2009 9. Свирская Л.В. - «Работа с семьей» Линка – Пресс. Москва, 2009


Яндекс.Метрика