"Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования"
Автор: Черниченко Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №50
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования"
Описание:
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Самообразование по теме "Использование разнообразных
техник нетрадиционного рисования"
Автор: Черниченко Екатерина Викторовна , воспитатель МАДОУ ДС
№50 г. Челябинска
Цель:
Создание условий для развития потенциальных творческих
способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям
через поисковую деятельность.
Задачи : Повысить собственный уровень знаний путём изучения
необходимой литературы.
�
Разработать перспективный план работы с детьми
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
Оформить в группе мини-центр
Подготовить (провести) консультации для педагогов ,выступление на
педагогическом совете
.
Подготовить материал (провести) мастер-класс для родителей
Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов
Ожидаемый результат: формирование у детей младшего дошкольного
возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с
различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники
рисования;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности
педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей
детей младшего дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционной техники рисования; повышение компетентности родителей
воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной
техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах
Актуальность темы.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была
одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности,
так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития
не только образного мышления, но и воображения, психического процесса,
составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество,
развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании
окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать,
чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены
многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А.
Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других.
Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная
деятельность способствует развитию познавательных процессов и в
частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения,
синтеза, обобщения.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий
для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются
наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус,
творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково,
одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется
длительная тренировка. Несформированность графических навыков и
умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет
развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов
тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед
ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное
отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности.
решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных
техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного
рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с
удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый
должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя
традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами.
Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко
раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию
воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Виды и техники нетрадиционного рисования . Учитывая возрастные
особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных
возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется
использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего
дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику
«рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск
печатями из картофеля. Детей среднего дошкольного возраста можно
знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью,
печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча +
акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными
палочками; волшебные веревочки (ниткография). А в старшем дошкольном
возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. Рассмотрим
подробнее каждую из этих техник. В ходе занятий рисования пальчиками
дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание,
прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание),
которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой
«пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она
сложнее и требует более целенаправленных движений. Дети с
любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на
ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге
возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и
пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь
дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к
ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать
изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки,
носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии,
горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети
сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по
указаниям воспитателя образ какого- либо животного. На первом этапе
дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип
изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из
ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и
воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок,
слоненок. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью.
Обычный в использовании материал применяется для изображения
животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных
ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах
украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта
техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя
из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо
изготовить сами инструменты – печатки. Вначале педагог должен помочь
ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам
и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки –
определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру,
чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна
быть удобна для руки, пошире. Одной из разновидностей печаток является
тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо
сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги.
Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким
прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное,
прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования
животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. В
средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью.
Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения
тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и
уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не
обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе
закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а
нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.
Для раскрашивания необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Методика
рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем:
воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур.
Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его
части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать
тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка
между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность
внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют
концом тонкой кисти. Дети старшего возраста должны самостоятельно
рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой,
используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика
закрашивания такая же. Достаточно сложной техникой является набрызг.
Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в
левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по
поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.
Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения
руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами),
изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости
заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает
создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить
изображения самых разнообразных животных: Африканские жители,
Зоопарк, Животные на ферме и т.д. Одним из современных способов
нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для
этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В
гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку
до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги,
дорисовать детали. Данная техника развивалась от одной интересной
изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага,
тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно
наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким
образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия
ребенка подскажет на кого оно похоже. Монотипия также может
использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное
сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение
медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и
складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом
(небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом
рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба
складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней
стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй
способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной
палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов–
фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка
прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск. Нетрадиционное
изображение животных и предметов может получиться при рисовании
солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой
с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду,
лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие
элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек,
жучков), морских животных (медузы, осьминоги). Рисование штрихом
позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При
помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его
колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное
отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для
изображения ежей, дикобразов. Еще одной достаточно интересной техникой
для рисования является квиллинг – техника выполнения миниатюр из
двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски
цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна,
зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая
палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать
полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет
коробиться от8 клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем
аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем. Также
существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются
простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для
краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток
(2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им
по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования
гуаши другого цвета взять чистую нить. В технике «рисования ребром
картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см,
она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина
картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть.
Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и
провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой
предмет изображается, движение картоном может быть прямым,
дугообразным, вращательным. Для техники «мятый рисунок» необходима
бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных
цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка.
Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками
предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги
должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не
порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не
дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой
гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. Многие
вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В
целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с
различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту
использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать
лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а
солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует
поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит
небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в
изобразительной деятельности нет. Стоит отметить, что успех обучения
нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и
приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное
содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые
разнообразные техники и самые разнообразные материалы
План работы . Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник:
рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые
техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом,
рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой
бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые
считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и
ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу
знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих
занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась
елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями
раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием,
художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные
игры, музыкальное проигрывание
Мною был составлен следующий план занятий:
Раздел плана
Срок
и
Форма
работы
Практическ
ие
выходы
Изучение
методическ
ой
литературы
Сентяб
рь
1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники
рисования в детском саду», Москва «Издательство
Скрипторий 2003»
2 И.В.Тюфанова» Мастерская юных художников.
Развитие изобразительных способностей старших
дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во
«Детство- Пресс», 2004 г.
3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»,
Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия
холдинг».
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники» под редакцией
Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр
Сфера», 2005 г.
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в
детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-
Дидактика».
6.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3
лет.
- Москва ,2010 г.
7.Рисование с детьми дошкольного возраста:
нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой.
Москва 2007 г.
8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и
развитие.- Ярославль, 1998 г.
9.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего
возраста.
– Москва, 2010 г.
10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в
детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.
11.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов
нетрадиционного рисования.
Дошкольное
образование. 2010 г №18.
12.
Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной
Работа с детьми
Октябрь
1.Непосредственно
образовательная деятельность «Листья желтые
летят» . Цель: Познакомить с нетрадиционной
техникой рисования пальчиками, активизировать
словарь по лексической теме; развивать мелкую
моторику ;
педагога и детей «Веселые мухоморы»
.
Цель:
Закреплять технику нетрадиционного рисования
(рисуем пальчиком), активизировать словарь по
лексической теме; развивать мелкую моторику
пальцев рук;
3.
Игровая деятельность:
Выставка рисунков
«Золотая осень»,
рассматривание
иллюстраций из
серии
«Осень».
Ноябрь
1.
Непосредственно образовательная
деятельность «Дождик». Цель:
Познакомить с техникой рисования ватными
палочками, учить наносить ритмично и
равномерно точки на всю поверхность
бумаги;
2.
Совместная творческая деятельность
педагога и детей «Лесные ягоды». Цель:
Закреплять технику нетрадиционного рисования
(рисуем пальчиком), активизировать словарь по
лексической теме, развивать мелкую моторику
пальцев рук;
3.
Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Дорисуй
предмет». Цель: Развивать творческое
Подбор
народных
примет о
ноябре.
Рассматривание
иллюстраций из
серии
«Ягоды»
Декабрь
1. Непосредственно образовательная
деятельность «Снег- снежок». Цель:
Продолжать знакомить с техникой рисования
ватными палочками, учить наносить ритмично и
равномерно точки на всю поверхность бумаги;
2. Совместная творческая деятельность
педагога и детей «Украшаем ёлку». Цель:
Закреплять техники рисования пальцами,
ватными палочками, развивать творческое
воображение, мелкую моторику;
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку».
Цель. Учить располагать шарики по всей
поверхности ёлки, закреплять основные
цвета;
Рассматривание
иллюстраций из
серии
«Зима»
Подбор
стихотворений о
зиме
Прослушивани
е песен
«Маленькой
ёлочке»,
«Ёлочка-
зеленая
иголочка»
Январь
1. Непосредственно образовательная
деятельность «Звездное небо». Цель:
Познакомить с техникой печатания печатками,
учить приему примакивания, развивать чувство
цвета;
2. Совместная творческая деятельность
педагога и детей «Руковичка Деда Мороза».
Цель: Закреплять техники рисования пальцами,
ватными палочками, печатками, развивать
творческое воображение, мелкую моторику;
Выставка рисунков
«Зимушка-зима»
Чтение
стихотворений о
Деде Морозе
Февраль
1. Непосредственно образовательная
деятельность «Морозные узоры». Цель:
Познакомить с техникой рисования
манкой , развивать мелкую моторику;
2. Совместная творческая деятельность
педагога и детей «Галстук для папы». Цель:
Продолжать упражнять в технике печатания
пробкой, развивать чувство композиции, цвета;
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Составь
узор».
Цель: Развивать творческое воображение, мелкую
моторику;
Подбор
народных
примет о зиме
Подбор и
заучивание
стихотворений о
папе
Март
1. Непосредственно образовательная
деятельность «Солнышко». Цель:
Познакомить с техникой рисования ладошками,
учить быстро наносить краску на ладошку и
делать отпечатки.
2. Совместная творческая деятельность
педагога и детей «Цветы для мамы». Цель:
Закрепить навык рисования красками при помощи
пальцев и штампов, закреплять знания цветов;
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Собери бусы». Цель.
Учить располагать бусинки, чередуя цвета,
закреплять цвета, развивать мелкую моторику;
Подбор
народных
примет о весне
Рассматривание
иллюстраций из
серии
«Весна»
Заучивание
заклички
«Солнышко-
ведрышко»,
стихотворений о
маме
Апрел
ь
1. Непосредственно образовательная
деятельность «Травка». Цель: Упражнять в
технике рисования ладошкой, закрепить умение
заполнять отпечатками всю поверхность,
развитие цветовосприятия, творчество;
Непосредственно образовательная
деятельность
«Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять
в технике печатания пробкой, развивать чувство
композиции, цвета; активизировать словарь по
лексической теме; развивать мелкую моторику
пальцев рук;
2. Совместная творческая деятельность
Рассматривание
иллюстраций из
серии
«Растения»,
«Насекомые»;
Оформление
выставки
«Творим
вместе»
и детей «Красивая тарелка». Цель:
Продолжать знакомить с техникой
нетрадиционного рисования пластилинография;
развивать мелкую моторику.
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Составь
букет». Цель. Развивать творческое
воображение, мелкую моторику;
Май
1. Развлечение «В гостях у Весны». Цель:
Закрепить навыки рисования с
использованием нетрадиционных техник в
процессе выполнения игровых творческих
заданий; активизировать словарь по
лексической теме; развивать мелкую
моторику.
Оформление
альбома с
творческими
работами «Вот как
мы можем!»
Работа с
родителями
Сентябр
ь
1. Анкетирование родителей на тему:
«Определение интереса ребенка к
изобразительной деятельности»
2. Родительское собрание «Роль
родителей в развитии творческих
способностей»
Буклеты для
родителей «Как
развивать
творчество»
Октябрь
Консультация для родителей: «Организация
самостоятельной изобразительной
деятельности детей»
Ноябрь
Оформление папки-передвижки для родителей:
«Рисование нетрадиционными способами»
Альбом с
работами,
выполненными в
нетрадиционной
технике
Декабрь
1. Мастер – класс для родителей по теме:
«Рисуем без кисточки».
2.Совместный праздник «Новый год».
Выставка работ
«Рисуют родители»
Январь
1. Консультация для родителей:
«Зимние художества».
2. Оформление художественной выставки
«Зимушка- зима»
Выставка
совместных работ
«Зимушка- зима»
Февраль
Памятка для родителей «Учите рисовать в
Буклет «Виды
нетрадиционно
го
Литература:
1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2 И.В.Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие
изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-
Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия
развития-Академия холдинг».
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера»,
2005 г.
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,
Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика». 6.Колдина Д.Н. Игровые
занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г.
7.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007
г.
8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и
развитие.- Ярославль, 1998 г. 9.Янушко Е.А.
Рисование с детьми раннего возраста. – Москва,
2010 г.
10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Младшая группа. – Москва ,2010.
11.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного
рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
12.
Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное
нетрадиционной технике»
рисования»
Март
Консультация для родителей «Рисовать- это
важно!»
Апрель
Гостиная для родителей «Творим вместе»
Выставка совместных
работ «Творим
вместе»
Май
1. Оформление альбома с творческими
работами детей «Вот как мы можем!»
2. Родительское собрание. Подведение
итогов проекта. Результаты работы.
Альбом с детскими
работами
Презентация «Мы
любим рисовать!»
Самореализа
ция
Май
Отчет по теме самообразования
Выступление на
педсовете.
воспитание. -1995 г.№11
13.
Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное
воспитание, 1991г.№9.