Некоторые психологические аспекты адаптации ребенка
к детскому саду.
Ваш малыш впервые идет в детский сад. Это важный этап в жизни
ребенка и родителей.
Многие родители противятся тому, чтобы отдавать ребёнка в детский
сад «по часам». Но необходимо обеспечить ребёнку психологический
комфорт, а меняя домашнюю обстановку на детский сад, мы естественно
меняет всё вокруг ребенка: помещение, игрушки, людей, отсутствие близких.
Ребенка надо максимально к этому подготовить. Для этого выработать
определенное привыкание к детскому саду. То есть не только приводить
ребенка в сад сначала на 1-2 часа, потом постепенно увеличивать время
пребывания ребенка в детском саду, но и сообщать ему, что вы сейчас уйдете,
но непременно вернетесь за своим чадом, не оставите его навсегда. Ребенок
должен быть уверен, что его заберут. При этом никакого волнения со стороны
родителей, а только доброжелательная настойчивость и спокойствие. Многие
специалисты рекомендуют познакомить ребенка с детским садом до его
посещения, например, погулять на прогулке вместе с другими детьми, пройти
в группу, осмотреть ее. Кому-то таких мер принимать не приходится, ведь
ребенок социально активен и с удовольствием идет в детский сад. Все
зависит от психологических особенностей каждого ребенка. Четких
рекомендаций на этот счет нет, довериться нужно своей интуиции и
наблюдать за самочувствием ребенка.
«Контактный ребенок»- мы часто слышим это словосочетание.
Наладить общение со своими сверстниками кому-то легко, а кому-то
невероятно сложно. И мы, родители, можем предотвратить возникновение
неприятных ситуаций, связанных с «одиночеством» малыша. Как говорится,
«все из детства, все из семьи». Хорошо, если ребенок не единственный в
семье и имеет опыт общения с братом или сестрой, хорошо, если у родителей
есть возможность постоянно посещать детские клубы, площадки, где ребенок
может получить этот опыт. А если этого нет? Некоторые психологи
утверждают, что общительность-это наследственная черта характера. Но
наличие элементарного жизненного опыта общения малыша с другими
детьми – это «заслуга» родителей. Чем раньше и чаще у ребенка будут
возникать контакты со сверстниками, тем легче ему будет найти общий язык
с детьми в детском саду.
Необходимо максимально приблизить распорядок дня ребенка к
распорядку в детском саду. И тогда мы избежим еще одной проблемы –
привыкание к режиму дня. И взрослые, не выспавшись, не пообедав в
привычное время, могут быть в плохом настроении, неважно себя
чувствовать, что уже говорить о детях.
Родителям следует обратить внимание на то, как проходят сборы в
детский сад и как мы забираем из него ребенка. Никакой спешки с утра!
Никаких «быстрее», «мы опаздываем» и пр. У ребенка должно быть хорошее
настроение, обеспечить это возможно только родительской лаской и всё той
же доброжелательной настойчивостью. А забирая ребенка из детского сада,
следует поинтересоваться, чем он занимался, понравилось ли ему, что нового
произошло. Не нужно спешить сразу домой, можно погулять с ребенком,
чтобы он отвлекся от возможных негативных эмоций.
Адаптация ребенка к детскому саду – это и адаптация родителей к
новому этапу в их жизни, к возможным изменениям в поведении ребенка, не
всегда положительным. Поэтому, как бы банально это не звучало, но нужно
набраться спокойствия, терпения и больше ласки и внимания к своему чаду.