Напоминание

" Я хочу быть здоровым"

Автор: Тютянова Светлана Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ детский сад № 61

Населённый пункт: Ярославль

Наименование материала: Программа

Тема: " Я хочу быть здоровым"

Описание:

Комплексная программа физического воспитания детей дошкольного возраста, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, воспитания осознанного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни через систему спортивно-оздоровительной работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4139

Опубликовано 08.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Программа “Я хочу быть здоровым” Группа №13 “Ромашка” Воспитатель Тютянова С.Н. 1

Содержание
Пояснительная записка Содержание программы: 3-6 стр. 1. Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей 7 стр. 2. Лечебно-оздоровительная работа 7-9стр. 3. Физкультурно-развивающая работа 10-12 стр. 4. Психолого-педагогическая деятельность 11-14 стр. 5. Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса 14-15 стр. 6. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка 15-17 стр. 2

Пояснительная записка

ПРОГРАММА "Я хочу быть здоровым"
- это комплексная система воспитания детей дошкольного возраста, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, воспитания осознанного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. А также, на развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Направлена на создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы, через приобщение детей к физкультуре и спорту.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, путем комплексного подхода к физическому развитию и укреплению здоровья ребенка, развития физических качеств, двигательной активности и становления физической культуры дошкольников. Особое место в программе уделяется созданию благоприятных условий для психического и эмоционального благополучия воспитанников, творческому подходу организации образовательной и свободной деятельности, единству к подходу воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ :
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые поведенческие качества. Здоровье ребенка - это отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологических детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально -плодотворной жизни Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, не соответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Оценка физического развития показала, что большинство детей развивается дисгармонично, существенно возросло количество детей, у которых возрастно - половые показатели основных двигательных качеств ниже среднего. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно- познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без рационально организованной двигательной активности. По данным педиатров доля здоровых детей в разных возрастных группах по разным регионам России колеблется от 10 до 40%. 4
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй, ДОУ обеспечивает приобщение дошкольника к культуре здоровья.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫТЫ ПРОГРАММЫ

:

1.
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ;
2.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками;
3
. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ;
4
. Формирование нормативно-правовой, базы по вопросам оздоровления и физического развития дошкольников;
5
. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6.
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
7
. Развитие физических качеств, оптимальных уровеню физической подготовленности воспитанников в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
8.
Сформированная потребность в двигательной активности в повседневной жизни;
9
. Приобщение детей к физкультуре и спорту. 5

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из нескольких разделов:

1.
Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития детей.
2.
Лечебно-оздоровительная работа.
3.
Физкультурно-развивающая работа.
4.
Психолого-педагогическая деятельность.
5.
Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
6.
Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка. 6

1. КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей проводится педагогами, специалистами и медицинскими работниками ДОУ. Оценка состояния здоровья ребенка - дошкольника проводится медицинскими работниками дошкольного учреждения. Уровень развития психофизических качеств проводится Инструктором по физкультуре. Воспитатели и педагог-психолог оценивают социальные параметры. На основе полученных данных педагоги совместно с медицинской сестрой и врачом заполняют листок здоровья.
2

. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель - предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников используются факторы внешней среды. Лечебно- оздоровительная работа осуществляется только по назначению врача и под постоянным контролем медицинского персонала в строгой индивидуальности и соответствии с состоянием ребенка. 7

Организация закаливающих мероприятий :
Воздух. Закаливающие Мероприятия: Двигательная активность на воздухе. Воздушные ванны после сна. Ходьба босиком. Ходьба по рефлексогенной дорожке. Вода. Закаливающие Мероприятия: Обильное умывание прохладной водой. Обливание ног прохладной водой перед сном. Игры с водой и песком. Полоскание зева прохладной водой. 8
Солнце. Закаливающие Мероприятия: Солнечные ванны
Организация лечебно-оздоровительных и

профилактических мероприятий:
Вакцинация по плану Витаминотерапия Фитанцидотерапия (В зимний период) Оксолиновая мазь (в период заболеваемости ОРВИ и гриппа) Гимнастики: Утренняя Дыхательная Пальчиковая Восстановительная для глаз Эмоционально-корректирующая 9

3. Физкультурно-развивающая работа.
Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе творческой активности. Физкультурно-развивающая деятельность начинается с утренней эмоционально-корректирующей гимнастики. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние на целый день. Во второй половине дня для поднятия мышечного тонуса проводятся гимнастика после дневного сна и воздушные ванны. Ежедневно в группах детей от 5 до 7-ми лет проводятся три физкультурных мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурное занятие и индивидуальная работа по ФИЗо. Физкультурные мероприятия, в зависимости от погодных условий, проводятся преимущественно на свежем воздухе. Физкультурная деятельность осуществляется в игровой форме, содержащей треннинговые, обучающие и развлекательные мероприятия. 10

ВАРИАНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ:
1.
Занятия обычного типа
, образцы которых можно найти во многих методических пособиях. 2.
Игровые занятия
, построенные на основе народных подвижных игр и игр-эстафет, с включением игр- аттракционов. 3.
Занятия-тренировки
. Это серия занятий по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики.
4.

Психолого-педагогическая

деятельность
Цель психолого-педагогической деятельности – охрана психического здоровья. А так же, создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективно максимальное развитие каждого ребенка. Формирование привычки здорового образа жизни, воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Дать знания о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его. Привить основы валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Работа по формированию основ здорового образа жизни, осуществляется путем: - внедрения активных форм поведения детей, обеспечивающих сохранение психического и физического здоровья, повышение 11
адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности; - благоприятный эмоциональный климат в ДОУ, дружеское доброжелательное отношение детей друг к другу, взрослого к ребенку; - правильное организованное питание; - использование физических упражнений на воздухе и в помещении; - правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к вредным привычкам. Работа включает в себя следующие компоненты: 1) Укрепление здоровья; 2) Рациональный жизненный режим; 3) Рациональное питание; 4) Гармоничное отношение между людьми; 5) Соблюдение личной гигиены. Так же работа включает в себя формирование представлений дошкольников о ЗОЖ таких как: Представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур ( для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Формирования представлений о гигиенических основах организации деятельности ( необходимости достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы и пр.). Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о возможности 12
повреждения органов чувств (зрения, слуха), о некоторых приемах первой помощи в случае травмы(ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе, в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больными (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.). Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волосами, приемы поддержания опрятности одежды и обуви), о правилах культуры поведения за столом и в общественных местах. Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене, культуре еды. Практические умения дошкольников: Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание), осваивать приемы чистки одежды, обуви. Самостоятельно замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо причесать волосы. Показывать младшим детям, как выполнять гигиенические процессы, помогать малышам в уходе за одеждой, прической. Осваивать приемы элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, Приложить холодное к ушибу и пр.). Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях. Один раз в неделю, в ДОУ проводятся игры-занятия с использованием методики «Валеологический практикум» и цикла занятий «Помощники, которые всегда с тобой». Один раз в 2 месяца организуются спортивные праздники; 1 раз в месяц – 13
соревнования, спортивные развлечения и досуги; 1 раз в сезон – проводится неделя здоровья.
5.

Здоровьесберегающие компоненты

в организации образовательного

процесса


Развивающее пространство оздоровления детей, объединяет усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога- психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты: - введение терапевтических мероприятий, которые стабилизируют здоровье детей, снижают уровень невротизации, создают гармонию разума и чувств ребенка, повышаю выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде; - использование бинарных, полинарных занятий, в результате которых дети чувствуют себя в комфортных, психоэмоциональных состояниях, что позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях; - личносто-ориентированное образование, которое позволяет снизить закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива; 14
- интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний, через метод тематического погружения и игровую деятельность; - соблюдение санитарных норм и требований.
6. Совместная работа детского сада и

семьи по воспитанию здорового

ребенка


Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения.
Цель работы
– в сотрудничестве с семьей, в воспитании физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Формирование активной позиции в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолении равнодушия – самая важная составляющая в работе ДОУ с семьей.
Цель сотрудничества
– способствовать установлению дружеских, партнерских отношений между поколениями, следовать положительному примеру, способствовать налаживанию межличностных отношений, как нравственной основы социального поведения. В ходе взаимодействия с семьями воспитанников, решаются следующие задачи: - создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей к занятиям физкультурой и спортом, на основе открытости ДОУ; 15
- максимальное использование имеющихся ресурсов, как образовательных, так и материально-технических; - формирование жизненно необходимых навыков, в соответствии с индивидуальными особенностями; - обеспечение физического и психического благополучия; - формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках, основах анатомического строения собственного тела.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам

охраны и укрепления здоровья детей и формированию

привычки здорового образа жизни:
- групповые информационные стенды для родителей, где есть рубрики освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д.); - информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; - приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями- спортсменами и др.); - консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

16
17


Яндекс.Метрика