Комплексная программа физического воспитания детей дошкольного возраста, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, воспитания осознанного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни через систему спортивно-оздоровительной работы.
Программа
“Я хочу быть здоровым”
Группа №13 “Ромашка”
Воспитатель
Тютянова С.Н.
1
Содержание
Пояснительная записка
Содержание программы:
3-6 стр.
1.
Комплексная медико-психологическая и
педагогическая оценка уровня физического
развития и здоровья детей
7 стр.
2.
Лечебно-оздоровительная работа
7-9стр.
3.
Физкультурно-развивающая работа
10-12 стр.
4.
Психолого-педагогическая деятельность
11-14 стр.
5.
Здоровьесберегающие компоненты в
организации образовательного процесса
14-15 стр.
6.
Совместная работа детского сада и семьи по
воспитанию здорового ребенка
15-17 стр.
2
Пояснительная записка
ПРОГРАММА "Я хочу быть здоровым"
- это комплексная
система воспитания детей дошкольного возраста, направленная на
сохранение и укрепление здоровья детей, воспитания осознанного
отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе
жизни. А также, на развитие физических качеств и обеспечение
нормального уровня физической подготовленности в соответствии
с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Направлена на
создание условий для реализации потребности в двигательной
активности в повседневной жизни, выявление интересов,
склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и
реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы,
через приобщение детей к физкультуре и спорту.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада, и воспитание валеологической
культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека, путем комплексного подхода к
физическому развитию и укреплению здоровья ребенка, развития
физических качеств, двигательной активности и становления
физической культуры дошкольников.
Особое место в программе уделяется созданию благоприятных
условий для психического и эмоционального благополучия
воспитанников, творческому подходу организации
образовательной и свободной деятельности, единству к подходу
воспитания детей в дошкольном учреждении и семье.
3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ :
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их
организма - одна из основных проблем в современном обществе.
Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни
каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы
здоровья, гармоничного физического развития, происходит
становление двигательных способностей, формируется интерес к
физической культуре и спорту, воспитываются личностные,
морально-волевые поведенческие качества. Здоровье ребенка - это
отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития
по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и
условий для оптимального последующего развития, гарантии
достижения к взрослому периоду жизни высоких биологических
детерминированных уровней физического, интеллектуального и
нравственного совершенства, реального обеспечения длительной,
безболезненной и социально -плодотворной жизни
Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно
констатируют отставание, нарушения, не соответствие нормам в
развитии детей, неполноценность их здоровья. Оценка
физического развития показала, что большинство детей
развивается дисгармонично, существенно возросло количество
детей, у которых возрастно - половые показатели основных
двигательных качеств ниже среднего. Не вызывает сомнения, что в
условиях возрастания объема и интенсивности учебно-
познавательной деятельности гармоническое развитие организма
дошкольника невозможно без рационально организованной
двигательной активности. По данным педиатров доля здоровых
детей в разных возрастных группах по разным регионам России
колеблется от 10 до 40%.
4
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в
организации педагогического процесса, сберегающего здоровье
дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к
здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и
сотрудничества с семьёй, ДОУ обеспечивает приобщение
дошкольника к культуре здоровья.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫТЫ ПРОГРАММЫ
:
1. Сформированные навыки здорового образа жизни
воспитанников, педагогов и родителей ДОУ;
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-
оздоровительной работы с дошкольниками;
3 . Проявление толерантности всех участников внедрения
здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ;
4 . Формирование нормативно-правовой, базы по вопросам
оздоровления и физического развития дошкольников;
5 . Внедрение научно-методических подходов к организации
работы по сохранению здоровья детей, к созданию
здровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и
семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья
дошкольников.
7 . Развитие физических качеств, оптимальных уровеню физической
подготовленности воспитанников в соответствии с возможностями
и состоянием здоровья ребенка;
8. Сформированная потребность в двигательной активности в
повседневной жизни;
9 . Приобщение детей к физкультуре и спорту.
5
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из нескольких разделов:
1. Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка
уровня физического развития детей.
2. Лечебно-оздоровительная работа.
3. Физкультурно-развивающая работа.
4. Психолого-педагогическая деятельность.
5. Здоровьесберегающие компоненты в организации
образовательного процесса.
6. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию
здорового ребенка.
6
1. КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка
уровня физического развития и здоровья детей проводится
педагогами, специалистами и медицинскими работниками ДОУ.
Оценка состояния здоровья ребенка - дошкольника проводится
медицинскими работниками дошкольного учреждения.
Уровень развития психофизических качеств проводится
Инструктором по физкультуре. Воспитатели и педагог-психолог
оценивают социальные параметры. На основе полученных данных
педагоги совместно с медицинской сестрой и врачом заполняют
листок здоровья.
2
. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Работа осуществляется через организацию закаливающих и
лечебно-оздоровительных мероприятий.
Основная цель - предупреждение и снижение острой и
хронической заболеваемости детей. Для закаливания
воспитанников используются факторы внешней среды. Лечебно-
оздоровительная работа осуществляется только по назначению
врача и под постоянным контролем медицинского персонала в
строгой индивидуальности и соответствии с состоянием ребенка.
7
Организация закаливающих мероприятий :
Воздух.
Закаливающие
Мероприятия:
Двигательная активность на воздухе.
Воздушные ванны после сна.
Ходьба босиком.
Ходьба по рефлексогенной дорожке.
Вода.
Закаливающие
Мероприятия:
Обильное умывание прохладной водой.
Обливание ног прохладной водой перед сном.
Игры с водой и песком.
Полоскание зева прохладной водой.
8
Солнце.
Закаливающие
Мероприятия:
Солнечные ванны
Организация лечебно-оздоровительных и
профилактических мероприятий:
Вакцинация по плану
Витаминотерапия
Фитанцидотерапия
(В зимний период)
Оксолиновая мазь
(в период заболеваемости ОРВИ и гриппа)
Гимнастики:
Утренняя
Дыхательная
Пальчиковая
Восстановительная для глаз
Эмоционально-корректирующая
9
3. Физкультурно-развивающая работа.
Цель физкультурной работы – формирование двигательной
сферы и создание психолого-педагогических условий развития
здоровья детей на основе творческой активности.
Физкультурно-развивающая деятельность начинается с утренней
эмоционально-корректирующей гимнастики. Эта гимнастика
позволяет обретать положительное эмоциональное состояние на
целый день.
Во второй половине дня для поднятия мышечного тонуса
проводятся гимнастика после дневного сна и воздушные ванны.
Ежедневно в группах детей от 5 до 7-ми лет проводятся три
физкультурных мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурное
занятие и индивидуальная работа по ФИЗо.
Физкультурные мероприятия, в зависимости от погодных
условий, проводятся преимущественно на свежем воздухе.
Физкультурная деятельность осуществляется в игровой форме,
содержащей треннинговые, обучающие и развлекательные
мероприятия.
10
ВАРИАНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ:
1.
Занятия обычного типа ,
образцы которых можно найти
во многих методических пособиях.
2.
Игровые занятия ,
построенные на основе народных
подвижных игр и игр-эстафет, с включением игр-
аттракционов.
3.
Занятия-тренировки .
Это серия занятий по обучению
спортивным играм, элементам легкой атлетики.
4.
Психолого-педагогическая
деятельность
Цель психолого-педагогической деятельности – охрана
психического здоровья. А так же, создание условий,
способствующих эмоциональному благополучию и
обеспечивающих свободное и эффективно максимальное развитие
каждого ребенка. Формирование привычки здорового образа
жизни, воспитание валеологической культуры, как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Дать знания о здоровье и умении оберегать, поддерживать и
сохранять его. Привить основы валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи.
Работа по формированию основ здорового образа жизни,
осуществляется путем:
- внедрения активных форм поведения детей, обеспечивающих
сохранение психического и физического здоровья, повышение
11
адаптационных возможностей организма, его максимальной
дееспособности;
- благоприятный эмоциональный климат в ДОУ, дружеское
доброжелательное отношение детей друг к другу, взрослого к
ребенку;
- правильное организованное питание;
- использование физических упражнений на воздухе и в
помещении;
- правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное
отношение к вредным привычкам.
Работа включает в себя следующие компоненты:
1) Укрепление здоровья;
2) Рациональный жизненный режим;
3) Рациональное питание;
4) Гармоничное отношение между людьми;
5) Соблюдение личной гигиены.
Так же работа включает в себя формирование
представлений дошкольников о ЗОЖ таких как:
Представления о здоровье и здоровом образе жизни, о
значении гигиенических процедур ( для чего необходимо мыть
руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом,
утренней гимнастики, о необходимости активного пребывания
на свежем воздухе для укрепления здоровья.
Формирования представлений о гигиенических основах
организации деятельности ( необходимости достаточной
освещенности, свежего воздуха, правильной позы и пр.).
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о
некоторых возможных травмирующих ситуациях, о возможности
12
повреждения органов чувств (зрения, слуха), о некоторых
приемах первой помощи в случае травмы(ушиб, порез, ссадина),
о правилах поведения в обществе, в случае заболевания (при
кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не
пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых
правилах ухода за больными (не шуметь, выполнять просьбы,
предложить чай, подать грелку, градусник и пр.).
Углубление представлений о правилах гигиены и способах
осуществления гигиенических процедур (уход за телом,
волосами, приемы поддержания опрятности одежды и обуви), о
правилах культуры поведения за столом и в общественных
местах.
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье,
гигиене, культуре еды.
Практические умения дошкольников:
Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические
процессы (культура еды, умывание), осваивать приемы чистки
одежды, обуви. Самостоятельно замечать, когда необходимо
вымыть руки, лицо причесать волосы. Показывать младшим
детям, как выполнять гигиенические процессы, помогать
малышам в уходе за одеждой, прической.
Осваивать приемы элементарной первой помощи при
травмах (смазать царапину йодом, перевязать палец, Приложить
холодное к ушибу и пр.). Выполнять закаливающие процедуры,
утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.
Один раз в неделю, в ДОУ проводятся игры-занятия с
использованием методики «Валеологический практикум» и
цикла занятий «Помощники, которые всегда с тобой». Один раз
в 2 месяца организуются спортивные праздники; 1 раз в месяц –
13
соревнования, спортивные развлечения и досуги; 1 раз в сезон –
проводится неделя здоровья.
5.
Здоровьесберегающие компоненты
в организации образовательного
процесса
Развивающее пространство оздоровления детей, объединяет
усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-
психолога, инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя.
Структурирование образовательного процесса в учреждении
строится на основе здоровьесберегающей доминанты:
- введение терапевтических мероприятий, которые
стабилизируют здоровье детей, снижают уровень невротизации,
создают гармонию разума и чувств ребенка, повышаю
выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и
организации гибкого режима при плохой погоде;
- использование бинарных, полинарных занятий, в результате
которых дети чувствуют себя в комфортных, психоэмоциональных
состояниях, что позволяет повысить мотивацию к обучающей
деятельности и уверенность в себе и своих возможностях;
- личносто-ориентированное образование, которое позволяет
снизить закомплексованность детей, позволяет использовать
основные соционические установки, подобрать развивающие
технологии под конкретную группу, определить базовый психотип
данного детского коллектива;
14
- интеграция содержания образовательной деятельности в
едином поле знаний, через метод тематического погружения и
игровую деятельность;
- соблюдение санитарных норм и требований.
6. Совместная работа детского сада и
семьи по воспитанию здорового
ребенка
Работа с родителями строится на принципах преемственности
семьи и детского учреждения.
Цель работы
– в сотрудничестве с семьей, в воспитании
физически развитого, жизнерадостного ребенка путем
формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и
потребности к здоровому образу жизни.
Формирование активной позиции в воспитании и оздоровлении
ребенка, преодолении равнодушия – самая важная составляющая в
работе ДОУ с семьей.
Цель сотрудничества
– способствовать установлению
дружеских, партнерских отношений между поколениями,
следовать положительному примеру, способствовать налаживанию
межличностных отношений, как нравственной основы социального
поведения.
В ходе взаимодействия с семьями воспитанников, решаются
следующие задачи:
- создание системы взаимодействия с семьей в процессе
воспитания у детей к занятиям физкультурой и спортом, на основе
открытости ДОУ;
15
- максимальное использование имеющихся ресурсов, как
образовательных, так и материально-технических;
- формирование жизненно необходимых навыков, в
соответствии с индивидуальными особенностями;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- формирование у детей системы знаний о собственном теле,
здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках, основах
анатомического строения собственного тела.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам
охраны и укрепления здоровья детей и формированию
привычки здорового образа жизни:
- групповые информационные стенды для родителей, где есть
рубрики освещающие вопросы оздоровления без лекарств
(комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-
двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и
мелкой моторики, пальчиковые игры и т.д.);
- информационные стенды медицинских работников о
медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых
мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни
открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с
родителями- спортсменами и др.);
- консультации, беседы с родителями по вопросам
здоровьесбережения.
16
17