Тема : « Береги природу сам, научи и пап, и мам»
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра побудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, и росли,
как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!!!
Н. Луконин
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации : краткосрочный (4 недели)
Цели:
- узнать, что такое «Красная книга»
-выяснить, что стало причиной возникновения «Красной книги»
-Выяснить, какие объекты заносят в Красную книгу
- выяснить, почему страницы Красной книги разноцветные
-выяснить, какие мы можем принять меры, необходимые для охраны всего
живого
-познакомить с красной книгой брянской области.
Задачи:
-познакомить с историей создания Красной книги.
-узнать основные причины сокращения численности растений и животных
-организовать совместную деятельность родителей и детей
Подобрать занимательный игровой материал для занятий.
- составить «правила друзей природы» и стремиться, чтоб ребята их
выполняли.
- провести выставку экологических рисунков и плакатов
- собрать информацию о растениях и животных «Красной книги»
-принять меры по сохранению живой природы на территории детского сада.
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического
воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Именно, в период дошкольного детства происходит становление
человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе,
воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Дети наши
должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с тем
местом, где он родился, живет. Наша задача - углубить это чувство, помочь
растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого, в
ближайшем окружении, природе родного края.
План проекта:
1 Знакомство с «Красной книгой»
2 Консультация для родителей : «Учите детей любить природу»
3 Дидактическая игра экологического содержания: « Птицы нашего края»
4 Помогаем братьям нашим меньшим (изготовление кормушек)
5 Установка кормушек для подкормки птиц
6 Выставка (выставка работ о защите природы)
7Красная книга Брянской области – презентация
Содержание работы в процессе реализации проекта .
1.
Беседа на тему: « Что такое Красная книга»
Цель – познакомить с Красной книгой, узнать, какие животные и
растения в нее занесены.
Материалы: доклады воспитанников, Красная книга.
Содержание беседы-
- Что такое Красная книга
- Какие животные и растения в нее вписаны, почему они попали в
Красную книгу, как их сохранить.
- Как сделать, чтобы друзей природы становилось все больше и
больше.
- Правила друзей природы.
Природа создала много разных творений. Растения и животные в
ней занимают особое место. Однако, многим из них угрожает
опасность исчезнуть. На нашей планете вымерло много видов
животных и растений, они погибают в основном по вине человека. Это
очень печально. Ребята, многие животные и растения, которые раньше
встречались часто, теперь стали редкими, поэтому задача человека их
охранять. Для этого люди придумали Красную книгу. Что это такое и
почему цвет обложки Красной книги красный нам расскажут
дети( сообщение ребенка).
Ребята, каждая страница имеет свой цвет. В ней есть черные
страницы, красные, желтые, белые и серые страницы. Почему они есть
и о чем нам говорит цвет страниц, нам расскажут дети.
- Черные страницы . Здесь содержатся списки тех животных, которых
уже нет в природе, те виды, которые полностью исчезли, кто уже вымер
(корова морская, странствующие голуби и многие другие).
- Красные страницы . Здесь в список собраны исчезающие и особо
редкие животные, например зубры, бобры, красный волк, амурский
тигр и др.)
- Желтые страницы . На этих страницах те животные и растения , чье
количество уменьшается с каждым днем ( к примеру медведь белый,
красный фламинго, розовая чайка и другие)
-Зеленые страницы . Здесь представлены виды животных и растений,
которые людям удалось сохранить и спасти от неизбежного вымирания
(к примеру, лось, бобр речной.)
Спасибо, ребята, но мы еще не рассказали еще о двух цветах страниц
Красной книги – это белые и серые, о них вам расскажу я ( рассказ
воспитателя, показ картинок)
- Серые страницы . Сюда внесены животные, которые еще мало
изучены, а места их обитания малодоступны. Например, Гребенчатый
тритон, Воробьиный сыч, Вертлявая камышовка.
-Белые страницы . На них представлены животные, которых во все
времена было не много или потому что они живут или растут на
ограниченных территориях. Например- пятнистый олень, снежный
барс, белка-летяга, синий кит.
Красная книга постоянно изменяется после того, как пополняются
наши знания о природе, она должна пополнятся новыми знаниями и
совершенствоваться.
Дети, а что мы можем сделать, чтоб сохранить нашу природу (ответы
детей). Давайте, составим правила друзей природы.
Правила друзей природы
1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев.
3. Не рви в лесу и на лугу цветы.
4. Не лови бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых
5. Береги лягушек, жаб, головастиков,
6. Не лови диких животных и не уноси их домой
7. Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их
зимой подкармливай птиц
8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не
бросай его в водоемы, а убирай в специальные урны.
9. Не шуми в лесу
10.Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные
воспоминания и восхищение его красотой.
Молодцы!
Закрепление.
-О чем сегодня беседовали?
-Что нового сегодня узнали?
-Что вас удивило?
Теперь мы много знаем о сохранении природы, а знаниями надо делиться.
Давайте устроим выставку « Береги природу». Для этого вам и родителям
домашнее задание: нарисовать плакаты по охране природы.
2. Консультация для родителей: «Учите детей любить природу»
«Учите детей любить природу»
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите
их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоемов. Рассказывайте, как
губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том,
что нельзя портить деревья, добывать березовый сок, разорять гнезда,
муравейники, засорять водоемы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны
Усвоить и Знать:
- Надо охранять и беречь природу.
- надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, в
водоеме живут постоянные жители ( звери, птицы, насекомые, рыбы) , для
которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя
портить, растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать
живые существа из мест их обитания.
-Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды , где
существует все живое.
-Воду следует расходовать экономно, так как без нее не могут жить растения,
животные, люди.
И еще один совет ; все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации,
которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
« Мама, мама смотри, птичка летает так низко, что я смогу ее поймать. Пусть
она поживет у нас дома».
«Нет. Этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Сережа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много
маленьких рыбок.
«Дай мне баночку, я наловлю рыбок»,– попросил Сережа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Сереже?
3.Дидактическая игра экологического содержания « Птицы нашего
края»
Цель игры: формировать обобщенное представление у детей о зимующих и
перелетных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании,
местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на
картинках. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлетом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелетных птиц: отличия в
питании. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе
родного края.
Варианты игры:
«Найди перелетных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелетных и зимующих
птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они
прикрепляют перелетных , а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог дает описание птицы: внешний вид. Ососбенности образа жизни,
некоторые повадки и т.п. ребенок находит птицу по картине, либо по
фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребенок может описать птицу или назвать несколько отличительных
признаков, не говоря название птицы.
4. Помогаем братьям нашим меньшим - Конструирование из бросового
материала « Кормушка для птиц»
Цель – учить конструировать кормушек для птиц, используя бросовый
материал.
Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из под соков.
Ножницы.
Труд в природе: установка кормушек для подкормки птиц.
Цель – подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм. Учить
проявлять заботу о птицах.
План:
1.
Беседа. Вспомните, что мы узнали об охране природы.
2.
Выяснить, как мы можем позаботиться о природе.
3.
Изготовление кормушек для птиц ( работа в группах)
4.
Дарим кормушки соседней группе и вешаем их на участке
5.
Заводим дневник наблюдений за кормушкой.
1 Вопросы к прошлому занятию
2. Беседа. ( вспомните ребята, как мы с вами уже помогали природе. Скажите,
пожалуйста, а как мы можем, что еще можем сделать для птиц
( кормушки).Если на каждом участке будут висеть кормушки, то птицки
будут прилетать в гости в наш детский сад.
Давайте мы с вами изготовим их своими руками.
3. Изготовление кормушек
Дети работают в группах по 4-5 человек.
4. Какие вы молодцы! Настоящие друзья природы. А у меня есть идея.!
Давайте повесим кормушки не только на нашем участке, но и подарим их
другой группе.
5.
Установка кормушек.
Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм. Учить
проявлять заботу о птицах.
На следующий день вместе с детьми кормушку вешаем на своем участке.
Заводим дневник наблюдений и наблюдаем, прилетали ли птички. Конечно.
Сразу результата не будет, но потом птички обязательно узнают о нашем
лакомстве.
6. Выставка.
Когда плакаты и рисунки будут готовы, разместим их в группе и пошлем
приглашение соседним группам приглашение посетить выставку наших
работ. У входа повесим приглашение для родителей .
7.Красная книга Брянской области
Форма реализации этапа: презентация.
Ребята, мы вместе с вами узнали, что такое Красная книга. А в нашей области
есть тоже животные и растения, занесенные в красную книгу. Какие? Сейчас
мы с вами познакомимся. Просмотр презентации.
Заключение .
В заключении хочется сказать, что мы достигли цели проекта.
-Узнали много интересного из жизни животных, растений , насекомых;
-Знаем, что в Красную книгу заносятся животные и растения, которые
находятся на грани исчезновения.
_- Понимаем, что забота о природе необходима человеку для сохранения
здоровья.
Оформили нашу Красную книгу.
Информационные ресурсы:
Географический атлас « Мир вокруг нас»
Дмитриев Ю.Д. « Твоя красная книга»
Жданова И.К. Географический атлас для детей « Мир и человек»
Сергеева М.И. Учебно-методическое пособие по экологическому воспитанию
школьников».