"Для чего нужны пальчиковые и тактильные игры детям раннего возраста"
Автор: Ващенкова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ОЦ "Горностай"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: конспект проведения родительского собрания
Тема: "Для чего нужны пальчиковые и тактильные игры детям раннего возраста"
Описание:
Цели:
показать важность работы по созданию условий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Задачи:
1. обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка;.
2. научить родителей играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики.
3. показать родителям, какие игры можно сделать дома своими руками.
Форма проведения:
собрание-практикум.
тактильные игры детям раннего возраста»
Цели:
показать важность работы по созданию условий для развития мелкой моторики рук у детей
раннего возраста.
Задачи:
1.
обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка;.
2.
научить родителей играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой
моторики.
3.
показать родителям, какие игры можно сделать дома своими руками.
Форма проведения:
собрание-практикум.
Участники:
воспитатели группы, родители.
Подготовительная работа:
• подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук, создание
памятки;
• организация выставки развивающих игр.
Оборудование:
• плакаты с высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. » (В. А. Сухомлинский) .
«Рука-это инструмент всех инструментов» (Аристотель) .
«Рука является вышедшим наружу мозгом человека» (И. Кант) .
• памятка «Потешки для пальчиковых игр».
Ход собрания
1. Вводная часть .
А) Представление воспитателем темы собрания.
Б) Просмотр выставки тактильных и развивающих игр.
2. Основная часть.
1. Сообщение воспитателя Ващенковой О.Н. «Значение работы по созданию условий для
развития мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста».
2. Рекомендации и демонстрация с показом и объяснением методов проведения игр и
упражнений по развитию мелкой моторики рук, приемлемых в домашней повседневной
жизни.
3. Сообщение воспитателя Ващенковой О.Н. «Многообразие способов развития мелкой
моторики рук у ребенка. »
В) Общие вопросы.
4. Подведение итогов, занесение их в протокол собрания.
Приложение 1
Сообщение «Значение работы по созданию условий для развития мелкой моторики рук у
ребенка раннего возраста».
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше
малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное
действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более
связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой
моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному
развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого
представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в
режимных моментах.
На первоначальном этапе взрослый сам разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает
пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки. К третьему году жизни ребёнок
научается сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по
тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, складывать ладошки вместе, показывать
ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики»,
показывать «фонарики».
Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и
дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте,
используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого я сейчас покажу какие бывают
пальчиковые игры, как в них использовать потешки. Родители могут обыгрывать любые
стихи, не только потешки.
Приложение 2
Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка»
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей,
успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие
театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых.
Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме
диалога: «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки
ребенок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы,
разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показывает несколько фигур, родители
пробуют повторить.) Особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их
поведения, действий — в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но
посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как
можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания
пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть
какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная
лампа (источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней
большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук,
точности, выразительности движений и развития речи.
Кроме того, ручки развиваются при следующих видах деятельности:
игры со шнуровками; игры с конструктором, мозаикой;
лепка из глины, теста и пластилина;
нанизывание крупных бус;
сматывание цветных ниток в клубочки.
Позже - работа с раскрасками — штриховка;
Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и
шнурки — и руки развивает, и сосредоточиваться учит, и в жизни пригодится.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развивать мелкую мускулатуру
рук; создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без
которого невозможно быстро и успешно освоить навык одевания, навык работы с
карандашом, кистью...
Приложение 3
Прилетели птички
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк, волк!
Он зубами щёлк, щёлк!
***
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает!
***
Ходит козочка по лугу
Ходит козочка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поёт, и пляшет!
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!
***Сорока-белобока,
Где была?
-Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
Детки, вы детки,
Собирайте щепки!
Наварю я кашки
Золотые чашки!
***
Ты пляши, пляши, пляши!
Ах, как ножки хороши!
Хороши, не хороши,
Всё равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки хохочи!
Поскакушки поскачи!
***
Поехали-поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенёчкам и кусточкам,
Зелёненьким листочкам.
В ямку – бух!