Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение для детей с аллергопатологией"

Автор: Тютянова Светлана Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ детский сад № 61

Населённый пункт: Ярославль

Наименование материала: Педагогическое сопровождение

Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение для детей с аллергопатологией"

Описание:

Дана рекомендация об особенностях детей с аллергическими заболеваниями.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4186

Опубликовано 15.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №61
Психолого-педагогическое

сопровождение детей с

аллергопатологией
Группа № 13 «Ромашка» Подготовила воспитатель Тютянова С.Н.

Пояснительная записка
Группы оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией созданы с
целью
удовлетворения запросов родителей и оказание помощи семье в развитии детей, страдающих аллергопатологией. Основные
задачи
организации деятельности групп оздоровительной направленности с аллергопатологитей: - создать условия для реабилитационного взаимодействия с детьми с аллергопатологией; - создать условия для формирования знаний и навыков безопасного контакта у детей дошкольного возраста с аллергопатологией с обьектами и явлениями окружающей жизни. Организация питания осуществляется на основе гипоаллергенного меню, составленного на основе натуральных норм с учетом подбора и замены непереносимых продуктов, с расчетом, что бы суточный рацион ребенка полностью соответствовал физиологическим потребностям организма в основных пищевых веществах. Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляется штатным медицинским персоналом ДОУ, который наряду с администрацией ДОУ несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников группы. Мониторинг и коррекция развития детей осуществляется штатными педагогами ДОУ. Контроль результатов работы группы оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией осуществляется администрацией ДОУ и родителями ( законными представителями). Воспитательно-образовательный процесс состоит на основе: - индивидуально-дифференцированного; - личностно-ориентированного подхода к детям и направлен на: 1. Укрепление физического и психологического здоровья детей с аллергопатологией;
2. Валеологизацию учебно-воспитательного процесса для детей с аллергопатологией; 3. Создание в учреждении благоприятного оздоровительно-профилактического режима; 4. Осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность, двигательную расторможенность; 5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального и диетического питания; 6. Вариативность форм и методов обучения; 7. Развивающее обучение на основе здоровьесберегающих технологий. Воспитательно-образовательная работа реализуется в соответствии с Оздоровительной программой для детей, имеющих аллергические заболевания, которая представляет собой комплексную систему мероприятий, обеспечивающих реабилитацию и укрепление здоровья детей с аллергическими заболеваниями. Оздоровительная программа для детей, имеющих аллергические заболевания, рассчитана на возрастные группы ( от 2 до 7 лет).
Содержание:

Цель программы:
1. Обеспечение реабилитации и укрепления здоровья детей с аллергическими заболеваниями. 2. Формирование у детей представлений о ценности здорового образа жизни и потребности в здоровом образе жизни. 3. Обеспечение тесного взаимодействия родителей и ДОУ в вопросах укрепления здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Реабилитация здоровья и стабилизация данного состояния у детей с аллергическими заболеваниями в результате реализации комплексной системы
медико-психолого-педагогического сопровождения и создания условий пребывания в ДОУ детей, имеющих аллергические заболевания.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с

аллергопатологией
На сегодняшний день все больше отмечается заболеваний аллергического характера, наблюдается устойчивый рост показателей таких заболеваний. Детей с аллергопатологией отличает повышенная утомляемость, головные боли, аффективные расстройства, невропатии, неврозы, гиперактивность, психосоматические расстройства. Как подчеркивают исследования Ю.А.Антропова, Ю.С.Шевченко, у детей с аллергопатологией наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития, такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфинтилизм, пассивность либо чрезмерная активность, низкий коммуникативный статус. Как следствие, происходит нарушение взаимоотношений с окружающей действительностью, что в свою очередь, без необходимой коррекционной поддержки может способствовать социальной депривации. В связи с тем, что дети с аллергопатологией очень часто пропускают ДОУ (по причине заболеваемости, длительных обследований, лечения в стационарах, курортно-санаторного лечения) для нашего ДОУ является актуальным: - интеграция содержания образовательных областей; - цикличность пройденных тем (темы повторяются в течение года); - организация совместной деятельности взрослого и детей (большой объем материала дети усваивают в ходе совместной деятельности): 1. Непосредственно организованная деятельность, реализуется в ходе совместной деятельности взрослого и детей; 2. Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляется в ходе режимных моментов. - комплексное воздействие на образовательный процесс всех субъектов образовательного процесса; - индивидуальные программы развития.
Исходя из обозначенных особенностей, оказание психолого-педагогического сопровождения детей с аллергопатологией единовременно выстраивается в несколько основных направлениях:
Эмоционально – личностное развитие


Данное направление включает в себя три блока, условно обозначенных как: - «Я» - развитие самосознания; - «Я и другие» - развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, умения взаимодействовать с окружающей действительностью; - «Я и мои эмоции» - развитие эмоциональной сферы личности.
Нейропсихологическое сопровождение

развития детей
Нервно-психологические отклонения, возникающие в результате полученных детьми травм, перенесенных инфекционных заболеваний наравне с другими проявлениями, являются причиной проявления аллергопатологии, с другой стороны, ряд исследований свидетельствуют о возможных влияниях аллергопатологии на нервно психическое развитие ребенка. Анализ специальной литературы свидетельствует, что у 60% детей с аллергопатологией отмечаются отклонения в нервно психическом развитии, что находит отражение в специфике нервных реакций ребенка, особенностей поведения, развитии высших психических функций. Таким образом, детям необходимо нейропсихологическое сопровождение, которое может компенсировать и повымить энергитизацию мозга, способствовать межполушарному воздействию, активизировать работу подкорковых структур. Данное сопровождение, в большинстве случаев, будет способствовать нормализации нервной системы. Нейропсихологическое сопровождение реализуется через дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения, растяжки и др.
Большое значение уделяется снятию психомышечного напряжения
, т.к. эмоциональное, физическое напряжение, телесные зажимы достаточно
выражены у детей с аллергопатологией. Для решения данного вопроса широко используются визуально-кинестические, телесные техники, релаксация и др. Дети с аллергопатологией в связи с частыми пропусками детского сада, нервно физиологическими особенностями, излишней активностью, тревожностью, инфантильностью не всегда в полном объеме усваивают предложенный материал, детям бывает трудно систематизировать знания. Несистематизированные знания способствуют излишней информационной нагрузке, которую не всегда могут выдержать дети, что в свою очередь вносит дополнительное напряжение. Для полноценного процесса образования, реабилитации ребенка с аллергопатологией крайне важен принцип преемственности, взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов. Соблюдение строгой диеты, ограничение посещения многих общественных, культурно-массовых развлекательных мероприятий, присутствие у родителей страха за состоянием ребенка (например: ожидание приступа бронхиальной астмы), необходимость постоянно контролировать физическое состояние ребенка, проведение курсов медикаментозной поддержки, накладывают свои отпечатки на развитие детско-родительских отношений. Многие родители, не имея возможности решить ряд ситуаций, переживают тревогу, гнев, допускают аффективные вспышки, отстраненность, игнорирование личностных проблем ребенка, что также способствует формированию проблем, во взаимоотношениях родителей и детей. (Ю.Ф.Шевченко, Ю.Ф.Антропов, И.В.Крюкина и др.). Особое значение в развитии детей с аллергическими заболеваниями, приобретает характер отношений к ним родителей. В психологической литературе описана достаточно обширная феноменология нарушений родительского, и в частности, материнского отношения к детям с проблемами в развитии и здоровья. Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми, приводит к возникновению у него внутренного дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге приводит к
значительным искажениям в развитии ребенка, и зачастую к ухудшению здоровья, в частности проявления аллергопатологии (Г.М.Бреслов, М.И.Буянов, А.Я.Варга, А.И.Захаров и др.). Исходя из этого, работа с родителями, семьями воспитывающих детей с аллергопатологией, является максимально значимой.








Индивидуальная программа развития
______________ уч. год
1.Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Содержание работы:
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Физическая культура _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Подвижные игры _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи: _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Содержание работы:
• Ребенок в семье и сообществе Образ «Я»
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Семья _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Детский сад _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________ • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Формирование основ безопасности _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Содержание:
• Формирование элементарных математических представлений
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Развитие познавательно-исследовательской деятельности _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Ознакомление с предметным окружением _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Ознакомление с социальным миром _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Ознакомление с миром природы _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
4. Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
Содержание работы:
• Развитие речи Формирование словаря
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Звуковая культура речи _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Грамматический строй речи _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Связная речь _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ • Приобщение к художественной литературе _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________
5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»


Задачи: ________________________________________________________________ __________________________________________________________ _____________________________________________________________
Содержание работы:
Изобразительная деятельность Рисование: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________ Лепка
________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________ Аппликация ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________ Конструктивно-модельная деятельность ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________ Музыкальная деятельность ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _______________________________________________________
Для детей с аллергопатологией используются

следующие здоровьесберегающие технологии:

Ритмопластика.
Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы.
Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятий.
Подвижные и спортивные игры.
Проводятся ежедневно как часть физкультурных занятий, а так же на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, а так же местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем игры с бегом, прыжками, мячом, игровые задания с элементами спортивных игр: из волейбола и баскетбола – броски мяча в парах, тройках, двумя руками из-за головы, от груди, снизу, броски мяча в баскетбольное кольцо. Благодаря этому укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, спины, дыхательные мышцы, улучшается подвижность грудной клетки. Игровые задания из футбола: ведение и передача мяча ногой в паре, удары по воротам. Эти упражнения помогают укрепить мышцы и улучшить подвижность голеностопного сустава.
Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание духовного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Занятия рекомендуется сопровождать спокойной классической музыкой (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика.
Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз.
Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика.
Проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. На занятиях физкультурой дыхательные упражнения применяются 1:2, 1:4, т.е. после 2-4 общеразвивающих упражнений одно упражнение на дыхание. Дети выполняют вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой, дыхательные упражнения с произнесением звуков вибрации, динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.
Бодрящая гимнастика.
Проводится ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание. Гимнастика включает: 3-4 общеразвивающих упражнения в спокойном темпе, после можно побегать босиком из спальни в групповую комнату и назад – разность температур – закаливающий фактор.
Утренняя гимнастика.
Проводится ежедневно 6-8 мин. С музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия.
Проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад, 2-3 раза в неделю в спортивном зале и на спортивной площадке. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Оздоровительный бег.
Используется в различных формах физкультурно- оздоровительной работы, для детей старшего возраста. Необходимо начинать заниматься в теплое время года. Бег чередуется с ходьбой, во время ходьбы выполняются дыхательные упражнения ( вдох через нос, удлиненный выдох через рот, губы трубочкой), темп медленный и средний. Самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку . Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяем им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Скандинавская ходьба –
это вид оздоровительной ходьбы с палками, можно начинать с детьми 4-х лет. Это семейный вид активного отдыха. Детям очень нравится такая ходьба, если занятия проходят вместе с родителями и в компании с другими детьми.
Плавание –
это и закаливание, и обучение детей выполнять удлиненный выдох в воду, преодолевая сопротивление воды, происходит тренировка дыхательной мускулатуры, а также укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, улучшается подвижность в суставах верхних конечностей и подвижность грудной клетки за счёт вдоха и выдоха в воду.
Технология музыкального воздействия.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушает ребенок и взрослый. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Сказкотерапия –
используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки читаются, обсуждаются с детьми. Дети очень любят “олицетворять” их, обыгрывать. Для этого можно использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать
о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсудить с взрослым. Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе – формирует у воспитанника привычку к здоровому образу жизни.



Яндекс.Метрика