Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №61
Психолого-педагогическое
сопровождение детей с
аллергопатологией
Группа № 13 «Ромашка»
Подготовила воспитатель Тютянова С.Н.
Пояснительная записка
Группы оздоровительной направленности для детей с аллергопатологией
созданы с целью удовлетворения запросов родителей и оказание помощи семье
в развитии детей, страдающих аллергопатологией.
Основные задачи организации деятельности групп оздоровительной
направленности с аллергопатологитей:
- создать условия для реабилитационного взаимодействия с детьми с
аллергопатологией;
- создать условия для формирования знаний и навыков безопасного контакта
у детей дошкольного возраста с аллергопатологией с обьектами и явлениями
окружающей жизни.
Организация питания осуществляется на основе гипоаллергенного меню,
составленного на основе натуральных норм с учетом подбора и замены
непереносимых продуктов, с расчетом, что бы суточный рацион ребенка
полностью соответствовал физиологическим потребностям организма в
основных пищевых веществах.
Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляется
штатным медицинским персоналом ДОУ, который наряду с администрацией
ДОУ несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников группы.
Мониторинг и коррекция развития детей осуществляется штатными
педагогами ДОУ.
Контроль результатов работы группы оздоровительной направленности для
детей с аллергопатологией осуществляется администрацией ДОУ и родителями (
законными представителями).
Воспитательно-образовательный процесс состоит на основе:
- индивидуально-дифференцированного;
- личностно-ориентированного подхода к детям и направлен на:
1. Укрепление физического и психологического здоровья детей с
аллергопатологией;
2. Валеологизацию учебно-воспитательного процесса для детей с
аллергопатологией;
3. Создание в учреждении благоприятного оздоровительно-профилактического
режима;
4. Осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность,
двигательную расторможенность;
5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального и
диетического питания;
6. Вариативность форм и методов обучения;
7. Развивающее обучение на основе здоровьесберегающих технологий.
Воспитательно-образовательная работа реализуется в соответствии с
Оздоровительной программой для детей, имеющих аллергические заболевания,
которая представляет собой комплексную систему мероприятий,
обеспечивающих реабилитацию и укрепление здоровья детей с аллергическими
заболеваниями.
Оздоровительная программа для детей, имеющих аллергические заболевания,
рассчитана на возрастные группы ( от 2 до 7 лет).
Содержание:
Цель программы:
1.
Обеспечение реабилитации и укрепления здоровья детей с
аллергическими заболеваниями.
2.
Формирование у детей представлений о ценности здорового образа жизни
и потребности в здоровом образе жизни.
3.
Обеспечение тесного взаимодействия родителей и ДОУ в вопросах
укрепления здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Реабилитация здоровья и стабилизация данного состояния у детей с
аллергическими заболеваниями в результате реализации комплексной системы
медико-психолого-педагогического сопровождения и создания условий
пребывания в ДОУ детей, имеющих аллергические заболевания.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с
аллергопатологией
На сегодняшний день все больше отмечается заболеваний аллергического
характера, наблюдается устойчивый рост показателей таких заболеваний.
Детей с аллергопатологией отличает повышенная утомляемость, головные
боли, аффективные расстройства, невропатии, неврозы, гиперактивность,
психосоматические расстройства.
Как подчеркивают исследования Ю.А.Антропова, Ю.С.Шевченко, у детей с
аллергопатологией наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения
личностного развития, такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность,
агрессивность, инфинтилизм, пассивность либо чрезмерная активность, низкий
коммуникативный статус. Как следствие, происходит нарушение
взаимоотношений с окружающей действительностью, что в свою очередь, без
необходимой коррекционной поддержки может способствовать социальной
депривации.
В связи с тем, что дети с аллергопатологией очень часто пропускают ДОУ (по
причине заболеваемости, длительных обследований, лечения в стационарах,
курортно-санаторного лечения) для нашего ДОУ является актуальным:
- интеграция содержания образовательных областей;
- цикличность пройденных тем (темы повторяются в течение года);
- организация совместной деятельности взрослого и детей (большой объем
материала дети усваивают в ходе совместной деятельности):
1. Непосредственно организованная деятельность, реализуется
в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
2. Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляется
в ходе режимных моментов.
- комплексное воздействие на образовательный процесс всех субъектов
образовательного процесса;
- индивидуальные программы развития.
Исходя из обозначенных особенностей, оказание психолого-педагогического
сопровождения детей с аллергопатологией единовременно выстраивается в
несколько основных направлениях:
Эмоционально – личностное развитие
Данное направление включает в себя три блока, условно обозначенных как:
- «Я» - развитие самосознания;
- «Я и другие» - развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества,
умения взаимодействовать с окружающей действительностью;
- «Я и мои эмоции» - развитие эмоциональной сферы личности.
Нейропсихологическое сопровождение
развития детей
Нервно-психологические отклонения, возникающие в результате полученных
детьми травм, перенесенных инфекционных заболеваний наравне с другими
проявлениями, являются причиной проявления аллергопатологии, с другой
стороны, ряд исследований свидетельствуют о возможных влияниях
аллергопатологии на нервно психическое развитие ребенка.
Анализ специальной литературы свидетельствует, что у 60% детей с
аллергопатологией отмечаются отклонения в нервно психическом развитии, что
находит отражение в специфике нервных реакций ребенка, особенностей
поведения, развитии высших психических функций.
Таким образом, детям необходимо нейропсихологическое сопровождение,
которое может компенсировать и повымить энергитизацию мозга,
способствовать межполушарному воздействию, активизировать работу
подкорковых структур. Данное сопровождение, в большинстве случаев, будет
способствовать нормализации нервной системы.
Нейропсихологическое сопровождение реализуется через дыхательные
упражнения, кинезиологические упражнения, растяжки и др.
Большое значение уделяется снятию психомышечного напряжения , т.к.
эмоциональное, физическое напряжение, телесные зажимы достаточно
выражены у детей с аллергопатологией. Для решения данного вопроса широко
используются визуально-кинестические, телесные техники, релаксация и др.
Дети с аллергопатологией в связи с частыми пропусками детского сада,
нервно физиологическими особенностями, излишней активностью,
тревожностью, инфантильностью не всегда в полном объеме усваивают
предложенный материал, детям бывает трудно систематизировать знания.
Несистематизированные знания способствуют излишней информационной
нагрузке, которую не всегда могут выдержать дети, что в свою очередь вносит
дополнительное напряжение.
Для полноценного процесса образования, реабилитации ребенка с
аллергопатологией крайне важен принцип преемственности,
взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.
Важнейшим условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого
выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов.
Соблюдение строгой диеты, ограничение посещения многих общественных,
культурно-массовых развлекательных мероприятий, присутствие у родителей
страха за состоянием ребенка (например: ожидание приступа бронхиальной
астмы), необходимость постоянно контролировать физическое состояние
ребенка, проведение курсов медикаментозной поддержки, накладывают свои
отпечатки на развитие детско-родительских отношений.
Многие родители, не имея возможности решить ряд ситуаций, переживают
тревогу, гнев, допускают аффективные вспышки, отстраненность,
игнорирование личностных проблем ребенка, что также способствует
формированию проблем, во взаимоотношениях родителей и детей.
(Ю.Ф.Шевченко, Ю.Ф.Антропов, И.В.Крюкина и др.). Особое значение в
развитии детей с аллергическими заболеваниями, приобретает характер
отношений к ним родителей. В психологической литературе описана достаточно
обширная феноменология нарушений родительского, и в частности,
материнского отношения к детям с проблемами в развитии и здоровья.
Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми,
приводит к возникновению у него внутренного дискомфорта, создают угрозу
стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге приводит к
значительным искажениям в развитии ребенка, и зачастую к ухудшению
здоровья, в частности проявления аллергопатологии (Г.М.Бреслов, М.И.Буянов,
А.Я.Варга, А.И.Захаров и др.).
Исходя из этого, работа с родителями, семьями воспитывающих детей с
аллергопатологией, является максимально значимой.
Индивидуальная программа развития
______________ уч. год
1.Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Содержание работы:
•
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Физическая культура
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Подвижные игры
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Содержание работы:
•
Ребенок в семье и сообществе
Образ «Я»
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Семья
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Детский сад
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________
•
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Формирование основ безопасности
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Содержание:
•
Формирование элементарных математических представлений
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Ознакомление с предметным окружением
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Ознакомление с социальным миром
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Ознакомление с миром природы
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Содержание работы:
•
Развитие речи
Формирование словаря
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Звуковая культура речи
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Грамматический строй речи
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Связная речь
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
•
Приобщение к художественной литературе
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
________________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________________________________________
Содержание работы:
Изобразительная деятельность
Рисование:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________
Лепка
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________
Аппликация
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________
Конструктивно-модельная деятельность
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________
Музыкальная деятельность
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________
Для детей с аллергопатологией используются
следующие здоровьесберегающие технологии:
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух,
чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Обращается внимание на художественную ценность, величину физической
нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы. Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере
утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики
глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятий.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно как часть
физкультурных занятий, а так же на прогулке, в групповой комнате – малой и со
средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом
ребенка, а так же местом и временем ее проведения. В детском саду мы
используем игры с бегом, прыжками, мячом, игровые задания с элементами
спортивных игр: из волейбола и баскетбола – броски мяча в парах, тройках,
двумя руками из-за головы, от груди, снизу, броски мяча в баскетбольное кольцо.
Благодаря этому укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, спины,
дыхательные мышцы, улучшается подвижность грудной клетки. Игровые
задания из футбола: ведение и передача мяча ногой в паре, удары по воротам.
Эти упражнения помогают укрепить мышцы и улучшить подвижность
голеностопного сустава.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность
положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание
духовного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача педагога
состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы
научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать
свое тело. С этой целью используются упражнения на расслабление
определенных частей тела и всего организма. Занятия рекомендуется
сопровождать спокойной классической музыкой (Чайковский, Рахманинов),
звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них
есть элемент игры. Они быстро обучаются умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение,
быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз. Проводится в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического
напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется
наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех
тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в
целом. На занятиях физкультурой дыхательные упражнения применяются 1:2,
1:4, т.е. после 2-4 общеразвивающих упражнений одно упражнение на дыхание.
Дети выполняют вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой,
дыхательные упражнения с произнесением звуков вибрации, динамические
дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.
Бодрящая гимнастика. Проводится ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. В
ее комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на
коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание.
Гимнастика включает: 3-4 общеразвивающих упражнения в спокойном темпе,
после можно побегать босиком из спальни в групповую комнату и назад –
разность температур – закаливающий фактор.
Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно 6-8 мин. С музыкальным
сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом
формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия. Проводятся в соответствии с программой, по которой
работает детский сад, 2-3 раза в неделю в спортивном зале и на спортивной
площадке. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст –
15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед
занятием необходимо хорошо проветрить помещение, занятия направлены на
обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой
укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Оздоровительный бег. Используется в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы, для детей старшего возраста. Необходимо начинать
заниматься в теплое время года. Бег чередуется с ходьбой, во время ходьбы
выполняются дыхательные упражнения ( вдох через нос, удлиненный выдох
через рот, губы трубочкой), темп медленный и средний.
Самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить
осанку . Способствует не только физическому укреплению человека, но и
оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые
стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке делают его
для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются
к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с
увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более
непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяем
им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные
навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей
проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Скандинавская ходьба – это вид оздоровительной ходьбы с палками, можно
начинать с детьми 4-х лет. Это семейный вид активного отдыха. Детям очень
нравится такая ходьба, если занятия проходят вместе с родителями и в компании
с другими детьми.
Плавание – это и закаливание, и обучение детей выполнять удлиненный выдох в
воду, преодолевая сопротивление воды, происходит тренировка дыхательной
мускулатуры, а также укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса,
улучшается подвижность в суставах верхних конечностей и подвижность
грудной клетки за счёт вдоха и выдоха в воду.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным
психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной
системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает),
вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и
гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно
обратить внимание на то, какую музыку слушает ребенок и взрослый. Спокойная
музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна
гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также
развивать концентрацию внимания.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание. Сказки читаются, обсуждаются с детьми. Дети очень любят
“олицетворять” их, обыгрывать. Для этого можно использовать кукольный театр,
ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.
Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком,
открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать
о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются
обсудить с взрослым.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе – формирует у воспитанника
привычку к здоровому образу жизни.