"Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР"
Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 56"
Населённый пункт: Иркутская обл., г. Зима
Наименование материала: статья
Тема: "Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР"
Описание:
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предлог, предложение и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
«Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР»
(
обобщение опыта работы)
Иванова Л.А.
Учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад № 56»
г. Зима, Иркутской области
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования,
поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками –
формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и
коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными
речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении,
программы детского сада. Особенно характерны трудности обучения для
детей с ОНР.
Затрудняются дети в образовании существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных
прилагательных. Много ошибок допускается при употреблении
приставочных глаголов. Допускаются ошибки при согласовании
прилагательных с существительными в роде, числе, падеже при согласовании
числительных с существительными.
Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются,
заменяются, недоговариваются. Особенно затрудняет детей употребление
сложных предлогов, из-под, из-за, около, между. Допускают ошибки в
образовании родительного падежа множественного числа имен
существительных.
Особенно низкий уровень развития у детей с ОНР связной речи. При
пересказе наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности
событий, пропускаются звенья событий, действующие лица.
Рассказ-описание не доступен, дошкольники ограничиваются
перечислением отдельных предметов и их частей.
При составлении рассказов по серии картинок дети затрудняются в
установлении последовательности событий, чаще перечисляются
действующие лица и совершаемые ими действия. Рассказ по сюжетной
картинке дошкольники составить не могут.
У детей, зачисленных в группу комбинированной направленности,
состояние связной речи характеризуется наличием простых неполных,
аграмматичных предложений, бедностью и однообразием синтаксических
конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют
распространять предложения, самостоятельно конструировать
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве
эффективного коррекционного средства можно использовать метод
наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить
такие абстрактные понятия, как звук, слово, предлог, предложение и
научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью
внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с
проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные
средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс
усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является
наглядное моделирование.
Наглядное моделирование
– это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Актуальность выбранной темы я вижу в следующем:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР в развитии речевых
умений и навыков, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей,
схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает
речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания,
сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем
способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие
задачи:
– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной
информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную
память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом
общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Метод наглядного моделирования можно использовать во всех видах и
на всех этапах логопедической работы;
- например при автоматизации поставленных звуков:
Коррекционно - развивающие упражнения, основанные на наглядном
моделировании максимально насыщены автоматизируемым звуком. Большое
количество опорных картинок облегчает усвоение и запоминание материала,
делает занятие наглядным и интересным.
Например: заучить считалку с опорой на наглядность детям значительно
легче:
- использование подобных игр и игровых упражнений даёт большие
возможности для психо – речевой компенсации детей с речевой
недостаточностью, а именно:
быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
успешно развивается речевая сноровка;
обеспечивается психологический комфорт во время занятий;
дети запоминают большое количество речевого материала, в котором
успешно закрепляются исправленные звуки речи;
активизируются и восстанавливаются высшие психические функции
(память, внимание, восприятие, мышление).
Назвать все картинки, выделить лишний, объяснить почему.
- метод наглядного моделирования используется на всех логопедических
занятиях и во всех видах работы и предполагает формирование умений
анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в
соответствии с законами и нормами языка. Он помогает ребёнку осознать
звучание слова и поупражняться в употреблении грамматических форм.
Также он способствует расширению словарного запаса, формированию
языкового чутья.
Например на занятиях по формированию лексико – грамматических
категорий при работе над темой предлог, использую такие наглядные модели,
которые помогают детям видеть предлог как отдельную языковую и
грамматическую единицу.
На занятиях по формированию фонетико – фонематических
представлений при работе со словами на заданный звук (например звук [С]) и
последующей работе определения позиции звука в слове такие наглядные
модели, где слова – картинки с заданным звуком расположены в
определенном стихотворном порядке, которые помогают лучше запомнить
словарный материал. При работе с этим материалом можно решить несколько
задач: четко произнести слово и выделить изучаемый звук, обобщить,
исключить, а в последующем использовать эти картинки для определения
позиции звука в слове.
Стакан, самовар, кастрюля, скакалка.
Миска, термос, поднос, самолет.
Солонка, скалка, сковородка, сачок.
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение
связной речью,
т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает
запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает
речемыслительную деятельность детей;
Велась предварительная работа, рассматривание картинок по тексту
стихотворения.
– заучивание загадок, пословиц, чистоговорок, считалок;
При заучивании этой считалки с опорой на картинки, дети быстро
запоминают текст считалки.
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.
Последовательность работы с таблицами:
– рассматривание таблицы;
– называние отдельных предметов;
– пересказ с опорой на таблицу.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение
материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания,
сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем
способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей:
1.
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения,
составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого
высказывания;
2.
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3.
применение наглядного моделирования оказало положительное
влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти,
мышления .
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и
графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослого) учится
самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих
действий. У него повышается чувство заинтересованности и
ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда,
совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание,
мышление, что положительно сказывается на результативности
коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы
дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики
уровня речевого развития детей.
Динамика развития устной речи с использованием наглядного
моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
метод наглядного
моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной
работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, наглядное моделирование – это один из наиболее
продуктивных видов коррекционной деятельности.
Список использованной литературы:
1.
Глухов В.П. «Формирование связной детей дошкольного возраста с
общим речевым недоразвитием».
Москва, Аркти 2004 г.
2.
«Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гархуши.
Москва, Сехачев В.Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002 г.
3.
Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.
4.
Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся сочинять и
рассказывать».Москва, Аркти, 2003 г.
5.
Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва,
Просвещение, 1981 г.
6.
Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи
детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6
7.
Мухина В.С. «Детская психология». Москва, Просвещение 1985 г.
8.
Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., «Использование метода
наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи
дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1
9.
Ткаченко Т.А., «В первый класс без дефектов речи». Санкт-Петербург
«Детство-Пресс». 1999 г.
10.Худенко Е.Д., Шаховская С.Н., Ткаченко Т.А. «Планы – конспекты
логопедических занятий.
III период обучения». Москва, НМ-Ц
«развитие и коррекция», 1995 г.