Напоминание

"Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР"

Автор: Иванова Любовь Анатольевна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 56"

Населённый пункт: Иркутская обл., г. Зима

Наименование материала: статья

Тема: "Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР"

Описание:

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предлог, предложение и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4217

Опубликовано 19.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР» ( обобщение опыта работы)
Иванова Л.А.
Учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад № 56» г. Зима, Иркутской области Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, программы детского сада. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР. Затрудняются дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных. Много ошибок допускается при употреблении приставочных глаголов. Допускаются ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже при согласовании числительных с существительными. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются, недоговариваются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов, из-под, из-за, около, между. Допускают ошибки в образовании родительного падежа множественного числа имен существительных. Особенно низкий уровень развития у детей с ОНР связной речи. При пересказе наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропускаются звенья событий, действующие лица. Рассказ-описание не доступен, дошкольники ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. При составлении рассказов по серии картинок дети затрудняются в установлении последовательности событий, чаще перечисляются действующие лица и совершаемые ими действия. Рассказ по сюжетной картинке дошкольники составить не могут. У детей, зачисленных в группу комбинированной направленности, состояние связной речи характеризуется наличием простых неполных, аграмматичных предложений, бедностью и однообразием синтаксических
конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предлог, предложение и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование
– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Актуальность
выбранной темы я вижу в следующем: – наглядное моделирование облегчает детям с ОНР в развитии речевых умений и навыков, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие

задачи:
– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; – обогащать словарный запас детей; - развивать связную речь; – учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения; – развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; – снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Метод наглядного моделирования можно использовать во всех видах и на всех этапах логопедической работы; - например при автоматизации поставленных звуков: Коррекционно - развивающие упражнения, основанные на наглядном моделировании максимально насыщены автоматизируемым звуком. Большое количество опорных картинок облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным. Например: заучить считалку с опорой на наглядность детям значительно легче: - использование подобных игр и игровых упражнений даёт большие возможности для психо – речевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:  быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;  успешно развивается речевая сноровка;  обеспечивается психологический комфорт во время занятий;  дети запоминают большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;  активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление). Назвать все картинки, выделить лишний, объяснить почему. - метод наглядного моделирования используется на всех логопедических занятиях и во всех видах работы и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он помогает ребёнку осознать звучание слова и поупражняться в употреблении грамматических форм. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Например на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий при работе над темой предлог, использую такие наглядные модели, которые помогают детям видеть предлог как отдельную языковую и грамматическую единицу. На занятиях по формированию фонетико – фонематических представлений при работе со словами на заданный звук (например звук [С]) и последующей работе определения позиции звука в слове такие наглядные модели, где слова – картинки с заданным звуком расположены в определенном стихотворном порядке, которые помогают лучше запомнить словарный материал. При работе с этим материалом можно решить несколько
задач: четко произнести слово и выделить изучаемый звук, обобщить, исключить, а в последующем использовать эти картинки для определения позиции звука в слове. Стакан, самовар, кастрюля, скакалка. Миска, термос, поднос, самолет. Солонка, скалка, сковородка, сачок. – наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; Велась предварительная работа, рассматривание картинок по тексту стихотворения. – заучивание загадок, пословиц, чистоговорок, считалок; При заучивании этой считалки с опорой на картинки, дети быстро запоминают текст считалки. – пересказывание текстов; – составление описательных рассказов. Последовательность работы с таблицами: – рассматривание таблицы; – называние отдельных предметов; – пересказ с опорой на таблицу. Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы. – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей: 1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; 2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3.
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления
.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Динамика развития устной речи с использованием наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Таким образом, наглядное моделирование – это один из наиболее продуктивных видов коррекционной деятельности. Список использованной литературы: 1. Глухов В.П. «Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». Москва, Аркти 2004 г. 2. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гархуши. Москва, Сехачев В.Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002 г. 3. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г. 4. Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, Аркти, 2003 г. 5. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, Просвещение, 1981 г. 6. Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6 7. Мухина В.С. «Детская психология». Москва, Просвещение 1985 г. 8. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1
9. Ткаченко Т.А., «В первый класс без дефектов речи». Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 1999 г. 10.Худенко Е.Д., Шаховская С.Н., Ткаченко Т.А. «Планы – конспекты логопедических занятий. III период обучения». Москва, НМ-Ц «развитие и коррекция», 1995 г.


Яндекс.Метрика