Напоминание

Представление педагогического опыта воспитателя Пискуновой Елены Михайловны воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад "Сказка" по теме: "Экологическое воспитание детей посредством живой природы".

Автор: Пискунова Елена Михайловна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ Темниковский детский сад "Сказка"

Населённый пункт: Республика Мордовия город Темников

Наименование материала: Представление педагогического опыта воспитателя Пискуновой Елены Михайловны воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад "Сказка" по теме: "Экологическое воспитание детей посредством живой природы".

Тема: Представление педагогического опыта воспитателя Пискуновой Елены Михайловны воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад "Сказка" по теме: "Экологическое воспитание детей посредством живой природы".

Описание:

Представление педагогического опыта воспитателя Пискуновой Елены Михайловны воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад "Сказка" по теме: "Экологическое воспитание детей посредством живой природы".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4220

Опубликовано 19.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Представление педагогического опыта воспитателя

Пискуновой Елены Михайловны воспитателя МБДОУ Темниковский

детский сад «Сказка» по теме: «Экологическое воспитание детей

посредством живой природы».

Обоснование

актуальности

и

перспективности

опыта.

Его

значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Формирование целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе у воспитанников дошкольных учреждений имеет большое значение в связи с тем, что данные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля, формируется мотивация правильного отношения к природе и к своему здоровью, т.к. состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Мир природы – большая ценность для личностного развития человека: через призму экологических знаний и убеждений, чувств и поступков формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические сферы личности, развиваются творческие способности. В связи с вышесказанным, экологическое воспитание является актуальным и перспективным направлением как в социализации личности, так и во всестороннем ее развитии. XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом гуманизации и экологизации. По данной проблеме я работаю с 2014 года. Так же являюсь руководителем кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Мир на ладони». Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д .
Условия

формирования

ведущей

идеи

опыта,

условия

возникновения, становления опыта.
Работая дети больше других склонны к общению с природой, и, что природа для них является той средой, где ребенок раскрепощается, становится более наблюдательным, активным, любознательным. За время своей работы я убедилась, что для успешной социализации и всестороннего развития личности важным является общение воспитанников с природой. Поэтому я посчитала необходимым выделить работу по
формированию экологического целостного мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе в отдельное направление своей деятельности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. «Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Таким образом я поставила перед собой следующую цель: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание). Задачи:  формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;  развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.  У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.  В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе  Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают.
Теоретическая база опыта.
В своей работе опиралась на труды: С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»; О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»; О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»; Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»; Н.М.Совгир «Детское экспериментирование»; Н.Н. Поддьяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста»;
Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»; Г.П. Тугушева , А.У. Чистякова «Экспериментальная деятельность в детском саду»; О.А.Воронкович «Добро пожаловать в экологию. Занимательные эксперименты»; О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду2
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Работа по формированию экологического мировоззрения реализуется благодаря созданной целостной системы воспитания и формирования личности. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных потребностей, а также единством методических подходов. Основное содержание строится с учетом возрастных особенностей воспитанников. Учитывается принцип прогностичности, т.е. повседневная работа каждого о сохранении природной среды не только в нашей жизни, но и для будущих поколений. Технология состоит из двух разделов: 1) эколого-оздоровительная работа Задача: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни. Взаимодействовать с окружающей средой воспитанники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества, укрепляется здоровье. 2) эколого-развивающая среда. Задача: развитие познавательных способностей средствами окружающего мира. Создание эколого-развивающей среды – одно из условий экологического воспитания. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в практической экспериментальной деятельности. В целях экологического образования проводятся целевые экскурсии, которые выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную функции. Используемые формы работы: наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, экологические игры помогают воспитанникам стать активными участниками воспитательного процесса, стимулируют их самостоятельность, творческую активность. Невозможно приобщить ребенка к охране окружающей среды, если не заинтересовать его, и если он сам не будет принимать участие в этом
процессе. Поэтому каждый воспитанник с интересом и желанием принимает участие в этих мероприятиях. Технология опыта заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на социализацию личности с опорой на практическую и экспериментальную деятельность и обусловлена важностью природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Проводя мероприятия, я выбираю темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции, но и нравственные качества, поскольку природа – неисчерпаемый источник для саморазвития. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых. Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Во время работы над этой темой были реализованы два проекта под названием «Елочка-красавица» и «Царица- Водица»». По продолжительности оба проекта являются среднесрочными, познавательными, исследовательско-творческими. Большую помощь и теоретическую, и практическую в нашей совместной работе нам оказывают сотрудники Мордовского заповедника. Мы совместно с ними разрабатываем годовые планы работы, экологические проекты для
наших детей, изготавливаем пособия. Надо отметить, что наше плодотворное сотрудничество длится несколько лет. А в этом году нас неоднократно приглашали в заповедник на экскурсию в рамках международного дня животных. Какое радостное событие для дошколят-поездка на автобусах за пределы садика! Для детей были приготовлены обширные познавательные и развлекательные программы: фотовыставка «звери-легенды», мультфильмы о животных, мастер-класс поделок из бумаги, кукольный театр, чаепитие. Таким образом я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны.
Анализ результативности опыта.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:  сформированы начала экологической культуры у детей;  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы;  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На первом этапе я проверила уровень экологической воспитанности детей по методике Н.Н.Кондратьевой, Т.А.Марковой, также провела анкетирование родителей на предмет экологического воспитания в семье. Диагностика показала, что дети могут называть небольшое количество диких и домашних животных, хуже птиц и насекомых. В редких семьях имеются домашние животные, не все родители читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе не рассказывают, не наблюдают за природными объектами. Поэтому в дальнейшем я запланировала работу не только с детьми, но и разработала план работы с родителями.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт может быть востребован воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительных образований. В целях обмена опыта с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений воспитателей, педсоветах. Размещаю свой опыт работы на страницах сайта учреждения, на дистанционном образовательном портале «Продлёнка», Социальной сети работников образования «Наша сеть».

Наглядное приложение.
1. Конспект занятия «Царица-Водица». 2. Презентация «Царица-Водица»


Яндекс.Метрика