Напоминание

"Характерологические поведения детей дошкольного возраста"

Автор: Галат Марина Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Полтавский детский сад "Родничок"

Населённый пункт: Омская область р.п. Полтавка

Наименование материала: статья

Тема: "Характерологические поведения детей дошкольного возраста"

Описание:

Характерологические поведения: замкнутость, застенчивость, лживость,инфантилизм в дошкольном возрасте. как проявляются, чем опасны.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4229

Опубликовано 20.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Характерологические поведения детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важный период становления личности. Академик А. Н. Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ребенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов. К концу дошкольного возраста ребенок умеет удерживать возникшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее развития. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые компенсироваться. Ранее психолого- педагогическое вмешательство позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта. Психолого- педагогическая коррекция развития и поведения детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиатров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характеpe. Выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них. Замкнутость - нарушение, которое вызывается застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных контактов, отношений с окружающими людьми. Застенчивость, по мнению специалистов, - небезобидное явление, последствия которого могут быть самыми разрушительными. Она может сопровождаться беспокойством, депрессии и ощущением одиночества. Не возможно оказать помощь ребенку, который не задает вопросов, не участвует в обсуждении, а остается погруженным в себя и не замечает, что происходит вокруг, насколько озабочен самим собой, что теряет способность адекватно реагировать на происходящее. Застенчивость создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляющих радости от потенциально положительных переживаний. Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения, ограничивает возможность
положительной оценки личных качеств, другими людьми. Замкнутость чаще всего выражается в не расположенности к общению с другими людьми, в нежелании разговаривать до тех пор, пока к этому не подтолкнут; при этом проявляются склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Застенчивый ребенок чаще предпочитает быть в одиночестве, «не допускает к себе» других людей, потребность в общении, эмоциональных контактах подавляется, он чувствует себя «не в своей тарелке» в большом кругу людей. Застенчивые дети неохотно говорят, действуют, высказывают новые идеи, выступают по своей инициативе или задают вопросы. Для них сложными оказываются неопределенные ситуации, разрешение которых требует поиска, выбора, инициативы. Внутренний мир застенчивого человека напряжен и противоречив. Он стремится подавить в себе мысли и чувства и избежать действий, привлекающих внимание. Склонность к самоанализу и постоянной переоценке мыслей и чувств становится самодовлеющей. Внешне это проявляется в неловкости как «на людях», так и наедине с самим собой. Неловкость «на публике» отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении, Неловкость перед самим собой проявляется в предрасположенности к самоанализу и стремлении выискивать в себе лишь отрицательные качества. Отсюда - низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение неполноценности. Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям. Лживость - одно из проявлений нарушенного поведения ребенка - пагубно сказывается на становлении личности. Существует много видов лжи, так же как и ее причин. Более склонными ко лжи оказываются дети с трудностями в социальной адаптации, склонные к манипулированию. Нечестность ребенка может быть вызвана условиями семейного воспитания. В некоторых случаях ложь может быть своеобразной реакцией протеста, способом выхода из психотравмирующей ситуации, формой защиты от насилия, деспотизма, унижений. В ряде отечественных источников природа детской лживости рассматривается в контексте проблемы психического инфантилизма. Психический инфантилизм обнаруживает себя в слабоволии, неспособности к минимальному волевому усилию. Инфантилизм - психическая незрелость, характеризующаяся преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту. Выделено два основных варианта психического инфантилизма у детей и подростков: гармонический и дисгармонический (М. И. Буянов).
Гармонический вариант психической незрелости - это необычный, но нормальный характер. Обнаруживается с 7-летнего возраста, когда становится заметным отставание темпа психического созревания ребенка от возрастных норм. Однако иногда темп психического созревания оказывается слишком медленным, и в подростковом возрасте черты психической незрелости могут сохраняться и быть резко выраженными. Слабоволие, чрезмерная внушаемость, подчиняемость более сильным приводят к нарушениям в поведении. Такие подростки попадают в дурные компании, приобщаются к алкоголю, курению и т.д. Выделяется еще одна группа психически незрелых людей, незрелость которых дисгармонична. Выделено несколько вариантов дисгармоничного инфантилизма, но их основными чертами являются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации. У некоторых проявляются патологическая жажда признания, лживость, чрезмерная склонность к фантазированию. С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, но не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная. Бесцельная ложь – когда ребенок не знает причины своей неправдивости и связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться. Бесцельное воровство- зачаточная форма явление, которое специалисты называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной. Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Основными признаками патологии являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте. В основе тех или иных проблем в развитии особого ребенка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития
(внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов). В этиологии патохарактерологических реакций важна роль разнообразных отрицательных ситуационных факторов, преимущественно длительно действующих - конфликтные внутрисемейные отношения, неправильный воспитательный подход, эмоциональная деривация, непедагогичные действия педагогов. Способствующими факторами являются акцентуированные и патологические черты характера, резидуально- органическая недостаточность. Из внешних факторов имеют значение неблагоприятный микросоциальный психологический климат, а также так называемая «педагогическая запущенность. Проблемы, связанные с девиантным поведением, в последние годы обостряются. Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами, к которым относят ухудшающуюся экологическую обстановку, снижением уровня жизни основной массы населения, ухудшению криминогенной обстановки т.д. Состояние окружающей среды, качество продуктов питания ведут к снижению числа здоровых матерей. Они, в свою очередь, часто оказываются неспособными произвести на свет здоровое потомство. Литература: 1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. -720 с 2.Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. - 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога"). 3.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. - Издательский центр "Академия", 2001. - 160 с.


Яндекс.Метрика