"Воспитание толерантного мироотношения старшего дошкольного возраста средствами фольклора".
Автор: Яковлева Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантного мироотношения старшего дошкольного возраста средствами фольклора".
Описание:
Современный мир отличается политическим, социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений
Воспитание толерантного мироотношения старшего дошкольного возраста
средствами фольклора.
Современный мир отличается политическим,
социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально
присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для
конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты
насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области
воспитания толерантности подрастающих поколений. Так, осознание
объективно сложившейся ситуации привело государства — члены Организации
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры к принятию
Декларации принципов толерантности (1995 г.). В преамбуле характеризуется
современная социокультурная ситуация в мире, где участились акты
нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении
отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение
убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на
национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на
пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств
заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-
экономического развития всех народов.
Необходимым условием регулирования отношений человека с миром
является его воспитание в духе самоуважения, миролюбия, признания
возможности существования иных точек зрения, позиций, мнений и культурных
приоритетов.
Актуальность воспитания толерантного мироотношения у подрастающего
поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая
характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами
нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же
явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности,
поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения
конкретная ситуация может приобрести и конструктивный, и деструктивный
характер.
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что шестой
год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров
ребёнка. Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные
установки, идеалы нравственного поведения, развиваются способы отношения
к себе, другим людям, природе и культуре. Л.С.Выготский доказал, что
основные факторы психического развития ребёнка связаны с его социальными
отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной
или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт
выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность,
поэтому воспитание толерантного мироотношения у
детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных
познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и
познание ребенком окружающей действительности и становлением у него
картины мира, как системообразующем компоненте личности,
обеспечивающим формирование толерантности. .
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование у детей
навыков уважительного и доброжелательного поведения во время
взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать
окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей,
разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека,
преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Одним из ведущих приоритетов воспитания ребёнка является обращение к
фольклору, который содержит знания о мире и способы отношения к нему,
сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в
образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников.
Содержанием пословиц, поговорок, сказок являются устойчивые образы,
имеющие определённые качественные характеристики, вызывающие симпатию
или антипатию, а, следовательно, толерантное или интолерантное отношение к
их носителю. Подчёркнутое внимание к специфическим связям мира,
обращение к ценностям культуры обусловливает становление толерантного
мироотношения ребёнка. Воспитательный потенциал фольклора заключён в
глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру,
зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок,
сказок. Устное народное творчество раскрывает целесообразную гармонию и
красоту окружающего мира, те правила поведения, которые способствуют его
сохранению. Толерантность мироотношения возникает как результат
понимания и принятия многообразия взаимосвязей, ценностей, которые ярко и
образно представлены в произведениях фольклора. В нём отражены актуальные
связи человека с целостным Мирозданием, благодаря чему возникает общая
ценностно-смысловая направленность мироотношения. Фольклор как «кладезь
народной мудрости» в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности
может оказать комплексное воздействие на картину мира ребёнка, определяя
толерантность или интолерантность его мироотношения, а следовательно, и
стиль поведения. Особое внимание в процессе воспитания толерантного
мироотношения детей было уделено образовательному потенциалу фольклора.
Определены его онтологические характеристики: символизм, формульность,
бриколаж. Ценностный фонд фольклора включает мировоззренческие,
этические, художественные, семейные, познавательные и другие ценности,
которые могут быть не только услышаны детьми как рациональная
информация, но и личностно восприняты ими в той или иной мере.
Правильно содержательно и методически поставленное ознакомление с
фольклором способствует расширению культурного кругозора детей, обогащает
их сознание ценностями и смыслами, значимыми в культуре. Знакомясь с
фольклором, они, прежде всего, через переживания познают общественную
ценность и значимость нравственных качеств народов. В то же
время воспитательный эффект такого познания в поликультурном пространстве
может быть реализован только через осмысление ребенком факта, что, по
убеждению всех народов, есть человеческие качества святые и важные для всех
и национальное при этом не столько в их сущности, сколько в форме передачи,
оформления, средствах выражения.
Ознакомление детей с народным наследием в виде фольклора позволяет
формировать у них толерантное мироотношение на основе тех знаний и
умений, которые необходимы для взаимоотношений и социокультурной сфере
общения. Фольклор как плод народного осмысления жизни в
концентрированном виде выражает правила отношения к миру. В воспитании
детей фольклор играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в
определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его
традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор влияет на духовно-нравственное развитие ребёнка. Каждый жанр
детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например,
сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы
поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но
и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной
веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос -это
героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И
хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на
воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения
людей, на патриотизм народов.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и по- новому
начинаем относиться к старинным праздникам, главное место где уделяется
песне. В народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к
счастью.
Колыбельные песни внушают чувство уверенности, защищённости от беды,
ребёнок как бы купается в ласке. Помимо убаюкивания, они несут богатейшую
информацию, которая нужна на протяжении всей сознательной жизни.
Потешки, пестушки, считалки, перевёртыши – это школа игры. Главное
назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в
процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и
умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания. Фольклор
является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании
толерантного мироотношений детей уже в дошкольном возрасте.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как
показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется
почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и
системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой
своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему
общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что
надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без
изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые
работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и
общечеловеческих ценностях.
Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом
народного досуга. Оно была достоинством и умом народа. Оно становило и
укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью,
праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его
размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом,
природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры
позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его
традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность. // Семья и школа. – № 1
2. Асташов Н.А. Проблема воспитания толерантности в образовательных
учреждениях//Толерантное сознание и создание толерантных отношений.- М,
2003.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.:
Аспект пресс, 2002.
4. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г.
Асмолов // Толерантность в общественном сознании России.- М., 1998.
5.Декларация принципов толерантности: утв.Резолюцией 5.61 Генеральной
конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.// Защити меня! – 2004.- № 4.