Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".

Автор: Ахмедулин Евгений Сергеевич

Должность: инструктор по физической культуре

Учебное заведение: МБДОУ №41

Населённый пункт: город Иркутск

Наименование материала: мастер - класс

Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".

Описание:

В данной публикации показаны методы здоровьесберегающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4249

Опубликовано 22.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Мастер – класс

«Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе»

(Выступление на семинаре педагогов Правобережного округа г. Иркутска)
Ахмедулин Евгений Сергеевич, инструктор по ФИЗО Цель: Освоение на практике здоровьесберегающих технологий.
Программные задачи:

Образовательные:
 формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии ,форме
.
 упражнять в работе со знакомыми художественными материалами. 
Развивающие
:  упражнять в раскрытии чувственного потенциала;  развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальному образу;  развивать фантазию и образное мышление 
Воспитательные:
 воспитывать готовность доставлять радость близким людям;  воспитывать в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка;  овладеть разными способами эффективного взаимодействия 
Коррекционно-оздоровительные
:  поддерживать положительную самооценку детей;  получать удовольствие от коллективных работ;  активизировать работу разных отделов мозга,  снять мышечное напряжение, ликвидировать ощущение тревоги,  настроить на снятие стресса.
Материалы и оборудование
: гуашь, тряпочки, вода, аудиозаписи (музыкальные произведения) ,платки, конверты с письмами, дерево , колокольчик , стол с дощечками для оберегов, доски- окошки , акриловая краска трубочки, орешки, загадки, отгадки, аромолампа с маслом ели, влажные тряпочки, стеки, перец, гвоздика, , изображения волшебников, стол для поделок.
Цветовой дневник настроения
–  Красный - восторженное,  Оранжевое - радостное, теплое,  Желтое - светлое, приятное,  Зелёный -спокойное ,  Синий - неудовлетворительное, грустное,  Фиолетовый - тревожное, напряжённое,  Чёрный - унылое ,подавленное. Здравствуйте, уважаемые гости! Я рад вас приветствовать… Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые быть может вы тоже используете в своей практике , а некоторые из них для вас новы. .Попробуем не просто узнать о них , а постараемся знания получить на практике . Наш мастер- класс, думаю, надо построить в форме импровизированного занятия. По окончании занятия подведём итог. Я постараюсь сделать процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и применительным в вашей педагогической практике. Ну что же, Вы готовы?
1-й этап. «Психологическое вхождение».
1. А сейчас прошу вас, уважаемые гости, встать и подойти в центр зала. На столах прикреплены полоски, того цвета, какого они существуют в дневнике настроения. Посмотрите, выберите и подойдите, пожалуйста, к полоске того цвета, который на данный момент вам ближе всего. Большое спасибо. Я вижу,ч то многие из вас сюда пришли с хорошим и добрым настроением .
Я предлагаю Вам поделиться сегодня своим хорошим настроением с другими гостями подарить всем присутствующим частичку своей души! Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? Ласково и нежно улыбнитесь друг другу. Покажите свои ладошки и погладьте ладошки, стоящих рядом. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды, беспокойства. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. А сейчас возьмитесь за руки и повторяйте, эти слова за мной: Я очень рад всех Вас видеть! (круг – символ единения и дружбы) Цель-снятие напряжения, упражнение направленное на расслабление, снятие негативных эмоций
Звучит музыка
…послушайте в нашем зале зазвучала музыка, это она зовёт нас в путешествие, не простое сказочное. Сегодня мы с Вами на занятии превратимся в настоящих волшебников. Как Вы думаете, что они умеют делать и какими должны быть? Превратимся мы в них с помощью волшебных предметов. Посмотрите на нашем столе, есть волшебное дерев, , а на нём колокольчик , который сегодня будет нам помогать. 2.Поскольку мы друг знаем, а многие окружающие нет , давайте поздороваемся и назовём свои имена . Со словами: от (имя)какой ( доброе прилагательное, комплимент)человеку, который стоит справа от вас. Согласны? Теперь вы действительно люди, волшебники, обладающие доброй магической силой, мы даже знаем, как вас зовут. Цель – снятие напряжения упражнение направленное на расслабление ,снятие негативных эмоций 2. Давайте настроимся перед работой, как это делают волшебники. 3. Упражнение « Кнопки космоса » . Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу. Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды. Дыхательное упражнение Эверли. Цель – активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка . Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды. У каждого из вас в кармане есть мягкий кусочек глины …слепим из неё нос и им нарисуем сначала маленький, потом большой пузырь . Цель: развитие воображения, помогают использовать оба полушария г армонично и де л ать их «перекрестную » работу лучше. 5. А теперь встаньте друг другу поближе, превращения уже начались: Сейчас у нас маленький кружок , начинаем раздувать большой пузырь. Игра «Мыльный пузырь»
« Раздувайся, пузырь…
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Нарушение:
СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность
Возраст: любой. Количество играющих: группа. Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто- то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры - развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке. Пузырь лопнул, и наши волшебники разлетелись в разные сказки, где будут делать разные добрые чудеса…
2-й этап. Практический
Игра с орешком Пальчиковая гимнастика Цель: Развитие мелкой моторики , подготовка к работе и массаж руки.
Звенит колокольчик
и под деревом появляется открытка: « Здравствуйте, Дорогие волшебники! Найдите то – не знаем, что…постарайтесь заглянуть в себя и расскажите что получилось. Перед вами на подносе лежит кусочек теста. Помните его…почувствуйте тепло этого материала, мягкость, податливость. Отделите от него небольшой кусочек. Кусочек больше возьмите в руки. Скатайте шарик. Сложите пальчики 2 щепотками (Правой и левой руки) и нажмите в центр кусочка. Теперь взгляните, что получилось? Поверните, покрутите изображение. Доступными вам средствами и инструментами, превратите в образ. У каждого он будет свой. Арттерапия Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики. Включить лампу… Пусть звучит музыка, а вы начинайте работать. Как закончится музыка и зазвенит колокольчик, вытрите руки и несите посмотреть, что получилось ..…звучит приятная мелодия (Вивальди или Чайковский из альбомов «Времена года»). ВЫ слышите эту мелодию, что хочется под неё делать …как будто мы оказались в волшебном лесу. Давайте попутешествуем по волшебной стране. А какой тут запах! Вам нравится ? динамическая пауза «Ветер» Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.. ветерок всё тише, тише… деревцо всё выше выше… Цель: снятие мышечного напряжения .
К нам опять пришло письмо
: «Страна волшебников и грез , страна мечтаний и надежд: очень рада видеть вас! Мы можем исполнить ваши заветные желания. Торопитесь!» Арт-терапия – работа с кляксами Предлагаю взять доски, которые лежат на столе, капнув немного акриловой краски подуть в трубочку. Сначала в направлении снизу вверх, потом с помощью тонкой трубочки - в разные стороны. Работу можно поворачивать. Дуть можно не более 1 мин., после того как подули, передышка. Звоночек заканчивайте. Что у вас получилось? Снимите скотч . Ответы…пока наша фантазия ещё не просохла, оставьте её на столе. Арт-терапия – работа с кляксами Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики. Упражнение « Энергизато р» помогает расслабиться. Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием.
Звоночек.
Посмотрите опять пришло письмо : «Дорогие наши волшебники ! Где вы ? Нам вас не хватает …ваши дети» Значит нам придётся отправляться в обратную дорогу , даже не осуществив, свои желания . Я знаю ,что нам в этом поможет. Отгадайте загадку: Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю. А меня люди топчут ногами, Да потом ещё бьют батогами. Найдите отгадку в зале. Соткан будет он только вами, согрет теплом ваших сердец и добрых рук. Упражнение «Вращение» Цель упражнения – снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация структур мозга, энергетизация мозга. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием Арт-терапия –работа Возьмите себе камушек , что вы подняли. Положите его на ладошку .Это не просто камушек-это оберег , то что защищает оберегает, помогает нам. Только вы с помощью красок, линий и цветных пятен превратить его в талисман. Постарайтесь работать с удовольствием , с душой искренно. Вся ваша теплота пусть перейдёт в камень. Нарисуй на нём, всё, что ты хочешь. Это могут быть узоры, какие –то сказочные существа, просто линии пятна. Главное, передай камню свою любовь и нежность. Нарисовав, обязательно загадайте желание, оно обязательно сбудется. Какие красивые талисманы у вас получились. Не поменялось ли ваше настроение в процессе работы? Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики.
3 –й этап. Психологическая разгрузки
. звучит красивая музыка .. появляется стол , с изображением ковра , а теперь прошу, принесите ваши талисманы и фантазии сюда и красиво расположите... Вам ковёр нравится ?…Прошу всех встать в круг и взяться за руки, обменяться мнениями по кругу после работы, все образы анализируются по следующим вопросам: -понравилось ли работать в разных техниках ? -какая из техник показалась интересней? -совпал ли задуманный образ на обереге, с образом, который получился? -что вы чувствовал, когда работали, - устали ли вы? Вот милые, добрые волшебницы у нас вместе и получился настоящий ковёр , который состоит из тепла ваших рук , души и конечно , он имеет магическую силу. Каждый из вас загадал желание.. эти желания обязательно сбудутся. А мне сейчас хочется, чтобы мы вернулись назад в д/с. Вы хотите? Закрывайте глаза ..и говорите за мной …1,2,3-чудо сотвори…(появляются ордена). Все, что у вас появилось в волшебной стране ,вы тоже возьмите с собой … Задуваем свечу и говорим «До свидания!» Не поменялось ли ваше настроение в процессе работы, подойдите пожалуйста к той полоске , которая соответствует вашему настроению? Литература: КряжеваН.Л «Развитие эмоционального мира детей» стр 78,85 Кожохина С.К. «Путешествие в мир исскуства» стр 75 Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства» стр.48 МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Захарова Р. А.


Яндекс.Метрика