(Выступление на семинаре педагогов Правобережного округа г. Иркутска)
Ахмедулин Евгений Сергеевич,
инструктор по ФИЗО
Цель: Освоение на практике здоровьесберегающих технологий.
Программные задачи:
Образовательные:
формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии ,форме .
упражнять в работе со знакомыми художественными материалами.
Развивающие :
упражнять в раскрытии чувственного потенциала;
развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальному образу;
развивать фантазию и образное мышление
Воспитательные:
воспитывать готовность доставлять радость близким людям;
воспитывать в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка;
овладеть разными способами эффективного взаимодействия
Коррекционно-оздоровительные :
поддерживать положительную самооценку детей;
получать удовольствие от коллективных работ;
активизировать работу разных отделов мозга,
снять мышечное напряжение, ликвидировать ощущение тревоги,
настроить на снятие стресса.
Материалы и оборудование : гуашь, тряпочки, вода, аудиозаписи (музыкальные произведения)
,платки, конверты с письмами, дерево , колокольчик , стол с дощечками для оберегов, доски-
окошки , акриловая краска трубочки, орешки, загадки, отгадки, аромолампа с маслом ели,
влажные тряпочки, стеки, перец, гвоздика, , изображения волшебников, стол для поделок.
Цветовой дневник настроения –
Красный - восторженное,
Оранжевое - радостное, теплое,
Желтое - светлое, приятное,
Зелёный -спокойное ,
Синий - неудовлетворительное, грустное,
Фиолетовый - тревожное, напряжённое,
Чёрный - унылое ,подавленное.
Здравствуйте, уважаемые гости! Я рад вас приветствовать…
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые
быть может вы тоже используете в своей практике , а некоторые из них для вас новы. .Попробуем
не просто узнать о них , а постараемся знания получить на практике . Наш мастер- класс,
думаю, надо построить в форме импровизированного занятия. По окончании занятия подведём
итог. Я постараюсь сделать процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и
применительным в вашей педагогической практике. Ну что же, Вы готовы?
1-й этап. «Психологическое вхождение».
1.
А сейчас прошу вас, уважаемые гости, встать и подойти в центр зала. На столах
прикреплены полоски, того цвета, какого они существуют в дневнике настроения.
Посмотрите, выберите и подойдите, пожалуйста, к полоске того цвета, который на данный
момент вам ближе всего. Большое спасибо. Я вижу,ч то многие из вас сюда пришли с
хорошим и добрым настроением .
Я предлагаю Вам поделиться сегодня своим хорошим настроением с другими гостями
подарить всем присутствующим частичку своей души! Настал день. Я улыбнусь вам, и вы
улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и
добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? Ласково и нежно улыбнитесь
друг другу. Покажите свои ладошки и погладьте ладошки, стоящих рядом. Вдохните глубоко и со
вздохом забудьте обиды, беспокойства.
Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю
вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
А сейчас возьмитесь за руки и повторяйте, эти слова за мной: Я очень рад всех Вас видеть!
(круг – символ единения и дружбы)
Цель-снятие напряжения, упражнение направленное на расслабление, снятие негативных эмоций
Звучит музыка …послушайте в нашем зале зазвучала музыка, это она зовёт нас в путешествие, не
простое сказочное.
Сегодня мы с Вами на занятии превратимся в настоящих волшебников.
Как Вы думаете, что они умеют делать и какими должны быть?
Превратимся мы в них с помощью волшебных предметов. Посмотрите на нашем столе,
есть волшебное дерев, , а на нём колокольчик , который сегодня будет нам помогать.
2.Поскольку мы друг знаем, а многие окружающие нет , давайте поздороваемся и назовём свои
имена . Со словами: от (имя)какой ( доброе прилагательное, комплимент)человеку, который стоит
справа от вас. Согласны? Теперь вы действительно люди, волшебники, обладающие доброй
магической силой, мы даже знаем, как вас зовут.
Цель – снятие напряжения упражнение направленное на расслабление ,снятие негативных эмоций
2.
Давайте настроимся перед работой, как это делают волшебники.
3.
Упражнение «
Кнопки космоса
»
.
Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на
копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.
Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите
внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить, как воздух входит через нос,
идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание
шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки.
Продолжительность вдоха 2 секунды.
Дыхательное упражнение Эверли.
Цель – активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения,
ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка . Закройте глаза, положите левую руку
на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация).
На вдохе представить, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере
заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно
переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды.
У каждого из вас в кармане есть мягкий кусочек глины …слепим из неё нос и им нарисуем сначала
маленький, потом большой пузырь .
Цель: развитие воображения,
помогают использовать оба полушария
г
армонично и де
л
ать их
«перекрестную
»
работу лучше.
5. А теперь встаньте друг другу поближе, превращения уже начались: Сейчас у нас маленький
кружок , начинаем раздувать большой пузырь.
Игра «Мыльный пузырь»
« Раздувайся, пузырь…
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность
Возраст: любой.
Количество играющих: группа.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно
—
это «сдутый пузырь». Потом они его
надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха
делают шаг назад
—
«пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут
по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто- то из детей, выбранный ведущим)
говорит: «Хлоп!»
—
«пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются
по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно
выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры -
развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко
выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.
Пузырь лопнул, и наши волшебники разлетелись в разные сказки, где будут делать разные добрые
чудеса…
2-й этап. Практический
Игра с орешком
Пальчиковая гимнастика
Цель: Развитие мелкой моторики , подготовка к работе и массаж руки.
Звенит колокольчик и под деревом появляется открытка: « Здравствуйте, Дорогие волшебники!
Найдите то – не знаем, что…постарайтесь заглянуть в себя и расскажите что получилось.
Перед вами на подносе лежит кусочек теста. Помните его…почувствуйте тепло этого материала,
мягкость, податливость. Отделите от него небольшой кусочек. Кусочек больше возьмите в руки.
Скатайте шарик. Сложите пальчики 2 щепотками (Правой и левой руки) и нажмите в центр кусочка.
Теперь взгляните, что получилось? Поверните, покрутите изображение. Доступными вам средствами
и инструментами, превратите в образ. У каждого он будет свой.
Арттерапия
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики. Включить лампу…
Пусть звучит музыка, а вы начинайте работать. Как закончится музыка и зазвенит колокольчик,
вытрите руки и несите посмотреть, что получилось ..…звучит приятная мелодия (Вивальди или
Чайковский из альбомов «Времена года»).
ВЫ слышите эту мелодию, что хочется под неё делать …как будто мы оказались в волшебном лесу.
Давайте попутешествуем по волшебной стране. А какой тут запах! Вам нравится ?
динамическая пауза
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
закачалось деревцо..
ветерок всё тише, тише…
деревцо всё выше выше…
Цель: снятие мышечного напряжения
.
К нам опять пришло письмо : «Страна волшебников и грез , страна мечтаний и надежд: очень рада
видеть вас! Мы можем исполнить ваши заветные желания. Торопитесь!»
Арт-терапия – работа с кляксами
Предлагаю взять доски, которые лежат на столе, капнув немного акриловой краски подуть в
трубочку. Сначала в направлении снизу вверх, потом с помощью тонкой трубочки - в разные
стороны. Работу можно поворачивать. Дуть можно не более 1 мин., после того как подули,
передышка. Звоночек заканчивайте. Что у вас получилось?
Снимите скотч . Ответы…пока наша фантазия ещё не просохла, оставьте её на столе.
Арт-терапия – работа с кляксами
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики.
Упражнение «
Энергизато
р»
помогает расслабиться.
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох
спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть
тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите
голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по
четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием.
Звоночек. Посмотрите опять пришло письмо : «Дорогие наши волшебники ! Где вы ? Нам вас не
хватает …ваши дети»
Значит нам придётся отправляться в обратную дорогу , даже не осуществив, свои желания .
Я знаю ,что нам в этом поможет.
Отгадайте загадку:
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами.
Найдите отгадку в зале.
Соткан будет он только вами, согрет теплом ваших сердец и добрых рук.
Упражнение «Вращение»
Цель упражнения – снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария,
активизация структур мозга, энергетизация мозга.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глазами по
четырем направлениям. Движения глаз совмещаются с дыханием
Арт-терапия –работа
Возьмите себе камушек , что вы подняли. Положите его на ладошку .Это не просто камушек-это
оберег , то что защищает оберегает, помогает нам. Только вы с помощью красок, линий и цветных
пятен превратить его в талисман. Постарайтесь работать с удовольствием , с душой искренно. Вся
ваша теплота пусть перейдёт в камень. Нарисуй на нём, всё, что ты хочешь. Это могут быть узоры,
какие –то сказочные существа, просто линии пятна. Главное, передай камню свою любовь и
нежность. Нарисовав, обязательно загадайте желание, оно обязательно сбудется. Какие красивые
талисманы у вас получились. Не поменялось ли ваше настроение в процессе работы?
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие моторики.
3 –й этап. Психологическая разгрузки .
звучит красивая музыка .. появляется стол , с изображением ковра , а теперь прошу, принесите ваши
талисманы и фантазии сюда и красиво расположите... Вам ковёр нравится ?…Прошу всех встать в
круг и взяться за руки, обменяться мнениями по кругу после работы, все образы анализируются по
следующим вопросам:
-понравилось ли работать в разных техниках ?
-какая из техник показалась интересней?
-совпал ли задуманный образ на обереге, с образом, который получился?
-что вы чувствовал, когда работали,
- устали ли вы?
Вот милые, добрые волшебницы у нас вместе и получился настоящий ковёр , который состоит из
тепла ваших рук , души и конечно , он имеет магическую силу. Каждый из вас загадал желание.. эти
желания обязательно сбудутся. А мне сейчас хочется, чтобы мы вернулись назад в д/с. Вы хотите?
Закрывайте глаза ..и говорите за мной …1,2,3-чудо сотвори…(появляются ордена). Все, что у вас
появилось в волшебной стране ,вы тоже возьмите с собой …
Задуваем свечу и говорим «До свидания!»
Не поменялось ли ваше настроение в процессе работы, подойдите пожалуйста к той полоске ,
которая соответствует вашему настроению?
Литература:
КряжеваН.Л «Развитие эмоционального мира детей» стр 78,85
Кожохина С.К. «Путешествие в мир исскуства» стр 75
Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства» стр.48
МЕТОДИКА «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Захарова Р. А.