База выполнения проекта:
МАДОУ Малинский ЦРР
детский сад «Ивушка»
Автор проекта:
Ларионова Наталья Леонидовна,
Воспитатель
высшей квалификационной категории.
Социально-экологический проект
«Товар лицом продают. Товар лицом кажут».
Вид проекта: познавательный
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, практико-ориентированный.
По продолжительности краткосрочный.
По числу участников проекта: групповой.
Срок реализации: 14 - 31июля 2016года.
Участники проекта: Дети среднего возраста (5лет), воспитатель Ларионова Н.Л.,
родители воспитанников.
Актуальность темы проекта:
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской
личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных трудом
предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный
мир, приобщает к его ценностям, направляет на развитие познавательных интересов.
Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности
каждого труда. Тема разработанного проекта выбрана с учетом ФГОС, возрастных
особенностей детей и объема информации, которая может быть ими усвоена.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в
процессе реализации образовательного проекта «Товар лицом продают. Товар лицом
кажут», уточнение и дополнение представлений детей о профессиях, орудиях труда,
трудовых действиях продавца; развитие интереса к различным профессиям.
Задачи проекта:
1. Расширить знания и представления о профессиях своих родителей (место работы,
значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
2.Уточнить и дополнить знания детей о профессии продавец
3. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и
самостоятельности. .
4.Вызвать интерес к окружающему миру.
5. Развивать коммуникативные навыки; 6.
Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
7. Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг.
Предполагаемый результат:
на уровне ребенка:
- Дети узнают о профессиях своих родителей и в частности о профессии – продавец;
- Дети уточнят и расширят активный словарь по теме, и активно будут использовать в
речи изученный словарь;
- У детей будут формироваться знания и представления о профессии, орудиях труда
продавца, оборудовании, о творческой составляющей его профессии.
на уровне родителей; -
- У родителей появится активная жизненная позиция по вопросу ознакомления детей с
темой “Профессии”.
- Фотовыставка «Я и любимый продукт».
на уровне педагога:
- повышение профессиональной педагогической компетенции (стимулирование к
самообразованию)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Предварительная работа:
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала
2. Извещение родителей о начале проекта «Товар лицом продают. Товар лицом кажут».
2. Оформление уголка «Магазин».
3. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
4. Просмотр презентации «Организованная торговля».
Сотрудничество с семьёй:
1. Консультации “Знакомство с профессиями мамы и папы”, “Как организовать экскурсию
в магазин “.
2. Привлечение родителей к участию в проекте, организации экскурсии, оформлению
фотовыставки «Я - покупатель».
Основной этап
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
День
недели
Мероприятие
Цель
Участники
Индивидуальные
беседы с
родителями
Ознакомить с проектом, его
целью, проводимыми в рамках
проекта мероприятиями.
Родители,
воспитатели
Беседа «Где
совершают
покупки?»
Уточнить места совершаемых
покупок
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«Однажды хозяйка
с базара пришла»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Консультация
«Лепка из соленого
теста»
Познакомить с нетрадиционным
видом лепки для изготовления
атрибутов игры
Родители,
воспитатели
Рисование
«Магазин
будущего»
Совершенствовать навыки
рисования, развивать
творческий потенциал детей
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Назови лишнее»
Развивать внимание, логическое
мышление, активизировать
словарь по теме
Дети,
воспитатели
Консультация
«Правила
поведения в
общественном
месте»
Напомнить родителям о
правилах поведения в
общественных местах, нацелить
родителей на обучение детей эти
правилам
Родители,
воспитатели
Мультфильм
«Пчелка Умняша:
про полезные и
вредные продукты»
Формировать предпосылки
здорового образа жизни
воспитатели,
дети
Физкультминутка
«В магазин мы все
ходили»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Я знаю 5…»
Закрепить умение называть пять
предметов одной категории
(обобщение)
Дети,
воспитатели
Чтение
стихотворения
В.Лавриной «Спор
продуктов»
Познакомить с новым
произведением
Дети,
воспитатели
Рисование «Это я
люблю»
Создать условия для развития
творческих способностей.
Дети,
воспитатели
Подвижная игра
«Удочка»
Учить детей стоять в кругу и
выполнять подпрыгивания на
двух ногах
Дети,
воспитатели
С/р игра «Магазин
продуктов»
Действовать согласно принятой
роли, развивать сюжет
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«В магазин мы все
ходили»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Цветочный
магазин»
Обучать описывать предмет и
узнавать его по описанию
Дети,
воспитатели
Слушание музыки.
П.И.Чайковский
«Болезнь куклы»
Формирование музыкальных и
творческих способностей детей.
Музыкальный
руководитель,
воспитатели, дети
Подвижная игра
«Бояре вы зачем
пришли»
Учить выполнять действия,
подпевая песенку.
Дети,
воспитатели
Сюжетно-ролевая
игра «Магазин
цветов»
Способствовать обогащению
игрового опыта детей.
Дети,
воспитатели
Беседа «Продавец и
покупатель - кто
они?»
Ввести в речь детей слова,
связанные с профессиональной
деятельностью людей -
торговлей
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«Мы приходим в
магазин»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Закончи
предложение»
Учить понимать причинные
связи между явлениями,
упражнять в правильном выборе
слов
Дети,
воспитатели
Беседа «Что и где
можно купить»
Познакомить детей с
продуктами, которые
изготавливают из кукурузы.
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«Мы приходим в
магазин»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Какая? Какой?
Какое?»
Учить подбирать определения к
данному предмету
Дети,
воспитатели
Аппликация
«Витрина
магазина»
Создать условия для развития
творческих способностей.
Дети,
воспитатели
Подвижная игра
«Магазин»
Учить детей стоять в колонну и
выполнять передачу мяча над
головой из рук в руки
Дети,
воспитатели
Пластилинография
«Виноград»
Создать условия для развития
творческих способностей.
Дети,
воспитатели
Стихи и загадки о
продуктах, товарах
Обобщить знания детей по теме
«Магазин»
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Где я работаю?»
Систематизировать
представления детей о
профессиональной деятельности
продавца
Дети,
воспитатели
Индивидуальные
беседы с
родителями «Как
правильно отказать
ребенку в покупке»
Предложить каждому родителю
выход из возможной сложной
ситуации, опираясь на
рекомендации психологов
Воспитатель,
родители
Подвижная игра
«Магазин»
Учить детей стоять в колонну и
выполнять передачу мяча над
головой из рук в руки
Дети,
воспитатели
Сюжетно-ролевая
игра «Книжный
магазин»
Способствовать обогащению
игрового опыта детей.
Дети,
воспитатели
Аппликация
«Угощение для
кукол»
Создать условия для развития
творческих способностей.
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«Однажды хозяйка
с базара пришла»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Товары со звуком
[A]»
Учить детей находить слова с
данным звуком, развивать
внимание, умение слышать.
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«В магазин мы все
ходили»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
С/р «Магазин
продуктов»
Способствовать обогащению
игрового опыта детей.
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Третий лишний»
Закрепить умение находить
третий лишний предмет и
объяснять, почему он лишний.
Дети,
воспитатели
Беседа с
родителями «О
своей профессии -
своему ребенку»
Рассказать детям о важности
своей профессии, о работе, в
которой она заключается
Дети, родители
Стихотворение
В.Лавриной «Спор
продуктов»
Предложить детям
инсценировать произведение,
выбрать понравившуюся роль
Дети,
воспитатели
Подвижная игра -
эстафета
«Продуктовая
корзина»
Учить стоять колонной,
выполнять действия, передавать
эстафету касанием руки к руке
Дети,
воспитатели
Просмотр
мультфильма
«Пчелка Умняша:
про полезные и
вредные продукты»
Формировать предпосылки
здорового образа жизни,
закреплять и систематизировать
полученные знания.
Музыкальный
руководитель,
воспитатели, дети
Скороговорки о
продуктах
Обобщить знания детей по теме
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Разложи
картинки»
Систематизировать
представления детей о товарах
Дети,
воспитатели
Аппликация
«Фрукты»
Создать условия для развития
творческих способностей.
Дети,
воспитатели
Сюжетно-ролевая
игра «Магазин
цветов»
Способствовать обогащению
игрового опыта детей.
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«Мы ходили в
магазин»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Просмотр
презентации
«Организованная
торговля»
Систематизировать знания детей
по теме
Дети,
воспитатели
Стихи и загадки о
торговле
Обобщить знания детей о
торговле
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Съедобное -
несъедобное»
Классифицировать товар по
принципу «съедобное -
несъедобное», развивать
внимание и быстроту реакции
Дети,
воспитатели
Физкультминутка
«Мы ходили в
магазин»
Активизация двигательной
деятельности
Дети,
воспитатели
Сюжетно-ролевая
игра «Книжный
магазин»
Способствовать обогащению
игрового опыта детей.
Дети,
воспитатели
Дидактическая игра
«Продолжи»
Закрепить умение продолжить
называть товары, относящиеся к
одной категории.
Дети,
воспитатели
Чтение
стихотворения
В.Лавриной «Спор
продуктов» по
ролям
Учимся читать стихотворение
громко, выразительно, с
действиями
Дети,
воспитатели
Беседа с детьми
«Права и
обязанности
продавца и
покупателя»
Обобщить знания детей по
изученной теме
Дети,
воспитатели
Подвижная игра -
эстафета «Суп»
Учить детей стоять колонной,
выполнять правила эстафеты,
развивать ловкость, сноровку,
стремление к победе
Дети,
воспитатели
Подготовка
фотовыставки «Я и
любимый
продукт»(Я -
покупатель)
Систематизировать
представления детей о
выращивании кукурузы.
Дети,
воспитатели
Инсценировка
стихотворения
В.Лавриной «Спор
продуктов»
Гармонизация отношений
между педагогами, родителями
и детьми в процессе совместной
деятельности
Воспитатели,
родители,
дети
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Продавец
Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия
продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы
непродовольственных товаров: одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры,
хозяйственных товаров, и продавцы продовольственных товаров: овощей, фруктов,
хлебобулочных, кондитерских и других товаров.
Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить
цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая
профессиональная память.
В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах,
сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт
продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.
Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто,
покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В
супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов, их должность называется
продавец-консультант: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения
продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.
У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное
для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность,
обаятельная улыбка.
Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек,
тактичность, обаятельный, консультант.
Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…
Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…
Загадка
Кто продукты продает –
Молоко, сметану, мед?
Кто нам продает сапожки,
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют
В магазинах молодцы.
Кто же это? …
(Продавцы)
Продавцы
Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы
Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.
И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы
Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.
Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,
Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».
«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?
Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».
Вот профессия какая, всем всегда она нужна.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « КАК ПРАВИЛЬНО ОТКАЗАТЬ РЕБЕНКУ В
ПОКУПКЕ»
1. Отвлеките внимание ребенка
Это самый простой, но очень эффективный способ. Можно обратить внимание ребенка на
другую, более дешевую игрушку, и рассказать о ее преимуществах перед той, которую он
изначально выбрал. Вполне вероятно, что его устроит другая покупка, и малыш в итоге
забудет о своем первом выборе.
2. Отложите покупку
Объясните ребенку, что вы купите ему желанную вещь, но не сегодня. В данном случае это
не прозвучит как отказ, и малышу будет проще пойти на условие родителей.
3. Говорите "нет" твердо
Чем мягче и неувереннее будет звучать ваш отказ, тем у ребенка больше шансов получить
желаемое. Ваше "нет" должно звучать твердо и безоговорочно – это не значит, что нужно
переходить на крик, но и прибегать к извиняющемуся и заискивающему тону тоже не
стоит.
4. Объясните свой отказ
Как правило одного "нет" ребенку недостаточно. Объясняйте детям, почему вы не
согласны на покупку. Если ребенок просит дорогую игрушку, скажите, что у вас нет денег,
и если вы купите ему эту вещь, вам придется отказаться от других важных покупок – к
примеру, вкусной еды.
Если речь идет о сладостях, которые вы не хотите покупать ребенку, сделайте акцент на
том, что от них может заболеть живот, зубы и так далее – на конкретных примерах ребенку
будет легче понять, почему ему отказали.
5. Не реагируйте на истерику
Если ребенок использовал все свои доводы, он может прибегнуть к последнему –
истерике. Поддадитесь один раз – за ним последуют еще много таких же.
Все, что вы можете сделать, это увести (или даже унести) ребенка из магазина. После того,
как вы останетесь наедине без лишних свидетелей, в строгой форме объясните малышу,
что так нельзя себя вести, и вы не собираетесь продолжать разговор, пока не утихнет его
плач.
6. Согласуйте свой отказ с другими членами семьи
Если вы откажете ребенку в покупке, а другой член семьи пойдет и купит то, что требовал
малыш, никакой воспитательной пользы не получится. Обсуждайте свои решения с
родными: если они не согласны с вами, попробуйте объяснить им свою позицию.
«Цветочный магазин».
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём.
Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
Цель . Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры . Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен
быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает);
капель летом (не бывает).
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном
выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу,
потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть
культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку:
дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например:
берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.
«ХОРОШО – ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе.
Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что
можно и что нельзя делать и почему.
«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в
суждениях.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём
рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.
Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.
На берёзе поспели яблоки».
Дети находят противоречия в предложениях.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Цель . Учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры . Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята
должны исправить.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч. И т.д.
»КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель . Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают
как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
«ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
Цель . Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-
под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы — …(клюквенный кисель).
Суп из овощей — …(овощной суп).
Пюре из картофеля — …(картофельное пюре). И т.д.
«ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его
новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама
купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.
«СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому
из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по
кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Образовательная область «Социализация».
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Образовательные задачи:
- приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,
развивать сюжет;
- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке
предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых
замыслов;
- обогащать словарный запас (касса, чеки, кондитерские изделия);
- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в
игре).
Развивающие задачи:
- развивать интерес к игре;
- учить объединятся в группы в игре;
- знакомить детей с правилами поведения в магазине.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Материалы и оборудование: игрушечная касса, «чеки» из бумаги, «деньги», «ценники»,
кошельки, корзинки, муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий, игрушки.
Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание иллюстраций
овощей, фруктов, чтение художественной литературы, различные игровые ситуации,
индивидуальная работа.
Содержание организованной деятельности детей
I. Организационный момент:
- Ребята, хочу вам сообщить, что у нашей куклы Арины сегодня день рождения. Вы все
знаете, что в день рождения принято дарить подарки, сладости. А где можно приобрести
подарки? (ответы детей). А кто работает в магазине? (Продавец, контролёр, охранник.)
II. Основной ход игры:
- Ребята, в нашем городе открылся новый магазин, в котором можно приобрести подарки
для друзей, сладости, овощи, фрукты для праздничного стола. Но он пока закрыт, потому
что там нет продавца, кассира, охранника. Давайте выберем продавца, контролёра,
охранника (по считалке, выбранные занимают «рабочие места»), я буду консультант в
магазине, а вы - покупатели.
- Магазин находится далеко, на соседней улице.
- На чём будем добираться? (на автобусе).
- Давайте построим автобус. Нужен водитель (с помощью считалки выбирается водитель
автобуса).
- А кто нам билеты будет продавать? (контролёр), выберем контролёра (контролёр продаёт
билеты, все рассаживаются на свои места).
- Поехали! А чтобы было веселей ехать, споём песню, я начну, а вы мне подпевайте.
- Как быстро пролетело время, мы даже не заметили, как доехали до магазина, аккуратно
выходим, заходим в магазин.
- Уважаемые покупатели, мы рады видеть вас в нашем магазине! Делайте свои покупки.
(Консультант помогает с выбором, консультирует.)
- Уважаемые покупатели, если вы приобрели необходимый товар, посетите нашу выставку
рисунков, вам, как первым покупателям, мы дарим эти рисунки!
III. Игровая ситуация «Интервью» (надеваю кепку, беру микрофон)
- Здравствуйте, я корреспондент газеты «Ступинская панорама», хочу взять у вас
интервью.
- Вам понравился новый магазин?
- Что вам понравилось больше всего?
- Можно поинтересоваться, что вы приобрели в магазине?
- Для кого купили подарок? И т.д.
IV. Выход из игры.
Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается на перерыв, благодарим всех за
покупки!
- Ребята, займите места в автобусе, едем в детский сад.
- Приехали!
- Поздравим нашу именинницу Арину с днём рождения, подарите ей свои подарки (дети
поздравляют, дарят подарки, исполняют «Каравай», чаепитие), берут Арину на прогулку.
Аппликация «Витрина магазина»
Лепка из соленого теста для дошкольников
Детям очень нравится заниматься лепкой. Соленое тесто является самым доступным и
удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой
момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду.
Как приготовить соленое тесто?
Существует несколько рецептов его приготовления:
1 способ : 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 250 мл воды. Соль растворить в воде,
затем добавить муку и замесить тесто.
2 способ: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 1 столовая ложка растительного масла, 1/2
стакана воды. Все перемешать ложкой, а потом руками до однородного состояния.
3 способ (цветное тесто). Можно не раскрашивать поделки после высыхания, а
использовать сразу цветное тесто. Для этого нужно в 1/4 стакана воды, постоянно
помешивая, развести немного гуаши (количество зависит от насыщенности цвета, который
вам нужен). Затем добавить разведенную гуашь в смесь муки и соли, вымесить крутое
тесто.
Полезные советы
■ Если вы работаете с несколькими цветами теста, то вы легко можете сделать из них
новые тона. Для этого просто нужно перемешать между собой кусочки теста разного
цвета.
■ Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.
■ Если тесто плохо лепится, добавьте воды.
■ Если прилипает к рукам, добавьте муки.
■ Поделки лучше делать из маленьких частей, так они будут качественнее и красивее.
■ Если решили подкрасить само тесто, краски добавляйте совсем немного.
■ Тесто хорошо комбинируется со многими материалами.
Техника лепки
■ Если вы будете сушить поделки на воздухе, то работать нужно на деревянной или
пластмассовой дощечке.
■ Если сушить будете в духовке, то на подносе или жаростойкой посуде.
■ Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста.
■ Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или
целлофановый пакет, чтобы оно не подсыхало. (Если вы работаете с цветным тестом, то
каждый цвет нужно накрыть отдельно.)
■ Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу же после лепки,
иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно
использовать любые предметы.
■ Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, но желательно место
соединения предварительно смочить водой. Это можно сделать с помощью небольшой
кисточки.
■ Обычно теста хватает на два-три занятия, поэтому остатки теста нужно держать в
холодильнике завернутым в два целлофановых пакета, чтобы оно не засохло. Тесто можно
хранить в холодильнике около недели.
Способы сушки теста
■ Изделия из теста можно сушить в духовке или на открытом воздухе.
■ В духовом шкафу сушат изделие при самой низкой температуре (55 °С), с открытой
дверцей — так оно не покроется трещинками. Время сушки зависит от толщины вашей
поделки — 1-2 часа. Следите за процессом сушки, так как мелкие детали сушатся намного
быстрее.
■ Появление пузырей и трещин — признак перегрева поделки. В этом случае нужно
уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку.
■ Сушить поделку воздухом намного дольше (около 3— 4 дней). Можно положить
поделки на батарею, но от этого изделия могут потрескаться и раскрошиться. По этой же
причине не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи. Время от времени
изделие надо аккуратно переворачивать, чтобы оно равномерно просохло.
■ Можно объединить эти два способа: сначала поделку 1-2 дня сушат воздухом, а затем
досушивают в духовке.
Раскраска и лакировка изделий
Раскраска . После полного высыхания изделий его нужно раскрасить. Для этого можно
использовать гуашь, акриловые или акварельные краски.
В гуашь можно добавить клей ПВА, это придаст изделию блеск.
Лакировка. Закрепить краску и придать поделке блеск можно с помощью клея ПВА или
акрилового лака. Акриловый лак водорастворим, нетоксичен, сохнет 6-8 часов.
Украшение. Из соленого теста можно делать все что угодно: подсвечники, рамочки для
фотографий, домики, зверей, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры.
Украсить их можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными
изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии,
вдохновения и желания.
Цель всех занятий лепки из соленого теста — вызвать у ребенка интерес к лепке,
познакомить со свойствами соленого теста. Оно имеет свойства мяться, скатываться,
расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить ребенка лепить разные
фигуры, соединять их в композиции и т. д. — это развивает мелкую моторику,
воображение и фантазию ребенка.
Как построить занятие?
Заранее приготовьте все материалы и инструменты, чтобы не пришлось отвлекаться на
поиски.
Во время занятия вам потребуется:
■ маленькая скалочка для раскатывания теста, можно взять бутылочку от питьевого
йогурта;
■ доска для лепки или противень;
■ емкость с водой;
■ кисточка для смачивания теста водой;
■ формочки;
■ стеки (палочки для работы с тестом или пластилином);
■ краски, кисточки, тряпочка;
■ клей «Момент» и плотный картон для закрепления поделки.
Продумайте основное задание занятия. Можете показать картинку по теме, рассказать
историю или сказку. Например, если делаете божью коровку, желательно
продемонстрировать картинку с ее изображением.
Показывайте ребенку, как нужно делать тот или иной элемент поделки. Будьте терпимы к
малышу, если у него не сразу все получается.
Введите поощрение за выполненную работу. Пусть это будет приятная недорогая вещица.
Нежелательно использовать в качестве поощрения сладости, продукты питания. Это
может вызвать зависимость от еды, что приведет к прибавке веса. Можно купить цветные
счетные палочки и давать их ребенку как бонус. Их можно пересчитывать каждый день,
чтобы узнавать, сколько прибавилось сегодня и сколько у него теперь стало палочек,
сколько синих, а сколько желтых. Это позволит ребенку научиться считать и не путать
названия цветов.
Конспект детско-родительского
развлечения «Вредные и полезные
продукты»
Загадки о продуктах и товарах
1.Теплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
«Что же это?» (Хлебушек)
2. Сахаристая рубашка,
Сверху — яркая бумажка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство? (Конфета)
3. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это... (сыр)
4. Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок
Получили мы... (творог)
5. Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... (сметана)
6. Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко —
Это просто... (молоко)
7.Завернули эту плитку
В серебристую простынку.
Скушать плитку каждый рад.
Что же это? (Шоколад)
8. Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
Бублик
9. Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
Картошка
10.Оно трясется на столе,
А называется…
Желе
11. На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Сахар
12.То, о чем загадка здесь,
Хорошо с чайком поесть,
С виду – маленький батон
И с начинкой сладкой он.
Рулет
13.На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю.
Бублики
14.Мнут и катают,
В печи закаляют.
А потом за столом
Нарезают ножом.
Хлеб
15.Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
Сахар
16.В воде родится, воды боится.
Соль
17.В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
Пирожок
Пословицы о торговле
Торговля кого выручит, а кого выучит.
Торговать, так по сторонам не зевать.
От иглы расторговался.
Не своим товаром ты стал торговать.
Базар цену скажет.
Барыш с убытком на одних санях ездят.
Всякий купец свой товар хвалит.
Верстой ближе, пятаком дешевле.
Купить — найтить; продать — потерять.
Купил, не купил, а поторговаться можно.
Цену забыл, да дорого купил.
Дешёвой покупке не радуйся.
Дешёвое наведёт на дорогое.
Дорого, да любо; дёшево, да грубо.
Не передать, так и не купить.
Без ума торговать — только деньги терять.
Родство — дело святое, а торговля — дело иное.
По товару цена и по цене товар.
Поросёнка в мешке не покупают.
Плох базар, коли хлеба купить не на что.
С умом торговать, без ума горевать.
Дороже головы не стоит.
Товар места не пролежит.
Доход не живёт без хлопот.
В убыток торговать нельзя.
Баш на баш.
Из чужого кармана платить легко.
Купля руки жжёт, а продажа греет.
Сердилась баба на торг, а торг про то не ведает.
Торговать, так барыши получать.
Купил беду за свои гроши.
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
Не купля учит - продажа.
Нет ничего дороже дешёвого.
Торг потеху любит.
Дешевому товару дешева и цена.
От прибыли голова не болит.
Меняй взад-вперед сто рублей — ничего не останется.
Покупатель дома хвалит, а продавец в лавке.
Торг знает меру, вес да счет.
Товар полюбится и ум расступится.
Оптовой купец: от крючка петельки не рознит.
Дорого да мило, дешево да гнило.
Хороший товар сам себя хвалит.
Лучше торговать, чем воровать.
Продал — прожил; купил — нажил.
Продавец за товаром, а купец за накладом.
Торговать — не горевать.
Скороговорки:
Про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
О том, как старушка чернила покупала
На Кособокой улице, в доме N 17, жила одна старушка. Когда-то жила она
вместе со своим мужем, и был у неё сын. Но сын вырос большой и уехал, а муж
умер, и старушка осталась одна.
Жила она тихо и мирно, чаёк попивала, сыну письма посылала, а больше
ничего не делала.
Люди же говорили про старушку, что она с луны свалилась.
Выйдет старушка другой раз летом на двор, посмотрит вокруг и скажет:
— Ах ты, батюшки, куда же это снег делся?
А соседи засмеются и кричат ей:
— Ну, виданное ли дело, чтобы снег летом на земле лежал? Ты что,
бабка, с луны свалилась, что ли?
Или пойдет старушка в керосиновую лавку и спросит:
— Почем у вас французские булки?
Приказчики смеются:
— Да что вы, гражданка, откуда ж у нас французские булки? С луны вы,
что ли, свалились?
Ведь вот какая была старушка!
Была раз погода хорошая, солнечная, на небе ни облачка. На Кособокой
улице пыль поднялась. Вышли дворники улицу поливать из брезентовых кишок с
медными наконечниками. Льют они воду прямо в пыль, сквозь, навылет. Пыль с
водой вместе на землю летит. Вот уже лошади по лужам бегут, и ветер без пыли
летит пустой.
Из ворот 17-го дома вышла старушка. В руках у неё зонтик с большой
блестяшей ручкой, а на голове шляпка с черными блестками.
— Скажите,— кричит она дворнику,— где чернила продаются?
— Что? — кричит дворник.
Старушка ближе:
— Чернила!— кричит.
— Сторонись!— кричит дворник, пуская струю воды.
Старушка влево, и струя влево.
Старушка скорей вправо, и струя за ней.
— Ты что,— кричит дворник,— с луны свалилась, видишь, я улицу
поливаю!
Старушка только зонтиком махнула и дальше пошла.
Пришла старушка на рынок, смотрит, стоит какой-то парень и продает
судака большого и сочного, длиной с руку, толщиной с ногу. Подкинул он рыбу
на руках, потом взял одной рукой за нос, покачал, покачал и выпустил, но
упасть не дал, а ловко поймал другой рукой за хвост и поднес к старушке.
— Во,— говорит,— за рупь отдам.
— Нет,— говорит старушка,— мне чернила…
А парень ей и договорить не дал.
— Берите,— говорит,— недорого прошу.
— Нет,— говорит старушка,— мне чернила…
А тот опять:
— Берите,— говорит,— в рыбе пять с половиной фунтов весу,— и как бы
от усталости взял рыбу в другую руку.
— Нет,— сказала старушка,— мне чернила нужны.
Наконец-то парень расслышал, что говорила ему старушка.
— Чернила? — переспросил он.
— Да, чернила.
— Чернила?
— Чернила.
— А рыбы не нужно?
— Нет.
— Значит, чернила?
— Да.
— Да вы что, с луны, что ли, свалились!— сказал парень.
— Значит, нет у вас чернил,— сказала старушка и дальше пошла.
— Мяса парного пожалуйте,— кричит старушке здоровенный мясник, а сам
ножом печёнки кромсает.
— Нет ли у вас чернил? — спросила старушка.
— Чернила? — заревел мясник, таща за ногу свиную тушу. Старушка
скорей подальше от мясника, уж больно он толстый да свирепый, а ей уж
торговка кричит:
— Сюда пожалуйте! Пожалуйте сюда!
Старушка подошла к её ларьку и очки надела, думая сейчас чернила
увидать. А торговка улыбается и протягивает ей банку с черносливами.
— Пожалуйте,— говорит,— таких нигде не найдете.
Старушка взяла банку с ягодами, повертела её в руках и обратно
поставила.
— Мне чернила нужны, а не ягоды,— говорит она.
— Какие чернила — красные или черные? — спросила торговка.
— Черные,— говорит старушка.
— Черных нет,— говорит торговка.
— Ну тогда красные,— говорит старушка.
— И красных нет,— сказала торговка, сложив губы бантиком.
— Прощайте,— сказала старушка и пошла.
Вот уже и рынок кончается, а чернил нигде не видать.
Вышла старушка из рынка и пошла по какой-то улице.
Вдруг смотрит — идут друг за дружкой, медленным шагом, пятнадцать
ослов. На переднем осле сидит верхом человек и держит в руках большущее
знамя. На других ослах тоже люди сидят и тоже в руках вывески держат.
«Это что же такое? — думает старушка.— Должно быть, это теперь на
ослах, как на трамваях, ездят».
— Эй!— крикнула она человеку, сидящему на переднем осле.— Обожди
немного. Скажи, где чернила продаются?
А человек на осле не расслышал, видно, что старушка ему сказала, а
поднял какую-то трубу, с одного конца узкую, а с другого — широкую,
раструбом. Узкий конец приставил ко рту, да как закричит туда, прямо
старушке в лицо, да так громко, что за семь вёрст услыхать можно:
Спешите увидеть гастроли Дурова!
В госцирке! В госцирке!
Морские львы — любимцы публики!
Последняя неделя!
Билеты при входе!
Старушка с испугу даже зонтик уронила. Подняла она зонтик, да от страха
руки так дрожали, что зонтик опять упал.
Старушка зонтик подняла, покрепче его в руках зажала, да скорей, скорей
по дороге, да по панели, повернула из одной улицы в другую и вышла на
третью, широкую и очень шумную.
Кругом народ куда-то спешит, а на дороге автомобили катят и трамваи
грохочут.
Только хотела старушка на другую сторону перейти, вдруг:
— Тарар-арарар-арар-рррр!— автомобиль орет.
Пропустила его старушка, только на дорогу ступила, а ей:
— Эй, берегись!— извозчик кричит.
Пропустила его старушка и скорей на ту сторону побежала. До середины
дороги добежала, а тут:
— Джен-джен! Динь-динь-динь!— трамвай несется.
Старушка было назад, а сзади:
— Пыр-пыр-пыр-пыр!— мотоциклет трещит.
Совсем перепугалась старушка, но хорошо, добрый человек нашёлся,
схватил он её за руку и говорит:
— Вы что,— говорит,— будто с луны свалились! Вас же задавить могут.
И потащил старушку на другую сторону.
Отдышалась старушка и только хотела доброго человека о чернилах
спросить, оглянулась, а его уж и след простыл.
Пошла старушка дальше, на зонтик опирается да по сторонам поглядывает,
где бы про чернила узнать.
А ей навстречу идет старичок с палочкой. Сам старенький и седенький.
Подошла к нему старушка и говорит:
— Вы, видать, человек бывалый, не знаете ли, где чернила продаются?
Старичок остановился, поднял голову, подвигал своими морщинками и
задумался. Постояв так немного, он полез в карман, достал кисетик,
папиросную бумажку и мундштук. Потом, медленно свернув папиросу и вставив её
в мундштук, спрятал кисетик и бумагу обратно и достал спички. Потом закурил
папиросу и, спрятав спички, прошамкнул беззубым ртом:
— Шешиши пошаются в магашише.
Старушка ничего не поняла, а старичок пошел дальше.
Задумалась старушка.
Чего это никто про чернила толком сказать ничего не может.
Не слыхали они о чернилах никогда, что ли?
И решила старушка в магазин зайти и чернила спросить. Там-то уж знают.
А тут рядом и магазин как раз. Окна большие, в целую стену. А в окнах
всё книги лежат.
«Вот,— думает старушка,— сюда и зайду. Тут уж наверно чернила есть,
раз книги лежат. Ведь книги-то, чай, пишутся чернилами».
Подошла она к двери, двери стеклянные и странные какие-то.
Толкнула старушка дверь, а её саму что-то сзади подтолкнуло.
Оглянулась, смотрит, на неё другая стеклянная дверь едет. Старушка вперед, а
дверь за ней. Всё вокруг стеклянное и все кружится. Закружилась у старушки
голова, идет она и сама не знает, куда идет.
А кругом всё двери, двери, и все они кружатся и старушку вперед
подталкивают. Топталась, топталась старушка вокруг чего-то, насилу
высвободилась, хорошо ещё, что жива осталась.
Смотрит старушка — прямо большие часы стоят и лестница вверх ведет.
Около часов стоит человек. Подошла к нему старушка и говорит:
— Где бы мне про чернила узнать?
А тот к ней даже головы не повернул, показал только рукой на какую-то
дверку, небольшую, решетчатую. Старушка приоткрыла дверку, вошла в неё,
видит — комнатка, совсем крохотная, не больше шкафа. А в комнатке стоит
человек. Только хотела старушка про чернила его спросить…
Вдруг: «Дзинь! Дджжжиин!» — и начал пол вверх подниматься.
Старушка стоит, шевельнуться не смеет, а в груди у неё будто камень
расти начал. Стоит она и дышать не может. Сквозь дверку чьи-то руки, ноги и
головы мелькают, а вокруг гудит, как швейная машинка. Потом перестало гудеть
и дышать легче стало. Кто-то дверку открыл и говорит:
— Пожалуйте, приехали, шестой этаж, выше некуда.
Старушка, совсем как во сне, шагнула куда-то выше, куда ей показали, а
дверка за ней захлопнулась и комнатка-шкапик опять вниз поехала.
Стоит старушка, зонтик в руках держит, а сама отдышаться не может.
Стоит она на лестнице, вокруг люди ходят, дверьми хлопают, а старушка стоит
и зонтик держит.
Постояла старушка, посмотрела, что кругом делается, и пошла в какую-то
дверь.
Попала старушка в большую, светлую комнату. Смотрит — стоят в комнате
столики, а за столиками люди сидят. Одни, уткнув носы в бумагу, что-то
пишут, а другие стучат на пишущих машинках. Шум стоит будто в кузнице,
только в игрушечной.
Направо у стенки диван стоит, на диване сидит толстый человек и тонкий.
Толстый что-то рассказывает тонкому и руки потирает, а тонкий согнулся весь,
глядит на толстого сквозь очки в светлой оправе, а сам на сапогах шнурки
завязывает.
— Да,— говорит толстый,— написал я рассказ о мальчике, который
лягушку проглотил. Очень интересный рассказ.
— А я вот ничего выдумать не могу, о чем бы написать,— сказал тонкий,
продевая шнурок через дырочку.
— А у меня рассказ очень интересный,— сказал толстый человек.-
Пришел этот мальчик домой, отец его спрашивает, где он был, а лягушка из
живота отвечает: ква-ква! Или в школе: учитель спрашивает мальчика, как
по-немецки «с добрым утром», а лягушка отвечает: ква-ква! Учитель ругается,
а лягушка: ква-ква-ква! Вот какой смешной рассказ,— сказал толстяк и потер
свои руки.
— Вы тоже что-нибудь написали? — спросил он старушку.
— Нет,— сказала старушка,— у меня чернила все вышли. Была у меня
баночка, от сына осталась, да вот теперь кончилась.
— А что, ваш сын тоже писатель? — спросил толстяк.
— Нет,— сказала старушка,— он лесничий. Да только он тут не живет.
Раньше я у мужа чернила брала, а теперь муж умер, и я одна осталась. Нельзя
ли мне у вас тут чернила купить? — вдруг сказала старушка.
Тонкий человек завязал свой сапог и посмотрел сквозь очки на старушку.
— Как чернила? — удивился он.
— Чернила, которыми пишут,— пояснила старушка.
— Да ведь тут чернил не продают,— сказал толстый человек и перестал
потирать свои руки.
— Вы как сюда попали? — спросил тонкий, вставая с дивана.
— В шкафу приехала,— сказала старушка.
— В каком шкафу? — в один голос спросили толстый и тонкий.
— В том, который у вас на лестнице вверх и вниз катается,— сказала
старушка.
— Ах, в лифте!— рассмеялся тонкий, снова садясь на диван, так как
теперь у него развязался другой сапог.
— А сюда вы зачем пришли? — спросил старушку толстый человек.
— А я нигде чернил найти не могла,— сказала старушка,— всех
спрашивала, никто не знал. А тут, смотрю, книги лежат, вот и зашла сюда.
Книги-то, чай, чернилами пишутся!
— Ха, ха, ха!— рассмеялся толстый человек.— Да вы прямо как с луны
на землю свалились!
— Эй, слушайте!— вдруг вскочил с дивана тонкий человек. Сапогов так и
не завязал, и шнурки болтались по полу.
— Слушайте,— сказал он толстому,— да ведь вот я и напишу про
старушку, которая чернила покупала.
— Верно,— сказал толстый человек и потер свои руки.
Тонкий человек снял свои очки, подышал на них, вытер носовым платком,
одел опять на нос и сказал старушке:
— Расскажите вы нам о том, как вы чернила покупали, а мы про вас
книжку напишем и чернил дадим.
Старушка подумала и согласилась.
И вот тонкий человек написал книжку:
О том, как старушка чернила покупала.
1928 — 1929 Даниил Хармс
Обувь.
ТАПКИ
Это тапки для Антошки,
Чтобы в них не мерзли ножки.
Топ-топ-топотушки.
Что за тапки! Как игрушки!
По два раза ритмично топают каждой ногой.
Четыре ритмичных прыжка на обеихногах.
По два раза ритмично топают каждой ногой.
Сначала левую ногу ставят на носок,
потом — на пятку, потом — правую.
Н. Нищева
БОТИНКИ
Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки.
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать, прыгать и шалить.
По два раза ритмично топают каждой ногой.
Четыре ритмичных прыжка на обеихногах.
Ходьба по кругу друг за другом.
Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами
Н. Нищева
Посуда.
ПОСУДА
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Дети надули животик,
одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Легли, вытянулись.
. Н. Нищева
ЧАЙНИК
Я — чайник,
ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
«Эй, люди, я с вами почайпить хочу».
Дети стоят, изогнув одну руку, как
носик чайника, другую держат на поясе.
Животик надут.
Топают обеими ногами.
Делают призывные движения правой рукой.
Американская народная песенка
Мебель.
КРОВАТКА
Вот Кирюшкина кроватка ,
Чтобы спал Кирюшка сладко,
Разводят руки в стороны.
Приседают, кладут ладони под щечку.
Чтоб во сне он подрастал,
Чтоб большим скорее стал.
Медленно поднимаются.
Встают на носочки, тянутся руками вверх.
Н. Нищева
Одежда.
ПЛАТЬЕ
то платье для Наташки —
Красные горошки.
А на платье два кармашка,
Спрячем в них ладошки.
Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.
«Рисуют» на животике два кармашка.
Прикладывают обе ладошки к животику.
Н. Нищева
ФИЗИНУТКИ.
1.Вот большой стеклянный чайник.
(дети надули животик)
Очень важный, как начальник.
(одну руку поставили на пояс, другую изогнули)
Вот фарфоровые чашки,
(присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(кружатся, «рисуя» руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
(потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
(легли, вытянулись)
Он посуду нам принес.
2.К нам пришла Федора,
(ходьба на месте)
Не хозяйка, а умора,
(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)
Выпачкала всю посуду,
(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)
А потом кричит: «Не буду!».
(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)
Кофейник, чайник и стакан,
(наклоны головы в стороны)
Давно не видывали кран,
(наклоны головы вперёд)
Сахарница, блюдце, вилка,
(наклоны головы в стороны)
Ковш, молочник и бутылка,
(наклоны головы вперёд)
Бокал, маслёнка, самовар,
Как будто приняли загар.
(«вытирают» лицо ладонями в стороны)
Блюдо, перечница, солонка
(наклоны головы в стороны)
Плачут в углу тихонько.
(«собирают слёзы» в ладошку)
Скорей бежим к водице,
(бег на месте)
Чтобы попить, умыться.
(«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)
3.В магазин мы все ходили и продукты там купили:
(идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,
(взмах руками влево, вправо)
Все к обеду припасли,
(прямо, широко разводят руки)
Чуть до дома донесли.
(приседают)
* * *
4.Мы приходим в магазин,
(ходьба на месте)
Без лукошек и корзин,
(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)
Чтобы хлеб купить, батон,
(загибают пальцы правой и левой руки)
Колбасу и макарон,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец,
(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)
Всё купили, наконец.
(рукопожатие)
5.Вот заходит Мойдодыр,
(ходьба на месте)
У меня с ним только мир.
(сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит
(руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита.
(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит,
(грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит.
(руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат
(загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят.
(поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет –
(поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет.
(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
6.Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
* * *
7.Мы на полки обувь ставим,
(поднимают поочерёдно руки вверх)
А потом её считаем:
(сгибают пальцы по порядку)
Сапоги, кроссовки, туфли,
Шлёпанцы, сандалии в кухне,
Босоножки, кеды, боты
И высокие ботфорты,
Валенки, лапти, калоши,
Их выпачкивать не гоже.
(повороты головы в стороны)
Посчитай, скажи ответ,
(руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)
Знаешь, сколько или нет?
(спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)
В. Лаврина
Что нужнее, что вкуснее?
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко».
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Тут вмешался творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны... Ну, слегка».
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»