МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 153»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
443029, г. Самара, ул. Солнечная, 51, тел. 994-68-58, 243-90-53
e-mail:mbdouds153@yandex
Непосредственно образовательная деятельность
по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«В мире птиц» с использованием ЭОР
Автор: Рябцева Александра Владимировна,
воспитатель МБДОУ №153
г.о.Самара.
Цель: обобщить представления детей о жизни птиц в природе.
Задачи:
1.
закрепить представления о внешнем виде и повадках птиц в среде их
обитания;
2.
дополнить знания детей о предметах, используемых городскими
птицами при строительстве гнезд;
3.
показать взаимосвязь деятельности человека и птиц: отрицательное и
положительное влияние людей на жизнь птиц; вдохновление
творческих людей на создание музыкальных, художественных,
литературных, поэтических, танцевальных, скульптурных
произведений;
4.
научить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной
набивки (традиции игрушечного ремесла);
5.
продолжать развивать коммуникативные навыки;
6.
воспитывать бережное отношение к природе, побуждать
заботиться о них.
Предварительная работа:
1 Словарь (пернатые, повадки, трели, пристально, наугад, соперники.
Значение выражения «На Егорьин день» (великомученик Георгий
Победоносец, изображен на гербе Москвы. Празднование совершается 6 мая)
2.Художественная литература. Г.Снегирев «Пингвиний пляж», Г.Х. Андерсен
«Гадкий утенок», Т.Нуждина Энциклопедия для детей «Чудо всюду»:
рассказы о птицах - «Ласточка», «Снегирь», «Журавли», «Кукушка»,
«Сорока», «Сова», «Синица»…
Заучивание стихотворений А.Прокофьева «Снегири», Ю.Синицын «Синицы».
4.Инсценирование стихотворения В.Орлова «Ворона».
5.Изобразительная деятельность рисование на тему «Как розовые яблоки, на
ветках снегири», аппликация «Птицы на кормушке».
6.Рассматривание иллюстраций о птицах.
7. Наблюдение птиц в природе.
8.Музыкальная деятельность. Заучивание песни «Журавли» муз. А. Лившица,
сл. М. Познанской,, «Скворушка прощается» муз. Т.Попатенко, сл.
М.Ивенсон.
9.Игровая деятельность. Разучивание дидактической игры «Ни ворона, ни
синица»
Оборудование:
музыкальный центр, фонограмма «Звуки птиц»,
интерактивная доска, проектор, карточки для игры «Ни сорока ни ворона»,
шляпка, бусы – для и нсценирования стихотворения В.Орлова «Ворона», для
практической части – квадратные лоскутки разного размера, набивка (вата,
поролон, пряжа), прочные нитки (шнурки), ножницы.
Ход НОД:
№
слайд
а
Изображение текущего слада
Деятельность детей и педагога
1
Перед началом НОД привлекаю
внимание детей звучанием птичьих
голосов (звучит фонограмма).
Дети определяют кому
принадлежат такие звуки.
- Ребята, хорошо ли вы знаете
птиц и их повадки? Это нам
покажут ваши ответы на мои
загадки.
2
Воспитатель загадывает загадки .
1.Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая (сорока )
2,На шесте дворец
Во дворце певец (скворец )
3.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
4. Кто на дереве сидит,
Клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук-
Вылезай скорее жук.
Будет птице на обед
Очень вкусный короед . (дятел)
5.На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат (цапля)
6.На Егорья день народился зверь
Нос-гвоздик
Под брюхом белина
Хвост вилочкой (ласточка)
Молодцы!
3
-А можете вы узнать птиц
изображенных на картинке?
Игра «Ни сорока, ни ворона»
(Игра детям знакома, должна
проходить в бодром темпе.
Правила игры в Приложении №1)
.
Подведение итогов игры.
4
- Ребята, давайте представим, что
мы совы. Сидим на дереве и ждем
когда наступит ночь, чтобы
отправиться на ночную охоту.
Физкультминутка «Совушка-сова»
Совушка-сова большая голова
(дети рисуют руками круг)
На суку сидит (сгибая и
выпрямляют пальцы рук, руки
согнуты в локтях)
Во все стороны глядит (повороты
головы вправо-влево)
А потом как полетит (имитируют
полет птицы)
5
-Где и из чего строят свои дома
птицы? Кто мне подскажет?
(на
деревьях из веток и травы, на
земле из камней, в дупле
деревьев… Все виды гнезд
изображены на экране. Называем
птицу и строительный мат.-л
который использует птица для
гнезд. Но в мире птиц есть еще и
необычные гнезда, посмотрите
на них. Африканская птичка
ткачик (родственник воробья)
плетет свое гнездо на дереве и
строит многоквартиные жилые
дома, в которых одновременно
могут разместиться от 100 до
300 пар. Необычны строения
ласточек, и птиц живущих на
побережье океана, удивительны
гнезда птиц живущих в пустыне.
6
На экране появляются изображение
плечиков для одежды, ложек,
вилок, ниток, обрывки веревки,
леска.
- Ребята, подумайте, как эти
предметы могут быть связаны с
птицами? (высказывания,
предположения детей).
Рассказать детям, что все эти
предметы были найдены учеными,
изучающими жизнь пернатых.
Плечики ворона использовала при
построении гнезда. В каких-то
гнездах находили ложки и вилки,
которые птицы перенесли с
ветками для прочности своего
дома. В одном гнезде нашли
погибшую птичку, которая не
смогла покинуть своего дома из-за
того, что ее лапки были спутаны
нитками. В другом гнезде люди
успели спасти птенцов, распутав
им лапки. Очень жаль, что люди
стали виновниками таких
печальных случаев. Ведь опасный
строительный материал птицы
нашли на ближайших помойках.
- Как людям нужно выбрасывать
то, что уже не пригодно, не
навредив птицам?
Иногда в гнездах ворон и сорок
можно найти неожиданные
вещицы, которые не нужны для
сооружения птичьего дома. Это
монеты, стекляшки и даже
украшения.
-Почему птицы принесли их в свои
гнезда? (эти предметы привлекли
птиц своим блеском).
7
_ Ребята, предлагаю присесть на
опушке леса и понаблюдать за
одной очень известной персоной –
окраской сероватой, повадкой
вороватой, крикуньей
хрипловатой…
Инсценировка стихотворения
В.Орлова «Ворона» в исполнении
двух детей.
8
Дидактическая игра «Какая
птица лишняя?» ( для
рассматривания дать четыре
карточки с изображениями
водоплавующих, зимующих,
перелетных, домашних птиц.
Найти лишнюю птицу)
9
Подвижная игра «Гуси-утки»
(
Все садятся в круг на корточки.
Водящий ходит вокруг всех и
дотрагиваясь до каждого
говорит: «утка». Как только
водящий дотрагивается и
говорит: «гусь», то этот игрок
должен догнать водящего, а
водящий должен занять место
игрока. И т.д.)
10
-Ребята, вы так много уже знаете о
птицах. Интересно ли вам жить на
нашей планете рядом с пернатыми
соседями? Что нового для себя вы
сегодня узнали?
С давних времен людей
интересовали птицы. Поэты и
композиторы сочиняли о них стихи
и музыку к песням. Птиц
изображали в танцах, их рисовали,
лепили, вырезали из дерева, делали
игрушечных птиц, например вот
таких (демонстрируем). Из чего
они сделаны? Показать 2-3 образ,
выполненных из лоскутков.
11
Практическая часть с исполь-
зованием технологической
карты: конструирование из
ткани «Птица счастья».
Интеграция с другими видами
деятельности.
Включение
тряпичных птичек в подвижные,
музыкальные, сюжетно-ролевые
игры, в сценарий музыкальных
праздников, в театральную
деятельность.
12
Приложение №1
Игра «Ни сорока, ни ворона» . Дети делятся на две команды. Для команд
педагог готовит равное количество картинок со знакомыми птицами.
Ведущий каждой команды по очереди подходит к соперникам и показывает 1-
ую картинку, произнося «Ни сорока, ни ворона и ни чайка. А какая это птица?
Отгадайка!» . Указывает на ребенка, который должен отгадать. Если ребенок
не узнал птицу, просит помощи у своей команды: не теряя времени берет за
руку того, кто ответит за него.
Для другой команды слова иные: «Ни сорока, ни ворона, ни синица. Так
скажи-ка, как зовется эта птица?». Ведущий показывает картинки разным
игрокам. Карточки с вороной и сорогой должны лежать последними.
Подвести итог игры.