Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61»
Экологический проект
« Лук – зеленый друг»
Группа «Ромашка»
Воспитатель Тютянова С.Н.
Ярославль
1
2
Тип
проекта:
исследовательский.
Продолжительность:
2 месяца – январь, февраль.
Место проведения:
группа №13 детского сада.
Цель проекта:
вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука на перо в
комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
3
Проблема проекта:
как можно вырастить зеленый лук на подоконнике? Чем может
быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
Задачи проекта:
- воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания
им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
- закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с
корнями и верхушку;
- формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые
необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
- выработка навыков посадки лука в землю и в стакан с водой;
- выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время
его роста;
- способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Актуальность:
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Сельские дети тесно общаются с
природой. Они хорошо знают растения, животные, кто обитает рядом с ними. Умение
вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство
гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу
собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают
лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как
растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем он полезен?
Проектная идея:
объединить детей, родителей и воспитателей в совместной
деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой и в огороде летом.
Содержание проекта и условия реализации:
1.
В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах,
конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами,
борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук
улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к
инфекционным заболеваниям.
Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся
недостаточной секретной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе,
общей слабости и простудных заболеваниях. Свежий сок лука, смешанный с медом
4
хорошее средство для лечения кашля и бронхита. Лук повышает сопротивляемость
организма при простудных заболеваниях. Повышает иммунитет.
2.
Воспитываем бережное отношение к растениям как к живым существам,
сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных
наблюдениях.
3.
Провели опыт, где дети наблюдали за ростом лука. Установили связи: растения –
земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали
в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука,
условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали
навыки посадки лука в землю и в стакан с водой.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об
овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на
овощную тематику.
Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель –
совершенствование практических умений и навыков детей, их в свободное применение в
играх и творческой деятельности.
В итоге:
привлекли к проектной работе родителей - консультация родителям: «Лук –
лекарственное растение», рецепты от родителей: «Делимся рецептами салатов»;
выполняли совместную деятельность с детьми – поделки из репчатого лука.
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание»:
- Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.
- Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и в
земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- Совершенствование умения видеть окружающую себя красоту природы, а так же,
отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
5
- Разучивание пословиц, поговорок.
- Чтение Джанни Родари «Приключения Чипполино».
Образовательная область «Физическая культура»:
- Формирование представлений о ЗОЖ.
Образовательная область «Социализация»:
- Развитие дружбы, умения работать друг с другом, в коллективе.
- Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережного отношения к
окружающей природе и к труду товарищей.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники стали понимать и осознавать,
насколько ценен лук. По итогам работы было отмечено:
1.
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы и ближайшего
окружения, в частности, к луку.
3.
Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта
«Лук – зеленый друг».
4.
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать
выводы. Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности. В процессе над
проектом, дошкольники рассматривали рост лука, отмечали его роль как
лекарственного растения, изучали чудодейственное влияние на здоровье человека;
- Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат
проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных
умений;
- Благодаря проведенной работе, наши дети могут ответить на вопрос, зачем нужен
ЛУК, и поделиться этими знаниями с родителями и другими детьми.
- Выход на следующий проект «Выращивание лука в огороде».
Литература:
1.
Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
6
2.
Надеждина Н.Е. «Где щи, там и нас ищи».
3.
Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
4.
Смирнов А.А. «Зачем луку луковица?».
5.
Журнал «Дом солнца».
7