Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №61»
Экологический проект
«Ребенок в общении с миром
растений»
Группа «Ромашка»
В
оспитатель Тютянова С.Н.
Ярославль
Содержание:
•
Актуальность проекта
•
Цели и задачи проекта
•
Ресурсы проекта
•
Предполагаемые результаты
•
Продукты проекта
•
Этапы проекта
•
План работы по реализации проекта
•
Заключение
•
Список литературы
Актуальность проекта
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань
«модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях
способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться
к нему.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что
заложить любовь к Родине, к родной природе, к людям, можно только в
младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить
представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание
маленькой личности.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к
природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким
образом, экологическое воспитание – актуальная и главная задача.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе
общения с природой и педагогически грамотно организованной
деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается
на более высокий уровень, если создается интерес, установка на
восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают
переживание.
Примерно на 4-5 году жизни более отчетливо начинают выявляться
элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе, к
определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более
глубокие оценки поведения в природе.
Большинство современных детей редко общаются с природой.
Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного
возраста играет практическая, исследовательская деятельность в
природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок
получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать,
рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат,
экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и
обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цели и задачи
Цель: формирование у детей элементов экологической культуры,
экологически грамотного поведения в природе, основ осознанно
правильного отношения к растительному миру родного края.
Задачи:
•
Познакомить детей с растительным миром родного края (ближайшее
окружение).
•
Дать детям представление об условиях успешного роста и развития
растений.
•
Рассказать детям о полезных свойствах растений родного края
(ближайшее окружение).
•
Воспитывать любовь к родному краю.
•
Учить активно и творчески применять полученные знания в
художественно-продуктивной деятельности – в рисунке, лепке,
аппликации.
•
Развивать познавательную, мыслительную, речевую активность
детей, воображение, фантазию.
Ресурсы проекта
•
Растения родного края (ближайшее окружение).
•
Иллюстрации, фотографии, конспекты занятий, стихи, загадки,
пословицы, художественная литература и т.д.
•
Уголок природы в группе.
•
Территория вокруг детского сада с природными объектами.
•
Цветник на участке.
Предполагаемые результаты
•
Дети узнают много интересного из жизни растений.
•
Исследуют опытным путем условия роста растений.
•
Научиться правильно ухаживать за ними.
•
Умение детей вести экологически правильно в природе.
•
Появиться понимание неразрывной связи человека с природой.
Продукты проекта
•
Гербарий
•
Фотографии
•
Рисунки
•
Схемы
•
Выставки
•
Цветник (на участке)
•
Дидактические игры
•
Опытническая зона в группе
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Постановка цели, задач, определение направлений и методов
исследования, предварительная работа с педагогами, детьми,
родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Собственно исследовательский
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
составление перспективного плана мероприятий с детьми.
•
Доведение до участников проекта важности данной проблемы;
•
Подбор методической, научно – популярной и художественной
литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
•
Подбор дидактических игр и пособий;
•
Подбор игрушек, аттрибутов для игровой деятельности;
•
Посадка цветника, уход за цветами;
•
Изучение растений родного края на занятиях по экологии,
наблюдениях на прогулках, экскурсиях;
•
Составление перспективного плана мероприятий с детьми;
•
Консультации для родителей по данной теме; анкетирование.
3 этап. Обобщающий (заключительный)
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ,
закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности,
составление рекомендаций.
4 этап. Защита проекта
План работы по реализации проекта
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта состоится на
основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут
наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, знакомятся с
литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы,
рассматривают иллюстрации.
Одним из важных средств ознакомления с окружающим миром, является
наблюдение. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит
от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов.
Очень важно привлечь родителей к участию в реализации проекта. Они
собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из
природного материала. Участвуют в выставке «Дары осени».
План мероприятий с детьми
Разделы
программы
Формы и методы
работы
Название
Игровая
деятельность
Дидактические
игры
«Где что растет?»
«Брать – не брать?»
«Дерево, кустарник, цветок»
«Быстро угадай»
«Найди листок, как на дереве»
«Когда это бывает?»
«Узнай, чей лист»
«Загадай, мы отгадаем»
«Что сажают в огороде»
«Кто скорее соберет»
«Третий лишний»
«Да или нет»
(картотека 1)
Пальчиковые игры
«Овощи»
«Цветы»
«Ягоды»
«Комнатные растения»
«Деревья, кустарники»
«Лес»
(картотека 2)
Сюжетно – ролевые
игры
«В гостях у деда Природоведа»
(Осень, Зима, Весна, Лето)
(О.А.Соломенникова «Ознакомление
с миром природы» М.; Мозаика –
Синтез 2012 г.)
Настольно – печатные
игры
Лото «Грибы», «Цветы»,
«Ягоды», «Деревья»
Домино «Фрукты»
Подвижные игры
«К названному дереву беги»
«Кто где живет?»
Русская народная игра
«Капуста»
«Листок лети ко мне»
«У медведя во бору»
(картотека 3)
Театрализованные
игры
«Огород на окне» (игра-
ситуация)
«Как хозяйка лук сажала»
(Н.Ф.Губанова «Развитие игровой
деятельности» М.; Мозаика – Синтез
2012 г.)
Познавательное
развитие
Экскурсии
Экскурсии к деревьям и
кустарникам на территории
детского сада;
Экскурсии к цветникам на
территории детского сада
Занятия
«Знакомство с комнатными
растениями»
«Посадка лука»
«Беседа о строении растения»
«Живые и искусственные
цветы»
«Кто в поле живет?»
«Как растут растения»
«Зеленая аптека»
«Уход за растениями»
«Наш сад»
«Наш огород»
«Деревья на нашем участке»
(ива, береза, акация)
«Цветы на нашем участке»
(бархатцы, космея, ноготки,
ромашка, папоротник)
Наблюдения за
растениями
На прогулке
В уголке природы
(картотека 4)
Обсуждение и
моделирование
ситуаций
«Что случится, если долго не
будет дождя?»
«В лес пошел человек. Что
нужно знать?»
«Легко ли восстановить лес?»
«Что случится, если пересохнет
река?» и др.
Рассматривание
Альбомов, открыток,
фотографий, иллюстраций и др.
Создание гербария
«Растения нашего участка»
«Условия роста и развития
комнатных растений»
«Как пьют растения»
Экспериментальная,
исследовательская
деятельность
«Потребность растений в воде»
«Почему на тропинках не
растут растения»
«Что будет, если цветник не
пропалывать?»
«Состояние почвы в
зависимости от температуры»
«Как распространяются
растения»
«Как снег защищает растения»
Сочинение и
разгадывание загадок
О растениях
Составление рассказов
из личного опыта
«Растения у моего дома»
«Растения нашего огорода»
(дачи, деревни)
«Что я видел в лесу?»
«Комнатные растения у меня
дома» и др.
Составление рассказов
по картине
(серии сюжетных
картин)
Рассказы о цветах, деревьях,
травах, кустарниках (с
описанием их внешнего вида,
характерных признаках,
полезных свойств и ухода за
ними).
Дидактические игры
О растениях
(картотека 5)
Ознакомление с
художественной
литературой
Чтение
А.Толстой «Русские сказки о
природе»
С.Маршак «Двенадцать
месяцев»
В,Бианки «Синичкин
календарь»
В.Даль «Война грибов с
ягодами»
В.Одоевский «Мороз
Иванович»
Ю.Тувим «Овощи»
Г.Х.Андерсен «Елка»
И др.
Е.Благинина «Огонек»
С.Есенин «Береза»
Заучивание наизусть
А.Прокофьев «Березка»
К.Бельмонт «Осень»
З.Федоровская «Осень»
Е.Серова «Одуванчик»
«Подснежник»
П.Воронько «Липка»
И,Бунин «Листопад»
В.Коркин «Что растет на нашей
грядке?» и др.
Экологические сказки
«Луковый принц»
«Сказка о том, как Лучек
друзей приобрел»
«Разговорчивая Березка»
«Осинка и ветерок»
«Художник и клен»
«Волшебная рябинка»
«Колючий лилипут»
«Лекарства в цветочных
горшках»
«Подорожник»
«История о щучьем хвосте»
И др.
Художественно –
продуктивная
Рисование
«Дерево»
«Деревья в снегу»
«Листопад»
«Листья»
«Одуванчик»
«Луковка»
«Щучий хвост»
«Ягоды»
Аппликация
«Грибы»
«Яблоки»
«Ягоды рябины»
«Блюдо с фруктами»
«Цветы»
«Овощи»
Лепка
«Грибы»
«Фрукты»
«Цветок ромашка»
«Овощи»
«Луковка»
«Ягоды»
«Ядовитые растения»
«Не все грибы съедобны»
Безопасность
Занятия
(К.Ю.Белая «Формирование основ
безопасности у дошкольников» М.;
Мозаика – Синтез 2012 г.)
Моделирование
ситуаций и
обсуждение
«Что делать, если…» (ты
заблудился в лесу? Тебя
укусила оса?)
«Что будет, если …» (съесть
незнакомую ягоду? Заглянуть в
дупло?) и т.д.
Трудовая
деятельность
Уход за растениями в уголке природы, на участке:
прополка, рыхление, полив, посадка, пересадка, сбор
урожая и семян.
Работа с
родителями
Анкетирование
«Экологическое воспитание
детей»
«Использование
художественной литературы в
семье»
Выставка
«Дары осени»
Консультации
«Совместная деятельность
родителей и детей по
выращиванию комнатных
растений»
«Использование
художественной литературы в
экологическом воспитании
дошкольников»
Оформление стенда
«Войди в природу другом»
Круглый стол
«Сбережем родную природу»
Заключение
Проведенная с детьми в течение года работа по реализации проекта
«Ребенок в общении с миром растений, привела к следующим результатам:
У детей появился ярко выраженный интерес к объектам природы, их
исследованиям;
Дети начали понимать взаимосвязь человека с природой;
Дети узнали много интересного из жизни растений, исследуя опытным
путем условия, необходимые для роста растений;
Научились правильно ухаживать за растениями в цветнике (на участке)
и дома за комнатными растениями;
Научились выращивать лук;
Дети получили представление о целительных свойствах некоторых
растений;
Дети научились вести наблюдения за растениями на нашем участке в
разное время года, замечать сезонные изменения в жизни растений,
запомнили названия этих растений;
Стали бережно относиться к растениям;
Родители приняли активное участие в посадке цветов на участке,
поощряли деятельность детей по уходу за ними.
Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах наших детей на
долгие годы, и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.