Наименование материала: Практико-значимый проект по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой.
Тема: "Как жили наши предки"
Описание:
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы даем им возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №25 «Золотая рыбка»
Ступинского муниципального района
Практико-значимый проект по ознакомлению дошкольников с русской
народной культурой
«
Как
жили
наши
предки
»
Автор проекта Горохова Елена Валерьевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Ступино
Обоснование проекта
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать
полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа,
помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает
сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры
необходимо с малых лет. К счастью, детство – это время, когда возможно
подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Работа над проектом «Как жили наши предки»
Вид проекта:
Коллективно-творческий.
Продолжительность:
Краткосрочный.
По составу участников:
Воспитатель Е.В Горохова, дети, родители.
Актуальность:
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и
традиции народной культуры, любить свой народ и всё то, что связано с русской
национальной культурой.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное
мышление, необходимо использовать не только художественную литературу,
иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами
(национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и
т.д.). Исследование реальных предметов быта (ухват, чугун, рубель, прялка,
веретено, коромысло и т.д.) особо эффективно для ознакомления детей со
сказками, народными промыслами, народными традициями.
Проблема:
Отсутствие у детей знаний о традициях, обычаях и быте русского
народа.
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа,
уважение к русской народной культуре.
Задачи:
Открывать ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с
особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской
народной музыкой, играми.
Знакомить детей с русской избой и с многообразием предметов домашнего
обихода, их названиями и назначением;
Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками,
загадками.
Расширять словарный запас: изба, ставни, чугунок, ухват, коромысло,
прялка, веретено, устье печи, лучина, заслонка, шесток, лежанка.
Развивать патриотические чувства, любознательность и интерес к
старинным играм и забавам.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и
традициям.
Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим
предкам и современникам).
Привлекать родителей к активному взаимодействию по приобщению детей
к народной культуре, к созданию музея, расширять представления
родителей об истории и традициях русского народа.
Основные направления реализации проекта:
Организованная образовательная деятельность.
Организация выставки творчества детей «Сказочная изба».
Работа с родителями по изготовлению русского народного костюма и
интересных поделок из природного материала.
Сбор информации для дидактического наглядного материала «Предметы
старины былой».
Предварительная работа:
Посещение городского музея экспозиция «Русская изба»;
Оформление мини-музея в группе «Уголок жилого деревенского
помещения с предметами быта»;
Рассматривание предметов быта русского народа: печь, прялка, рубель,
чернильница, утюги, чугунки, самовар, ухват; иллюстраций;
Чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов: «Гуси-
лебеди», «По щучьему велению», «Царевна – лягушка», «Илья Муромец».
Лепка из глины - предметы быта русского народа: печь, ухват, коромысло,
посуда, ложки.
ООД графический диктант «Самовар»;
Д/игра «Эволюция вещей». Д/и «Найди предмет по описанию и назови
его». Д/игра «Что было, что стало»; д/игра «Варим щи» (дети складывают
в чугун овощи, из которых варят щи), р.н. игра «Самовар».
Разучивание хороводных песен, пословиц и поговорок, русских народных
игр, танцев;
Изготовление детьми и родителями совместных поделок (ручной труд,
лепка, рисунки).
Обеспечение:
Специальная методическая литература.
Выставка творческих работ детей и родителей.
Шапочка-маска для русской народной игры « Самовар».
Макет «Русская изба», оснащенная предметами быта. Печь, сундук, стол,
лавка, старинная посуда, самовар, прялка, рубель, веретено, ухват, чугунок,
коромысло.
Мультимедийная установка, ноутбук, слайды с изображением русской
избы, русского быта, видео презентация по теме, фрагмент видео «тройка
лошадей с бубенцами», шкатулка с загадками.
Русский народный костюм для воспитателя и русские народные костюмы
для детей.
Музыкальное сопровождение, запись русской народная мелодии
«Барыня», «Ах вы сени мои сени».
Предполагаемые результаты:
1.
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы,
о её устройстве.
2.
Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.
Словарный запас детей обогатится названиями предметов русского быта.
4.
Дети будут бережно относиться к экспонатам мини-музея, принимать
участие в оформлении экспозиций.
5.
Будет создан мини-музей «Русская изба».
Продукт проектной деятельности:
1.
Оформление мини-музея в группе «Уголок жилого деревенского
помещения с предметами быта»;
2.
Оформление дидактического пособия для детей старшего возраста
«Предметы старины былой».
3.
Выставка творчества «Чудеса руками родителей». (Родителями
изготовлены русские народные костюмы для детей, совместные поделки
(лепка, конструирование «Сказочная изба», ручной труд) детей и
родителей).
4.
Фото - выставка детей «В гостях у бабушки в деревне».
Презентация:
1.
Проведение ООД для детей старшего возраста «Как жили наши предки».
2.
Презентация мини-музея «Уголок жилого помещения с предметами
быта».
3.
Фото - выставка детей в игровой деятельности «В гостях у бабушки в
деревне».
4.
Показ презентации «Как жили люди на Руси».
Срок реализации
:
март
Заключение
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы дали
детям возможность разносторонне познать действительность, историю,
национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи.
Литература
1.
Бударина Т.А. Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений. «Знакомство детей с русским народным
творчеством». Издательство «Детство-Пресс». 1999г.
2.
Князева О.Л; Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» Санкт-Петербург, 2002г.
3.
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель».
2012г.
Конспект занятия для детей
подготовительной к школе группы
по теме:
«
Как
жили
наши
предки
»
Приложение 1
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, уважение
к русской народной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с русской избой и
с многообразием предметов
домашнего обихода, их названиями и назначением;
Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками,
загадками.
Расширять словарный запас: изба, ставни, чугунок, ухват,
коромысло, прялка, веретено, устье печи, лучина.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
играм и традициям.
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Материалы и оборудование:
Русская изба с предметами быта: печь, сундук, стол, лавка, старинная
посуда, самовар, прялка, рубель, веретено, ухват, чугунок, коромысло.
Мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;
шкатулка с загадками.Русский народный костюм для хозяйки. Музыкальное
сопровождение «Ах вы сени».
Ход занятия :
1.
Оргмомент.
Воспитатель: Здравствуйте.
Предлагаю детям отправиться в гости. Ребята вы любите путешествовать?
Дети : Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в путешествие в прошлое, мы
узнаем, как жили наши предки.
Воспитатель: А на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: На ракете, ковре-самолете.
Воспитатель: А мы отправимся в путешествие по старинному русскому
обычаю на лошадиных упряжках с бубенцами. Отправляемся. Звучит русская
народная музыка. Фрагмент видео «тройка лошадей с бубенцами».
Дети делятся на пары, надевают «упряжки», под русскую народную песню
отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Здороваемся, по старинному
русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.
Воспитатель : Ребята, куда же мы попали?
Посмотрите, сколько здесь
интересных вещей. Где мы оказались?
Дети: В деревне, в избе.
Воспитатель: Правильно. Мы попали в старинную русскую избу.
Внимательно смотрите и запоминайте все, что услышите, да увидите.
2.Показ презентации русской избы и предметов быта.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку: «Стоит копна вся в дырках, на
копне гора, из горы дым идет». Что это? (изба)
Дети: Дом.
2.1.Слайд «Русская изба».
Воспитатель: Это русская изба. Ребята, а зачем людям нужна изба?
Дети: Чтобы там жить.
Воспитатель: В древние времена люди селились по берегам рек и озер,
рядом с лесом. Жилища строили из дерева, с помощью топора. Такие дома
называли избами. Люди валили лес, срубив дерево, стволы очищали от сучьев и
коры, а затем укладывали друг на друга. Окна – это «глаза» дома. Над окнами
крепились козырьки – ставни, которые прикрывали от дождя и снега. На ночь
ставни закрывали, а утром открывали. Крыльцо связывало избу с улицей. На
крыльцо вели ступеньки, а чтобы было удобнее - ставили перила.
3. Пословицы и поговорки.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Воспитатель: Давайте их проговорим:
1. « Без печи хата – не хата».
2. « Когда в печи жарко – тогда и варко».
3. « Что есть в печи – все на стол мечи».
4. «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы посмотрим, как устроена
изба изнутри.
Мы попали в горницу. Самая нарядная и красивая комната в русской избе,
в ней принимали гостей.
2.2. Слайд «Печь».
Воспитатель: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в
горнице?
Дети: Печка.
Воспитатель : Правильно печь. О печи в старину говорили так: «Она и
поилица, и кормилица и телосогревательница». Печь была самой главной вещью
в доме. С печью связан весь быт, вся жизнь наших предков. Обратите внимание,
что стоит у печи?
Ответы детей (кочерга, ухват, чугунок, горшки, поленница с дровами).
Воспитатель: Ребята, для чего нужна, была печка в избе?
Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки
сушили одежду, обувь, на печи спали.
Воспитатель: Правильно. «Добрая печь и накормит и обогреет и спать
уложит» — говорит русская пословица. В ней пекли пироги, блины, варили щи и
кашу, грели воду, томили молоко, жарили, парили.
Воспитатель: А, как вы думаете, чем топили печь?
Дети: дровами.
Воспитатель: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
Воспитатель: Ребята, печь была источником не только тепла, но и света.
После того, как огонь разгорался, хозяйка гасила лучину и всю домашнюю
работу делала перед устьем. Устье – это отверстие или окошко в печи, через
которое хозяйка ухватом отправляла чугунки для приготовления.
2.3. Слайд «Лучина».
Воспитатель : Загадка: «Таять может, да не мед. Не фонарь, а свет дает».
Дети: Свеча.
Воспитатель:
Но пока свечей не было, избы освещались лучинами.
Тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные
приспособления – светцы. Светцы можно было переносить в нужные места.
Люди ложились рано, а вставали с первыми лучами солнца.
Физкультминутка под музыку «Ах вы сени».
Танцевальные движения:
1.
Поочередное выбрасывание ног вперед на прыжке («веселые ножки»);
2.
Полуприседания с выставлением ноги на пятку;
3.
Шаг на всей ступне;
4.
«Распашонка»;
Воспитатель: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
А в какой посуде готовили русские хозяйки? Загадка:
Он как круглая
кастрюля. Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк. Кашу сварит…
Ответ (чугунок).
Дети: В глиняной посуде, горшках.
Воспитатель: Правильно, пищу готовили в горшках и чугунках, верхняя
часть которых была шире нижней. Такую посуду можно было снизу обложить
углями для быстрого нагрева.
2.5. Слайд «Ухват, хлебная лопатка».
Загадка: «Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит, отдает. Сам
в угол идет. Что это? Ответ ухват.
Дети: Ухват.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. В печке горячо, руками чугун не
поставишь, и для этого хозяйки пользовались ухватом. Такой металлической
круглой рогаткой на длинной рукоятке. Еще при печи полагалось иметь
широкую деревянную лопатку на длинном черенке. Это хлебная лопатка, чтобы
достать испеченный хлеб или пироги.
2.6. Слайд «Кочерга».
Воспитатель: Загадка: «Черный конь, прыгает в огонь». Что это такое?
Дети: Палка. Кочерга.
Воспитатель: Правильно. А для чего нужна кочерга? Кто знает?
Дети: Перемешивать дрова.
Воспитатель: Правильно. Обычно это толстый железный прут, загнутый
на конце. В русских деревнях кочергой перемещали дрова в печи, выгребали
угли, разгребали золу.
2.7. Слайд «Коромысло».
Воспитатель: Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра. На плечах
дугой повисло, держит ведра …(коромысло)
Дети: Палка носить воду.
Воспитатель: Правильно. Коромысло – это деревянная дуга с зарубками
или крючками на концах для переноски ведер, корзин. Его изготавливали из
липы, осины, ивы, древесина которых отличалась гибкостью и упругостью.
2.8. Слайд «Стол и самовар».
Воспитатель:
И шипит, и кряхтит, воду быстро кипятит, он наелся
угольков. Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, кипяточек
разливает. Что это?
Дети : Самовар.
Воспитатель : Правильно. Молодцы. Посередине избы стоял деревянный
стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете: « Почему назвали самовар
«самоваром»?
Дети: Он варит воду.
Воспитатель: Умница Маша.
Сам варит – отсюда и название самовар.
Это устройство для приготовления кипятка.
Воспитатель: Кто знает: «Где появился первый самовар?»
Воспитатель: Много лет тому назад в городе Туле изобрели русский
самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки
годилось всё: и щепочки и шишки. Как только приходили гости, хозяева ставили
самовар кипятиться. Накрывали стол разными угощениями. Русский стол был
всегда щедр.
Физкультминутка
К самовару гости прибежали,
(дети стоят в кругу, один ребёнок посередине)
Дружно чашки наполняли:
( идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара,
(расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(идут по кругу друг за другом)
2.9. Слайд «Прялка и веретено».
Воспитатель:
А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она
предназначалась?
Дети: Прясть нитки.
Воспитатель: Правильно. На прялке пряли нитки. Вот так клали кудель
(шерсть, лен) и пряли с помощью другого приспособления – веретено. Прялка
была ценным подарком: отец дарил дочери, жених – невесте, муж – жене. На
Руси прялки делали из клена, осины, березы и липы.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много увидели и узнали, о том, как
жили русские крестьяне и какими предметами быта пользовались.
Итог: Поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его». Я буду
говорить описание предмета, а вы должны назвать предмет, найти в избе и
показать его. На столе деревянный домик с предметами быта русского народа.
Воспитатель: Деревянная дуга с крючками на концах, для переноски
ведер, корзин.
Дети: Коромысло
Воспитатель: Деревянная палка с металлической рогаткой на конце.
Дети: Ухват.
Воспитатель: Крупный сосуд округлой формы из чугуна для тушения и
варки в печи.
Дети: чугунок.
Воспитатель: И накормит и обогреет, пироги испечет, ни одна изба не
обходится без нее.
Дети: печь.
Воспитатель: Устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Дети: самовар.
Воспитатель: Плетеная корзинка для укачивания маленьких детей.
Дети: люлька, колыбель.
Воспитатель: У нее вытянутый, яйцевидный формы черпачок и
изогнутая ручка, вырезана из дерева.
Дети: Ложка.
Воспитатель: Молодцы. Ребята вам понравилось наше путешествие? Вы
узнали, как жили когда-то русские люди, как они были талантливы и
изобретательны. Многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас. А
теперь сюрприз, мы будем смотреть мультфильм «По щучьему велению».
Приложение 2
Распределение деятельности по этапам проекта
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской
народной культуры
Формы работы
Мероприятия
Анкетирование
«Знаете ли Вы обычаи и традиции своего
народа?».
«Что Вы хотите узнать о нравственно-
патриотическом воспитании детей».
Родительское собрание
«Круглый стол «Роль семейных традиций в
нравственном воспитании дошкольников».
Консультации
«Фольклор в жизни детей».
«Читайте детям сказки».
«Игрушки из природного материала и игры с
ними».
Выставки
Выставка поделок «Сказочная изба».
Выставка рисунков «Декоративное чудо».
Экскурсии
Экскурсия в городской музей экспозиция
«Русская изба».
Наглядная информация
Дидактическое пособие «Предметы старины
былой»
Информационные стенды.
Изготовление русского народного костюма.
Оформление мини-музея в группе.
Приложение 3
Работа с детьми
Формы работы
Мероприятия
Экскурсии-
путешествия
«Путешествие в мир старинных вещей»
Посещение городского музея экспозиция «Русская
изба»
Организованная
образовательная
деятельность
«Путешествие в прошлое утюга»
«Как жили наши предки»
Графический диктант «Самовар»
Театрализованные
представления
«Как избушка стала дворцом»
Инсценировка сказки «Репка»
Выставки
«Сказочная изба»
Фото - выставка «В гостях у бабушки в деревне»
Презентации
«Как жили люди на Руси»
«История утюга»
Досуг-
развлечение.
«Иван - дурак и Василиса премудрая».