При поступлении ребенка в дошкольное образовательное
учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Приспособление организма к новым условиям социального
существования, к новому режиму сопровождается изменениями
поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный
период адаптации, который может затянуться и перейти в
дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения,
психики ребенка.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста
ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и
длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к
эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к
детскому саду довольно длительный и связан со значительным
напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное
течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из
семьи в дошкольное учреждение.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка
к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
- При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в
течение месяца. У ребенка радостное настроение, он активно
контактирует со взрослыми, детьми, острых заболеваний не
возникает, быстро привыкает к новым условиям.
- Во время адаптации средней тяжести в течение месяца
настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние
ребенка нестабильно.
- Тяжелая адаптация приводит к длительным тяжелым
заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные
реакции: плач, негодующий крик, подавленность, напряженность.
Длится полгода и больше.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс
поступления и адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети 2-3 лет еще не владеют речью настолько, чтобы выразить
четко свои чувства и эмоции а некоторые, особенно в первое время,
просто боятся или стесняются это делать.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не
затягивался, необходимо:
1.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
атмосферы тепла, уюта.
2.
Рекомендуется укороченный день для ребенка.
3.
В период адаптации категорически запрещается переводы
детей в другие группы.
Также важно избегать обсуждения при ребенке волнующих
проблем, связанных с детским садом. При переходе к новому
укладу жизни у ребенка меняется все: режим , игрушки,
обстановка. Мы, воспитатели, к моменту прихода в группу знаем о
его привычках интересах. Стараемся по возможности создать
некоторые условия, схожие с домашними. Радуемся при встрече с
ребенком, говорим приветливые фразы, обнимаем его. Главное в
адаптации детей раннего возраста установить доброжелательные
отношения с воспитателем. Узнавая о ребенке, со слов родителей,
мы можем найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а
ребенок в свое время начнет доверять воспитателю.