"Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности".
Автор: Зайцева Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №125 "Чиполлино"
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности".
Описание:
Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью.
«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной
безопасности».
В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста
характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание
окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий.
Следует
учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность,
выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все
рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал
детей своей постоянной изменчивостью.
В 3–4 года
дети уже просто
подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не
случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не
объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не
миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми
младших групп должно быть общение.
Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской
литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной
безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница»,
прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность
спичек. Понятен для указанного возраста и
«Кошкин дом» С. Маршака. При
имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого
мультфильма с дополнительными комментариями.
В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного
умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных
пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение,
установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период
интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.
Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В.
Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-
невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели
могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и
начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в
которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной
безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская
деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность,
выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично
срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку
воздействия на детей, в том числе и оценочного характера.
Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о
пожарных.
К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые
могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.
На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка
претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными,
проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста,
связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на
них. Так начинается процесс самоутверждения.
На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и
мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших
дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь
соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей
этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных,
которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми
героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя
различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным
пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все
новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить
детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с
объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку
действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического
развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные
мотивы. Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и
общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их
положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной
службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской
шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы:
«Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить
«Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.
Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому
ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут
войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более
спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой
игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный
утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при
проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и
помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми.
В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на
вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности,
связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми
последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость
постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.