Гринева Н.В.
воспитатель МАДОУ
«ДС № 60 г.Благовещенска»
К школе готов?
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и
считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому
научиться».
Л.А Венгер, А.Л.Венгер
Обучение в школе – новый этап в жизни вашего ребёнка и вас самих,
требующий определённого уровня готовности к этому качественно новому
этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый
уровень знаний ребёнка, что само по себе тоже важно. Но это понятие
готовности к учению значительно шире и многообразнее. Самое главное при
переходе на новую ступень – психологическая готовность к учебной
деятельности, сформированная внутренняя позиция будущего школьника.
Для оценки направленности ребёнка на процесс обучения в школе
рекомендую вам, уважаемые родители, тест «Представь себе».
Вы предлагаете ребёнку поиграть в такую игру : «Я буду рассказывать тебе
разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты
должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История первая . Представь себе, что тебе скажут « Ты ещё маленький и
будет лучше, если ты ещё один год походишь в детский сад или посидишь
дома, а в школу пойдёшь позже. Чем бы ты стал заниматься? Что бы стал
делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История вторая . Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы
пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти – ни в
детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы стал делать в то
время, когда другие дети учатся в школе?
История третья . Представь себе, что есть две школы. В одной дети каждый
день учатся читать, писать, считать, а в другой – петь, рисовать, танцевать.
Какую школу бы ты выбрал?
История четвёртая . Представь себе, что можно опять выбрать школу. В
одной школе нужно сидеть тихо на уроке, нельзя разговаривать, нужно
выполнять задания, которые даёт учитель. В другой же школе полная
свобода: каждый делает, что он хочет. Можно разговаривать на уроке, не
выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой, и никто
тебя ругать не будет. Какую бы ты школу выбрал?
История пятая . Представь себе, что у нас появилась возможность обучаться
не в школе, а дома. То есть не надо будет ходить в школу, а наоборот к тебе
домой будет приходить учитель и учить тебя чтению и письму, математике.
Что бы ты ответил на такое предложение?
История шестая . Представь себе, что ты уже ходишь в школу. У тебя всё
очень хорошо получается и учитель тебя хвалит. Однажды вместо пятёрки
она предлагает подарить тебе за хорошую учёбу шоколадку. Что ты выберешь
– шоколадку или пятёрку?
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут:
1.
Отказ от предложения ещё один год посещать детский сад или побыть
дома.
2.
Направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно
посещать школу.
3.
Отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются.
4.
Предпочтение школы с определёнными правилами.
5.
Ориентация на обучение в группе, классе.
6.
Выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Больше половины положительных ответов свидетельствует о положительной
мотивации к обучению в школе.
Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и
«надо учиться». Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно
учиться, даже если он перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать
и т.д. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо
развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее
важно, восприятие, внимание, работоспособность.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть,
наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными
возможностями развития и способностями к познанию. В нём заложен
инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и
реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно
многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы уверенным в
своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у
вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.