Напоминание

"Адаптация ребенка к условиям ДОО"

Автор: Глотова Елена Дамировна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МБДОУ № 17 г.Салавата

Населённый пункт: город Салават

Наименование материала: статья

Тема: "Адаптация ребенка к условиям ДОО"

Описание:

Важные моменты в процессе адаптации к ДОО, которые помогут сохранить психологическое здоровье ребенка

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4342

Опубликовано 04.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Адаптация ребенка к условиям ДОО
Педагог – психолог МБДОУ№17 г. Салавата РБ Глотова Е.Д. Адаптация – это приспособление организма к новым условиям среды, а для ребенка раннего возраста дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми социальными отношениями. Адаптация в детском саду – первый процесс приспособления организма ребенка к новым условиям жизнедеятельности. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его психофизическое благополучие. Мероприятия, проводимые специалистами детского сада в это время не всегда позволяют создать максимально комфортные условия для адаптации детей. Поэтому проблемы, возникающие в период привыкания детей раннего возраста к дошкольному учреждению, требуют более детальной проработки и анализа со стороны педагогов, психологов, родителей, медицинского персонала. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию: 1)предшествующие пребыванию в детском саду условия воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребёнка; 2) своеобразие межличностных взаимоотношений взрослых и детей (например, высокий уровнь привязанности матери и ребёнка); 3)особенности организации учебно – воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, социальные условия (строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует замечание, порицание; общение сразу со многими незнакомыми взрослыми, не все из которых могут быть приятны); 4)индивидуальные особенности ребёнка: возрастные, психологические, психофизиологические, генетические, нейрофизиологические; 5)уровень развития навыков общения (нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился); 6)сформированность предметной и игровой деятельности. Все эти факторы обязательно учитываются мною при планировании работы с родителями и детьми раннего возраста. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников. Работа психолога в период адаптации детей к ДОУ должна быть направлена на создание оптимальных условий для успешного привыкания детей к дошкольному учреждению. Для успешного прохождения адаптации детей к условиям ДОУ, в начале учебного года я провожу групповое родительское собрание, на котором знакомлю родителей с трудностями адаптационного периода, информирую о видах адаптации к детскому саду. Затем собираю сведения о ребенке и его семье (беседа, анкетирование, наблюдение), анализирую
данные материалы, фиксирую результаты наблюдений в адаптационных листах. Это позволяет сделать вывод об особенностях поведения и развития каждого ребенка, что помогает мне подобрать наиболее оптимальный стиль общения с воспитанником и его родителями. Информирование родителей в период адаптации является неотъемлемой частью образовательного процесса. Психологическое просвещение родителей в адаптационный период организую в различных формах: стендовый материал, папки – передвижки, выступления на родительских собраниях. Следующим шагом в работе по созданию благоприятных условий адаптации детей к ДОУ является организация консультаций для родителей, воспитателей. Я считаю, что обязательным условием для создания благоприятной обстановки в группе раннего возраста является проведение адаптационных игр, способствующих снятию психоэмоционального, мышечного напряжения и формированию коммуникативных навыков общения. Чтение, заучивание потешек, стишков, песенок, проведение пальчиковых и хороводных игр стимулирует речевое развитие детей. Например, Пальчиковая игра «Дождик». Хороводная игра «Мишка». Дождик капает по крыше, Мишка мой всегда со мной, кап-кап-кап-кап! Мишка добрый , а не злой. Дождик, дождик, лей потише, Хорошо нам сним вдоем: кап-кап-кап-кап! дождь и ветер нипочем. Ты жучков не намочи, По дорожке мы шагаем на полянку не спеши. Друг друга не обгоняем. божьим коровкам погулять разреши! Вместе весело шагать Хороводная игра «Птички». и гибочки собирать. Наши уточки с утра: кря-кря-кря, Наши гуси у пруда: га, га, га А индюк среди двора: балы-бал, балы- бал Наши гуленьки вверху: гру-гру-гру Наши курочки в окно: Ко-Ко-Ко, ко-ко-ко! А Петя – петушок ранним утром поутру нам поет: Ку-ка-ре-ку! На занятиях с детьми в период адаптации особое внимание обращаю на развитие игровых навыков, чувства ритма, на формирование умения подражать движениям взрослого, - все это способствует формированию групповой сплоченности, путем вовлечения в совместную деятельность. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную
жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо.


ЛИТЕРАТУРА
1. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации». 2. Севостьянова В.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с. (Ранний возраст). 3. Погудкина И.С. «Что делать и чем заняться от1 до 3 лет?» Сборник игр и упражнений.


Яндекс.Метрика