Адаптация ребенка к условиям ДОО
Педагог – психолог МБДОУ№17
г. Салавата РБ Глотова Е.Д.
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям среды, а
для ребенка раннего возраста дошкольное учреждение, несомненно, является
новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми
социальными отношениями. Адаптация в детском саду – первый процесс
приспособления организма ребенка к новым условиям жизнедеятельности.
От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым
людям зависит его психофизическое благополучие.
Мероприятия, проводимые специалистами детского сада в это время не
всегда позволяют создать максимально комфортные условия для адаптации
детей. Поэтому проблемы, возникающие в период привыкания детей раннего
возраста к дошкольному учреждению, требуют более детальной проработки и
анализа со стороны педагогов, психологов, родителей, медицинского
персонала.
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию:
1)предшествующие пребыванию в детском саду условия воспитания, под
влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности
ребёнка; 2) своеобразие межличностных взаимоотношений взрослых и детей
(например, высокий уровнь привязанности матери и ребёнка); 3)особенности
организации учебно – воспитательного процесса в дошкольных учреждениях,
социальные условия (строгие, непривычные дисциплинарные правила, за
невыполнение которых следует замечание, порицание; общение сразу со
многими незнакомыми взрослыми, не все из которых могут быть приятны);
4)индивидуальные особенности ребёнка: возрастные, психологические,
психофизиологические, генетические, нейрофизиологические; 5)уровень
развития навыков общения (нередко родители, отмечая у своего ребёнка
слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад
именно для того, чтобы он этому научился); 6)сформированность предметной
и игровой деятельности. Все эти факторы обязательно учитываются мною
при планировании работы с родителями и детьми раннего возраста.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного
учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников
образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников.
Работа психолога в период адаптации детей к ДОУ должна быть направлена
на создание оптимальных условий для успешного привыкания детей к
дошкольному учреждению.
Для успешного прохождения адаптации детей к условиям ДОУ, в
начале учебного года я провожу групповое родительское собрание, на
котором знакомлю родителей с трудностями адаптационного периода,
информирую о видах адаптации к детскому саду. Затем собираю сведения о
ребенке и его семье (беседа, анкетирование, наблюдение), анализирую
данные материалы, фиксирую результаты наблюдений в адаптационных
листах. Это позволяет сделать вывод об особенностях поведения и развития
каждого ребенка, что помогает мне подобрать наиболее оптимальный стиль
общения с воспитанником и его родителями.
Информирование родителей в период адаптации является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Психологическое
просвещение родителей в адаптационный период организую в различных
формах: стендовый материал, папки – передвижки, выступления на
родительских собраниях.
Следующим шагом в работе по созданию благоприятных условий
адаптации детей к ДОУ является организация консультаций для родителей,
воспитателей. Я считаю, что обязательным условием для создания
благоприятной обстановки в группе раннего возраста является проведение
адаптационных игр, способствующих снятию психоэмоционального,
мышечного напряжения и формированию коммуникативных навыков
общения. Чтение, заучивание потешек, стишков, песенок, проведение
пальчиковых и хороводных игр стимулирует речевое развитие детей.
Например,
Пальчиковая игра «Дождик». Хороводная игра «Мишка».
Дождик капает по крыше, Мишка мой всегда со мной,
кап-кап-кап-кап! Мишка добрый , а не злой.
Дождик, дождик, лей потише, Хорошо нам сним вдоем:
кап-кап-кап-кап! дождь и ветер нипочем.
Ты жучков не намочи, По дорожке мы шагаем
на полянку не спеши. Друг друга не обгоняем.
божьим коровкам погулять разреши! Вместе весело шагать
Хороводная игра «Птички». и гибочки собирать.
Наши уточки с утра: кря-кря-кря,
Наши гуси у пруда: га, га, га
А индюк среди двора: балы-бал, балы- бал
Наши гуленьки вверху: гру-гру-гру
Наши курочки в окно: Ко-Ко-Ко, ко-ко-ко!
А Петя – петушок ранним утром поутру
нам поет: Ку-ка-ре-ку!
На занятиях с детьми в период адаптации особое внимание обращаю на
развитие игровых навыков, чувства ритма, на формирование умения
подражать движениям взрослого, - все это способствует формированию
групповой сплоченности, путем вовлечения в совместную деятельность.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов,
психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном
учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения
адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Если родители и сотрудники объединят свои усилия и обеспечат
малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную
жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что
произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период
адаптации».
2.
Севостьянова В.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с. (Ранний возраст).
3.
Погудкина И.С. «Что делать и чем заняться от1 до 3 лет?» Сборник игр
и упражнений.