дошкольного возраста.
Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень
часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это
является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в
дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным
предметам.
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук лоложительно влияет
на функционирование речевых зон головного мозга. Учитывая важность
проблемы, возникла необходимость разработать технологию по развитию
мелкой мускулатуры пальцев рук у детей с нарушением речи, выделив для
этого время на занятиях логопеда и воспитателя.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной,
выделив для нее специальное время
3Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в
занимательную игру
4 Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий
воспитателями, работающими с детьми с нарушением речи.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда
ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений (тонкой моторики).
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько
он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная,
развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что
он видит и слышит, с направлением и траекторией движения которые он
осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет
развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует
умению говорить.
Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка
Первая стадия «марания»' характерна для ребенка 1-' 2 лет, впервые
взявшего карандаш и беспорядочно водящего по бумаге. В возрасте 2-3 лет
он переходит к стадии примитивных изображений. Приблизительно к 4-5
годам жизни переходит в третью стадию схематического изображения.
Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй
подготовить детей к письму, те,
развить механизмы необходимые для его
осуществления, создать условия для накопления двигательного и
практического опыта и. прежде всего ручной умелости без которой
невозможно быстро и успешно усвоить навык письма.
Работа по подготовке детей к письму включает:
1) развитие мелкой моторики.
2) развитие пространственной ориентации.
3,i развитие чувства ритма, согласование темпа и движения.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
В дошкольном возрасте важно укреплять руку, если мы хотим, чтобы ребенок
красиво писал. Научите его смешивать краски на палитре, чтобы получать
разные оттенки. Вначале ребенку будет очень трудно это делать, ведь
необходимо брать совсем немного краски, потом хорошо мыть кисточку, но зато
какой восторг, когда начнет получаться.
Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо
принуждать. Рисовать можно даже без кисточки, а именно
пальчиками Такое оригинальное рисование расковывает творческие
возможности ребёнка. Позволяет почувствовать краски, их характер и
настроение. Конечно ребенок перепачкается но это временные трудности,
которые можно предусмотреть; фартук, клеенка, свободное пространство и
большие листы бумаги, лучше обои. И что обязательно надо делать
практически каждый день — раскрашивать картинки, причем не красками или
фломастерами, а цветными карандашами. Многие дети очень любят рисовать,
но предложение что-то раскрасить воспринимают с нежеланием, но делать это
необходимо. Наша задача, постепенно приучить его раскрашивать аккуратно,
не вылезая за края.
Обязательно предоставьте детям возможность
вырезать. Купите закругленные ножницы и пусть вырезают что угодно.
Если не получаются фигурки, пусть учится просто разрезать бумагу на
ровные полоски. Чтобы это занятие имело еще смысл, вырезать полоски
можно из цветной бумаги по линиям, а затем сделать из полосок
простейшие композиции — коврики.
Очень важен пластилин, поскольку его необходимо предварительно
разминать. В этом случае нужны сила и терпение, которыми малыш не
обладает. Опять потребуется ваша помощь, но в меру, нельзя приучать
ребенка к тому, что за него все сделают. Полезно выкатывание «колбасок»
и шариков. Это развивает силу пальцев, точность и координацию
движений, умение управлять ими. Можно расплющить большой шарик и
сделать из него блюдо, а из маленьких шариков и «колбасок» получатся
прекрасные овощи. Уложить их на блюдо и натюрморт готов. Вот с
человеческим лицом или звериной мордой дело обстоит сложнее. Глаза,
рот можно сделать спичкой, а вот нос придется делать вам.Развивать силу
пальцев и навыки мелких движений необходимо для успешного обучения
письму в школе. Есть еще одно упражнения для развития силы пальцев —
разрывать бумагу на мелкие кусочки. Вначале складываете лист пополам
и разрываете, затем еще раз, и еще, чтобы набралось шесть слоев. Задача
ребенка — сделать как можно больше обрывков. Правда, вам придется
объяснить, что рвать можно только ту бумагу, которую вы даете, чтобы
ребенок не увлекся.
Использование Вальфдорских форм. Для работы на уровне произношения
изолированного звука, звукосочетания можно использовать прием рисования
ВАЛЬДОРФСКИХ ФОРМ Рисовать можно ручкой, фломастером, мелом на
дощечке, асфальте. При этом выполняются несколько целей:
- подготовка руки к письму,- развитие речи, так как речевое развитие
происходит под влиянием развития пальчиков
Например: произносим звук громче - спирать раскручивается «рисунок 1.
звук тише - закручивается «рисунок 2
звук or громкого к тихому спираль переходит из раскрутившейся в
закрутившуюся <рисунок 3
Кроме того, такое рисование можно использовать и в лсихорегулирующих
целях т е рисование вальдорфских форм непоседливому ребенку лучше
рисовать закручивающуюся спираль «рисунок 2>. а тихоне, нерешительному
и замкнутому - раскручивающуюся спираль«рисунок 1>.
чтобы успокоить и восстановить -
--эмоциональное состояние,
--
дыхательную функцию, --
психику ребенка.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры
пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную
роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи Такой подход
позволяет:
1 Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что
положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память,
мышление, которые тесно связаны с речью.
"Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямо
Угольно.й коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой
в
6 - 8 см Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует
активизации двигательной кинестезии, праксиса позы улучшает динамический
праксис Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величи
ны, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально акти-
визировать пальцевой гнозис, проприоцелтивные ощущения.
Щетка "ежик". Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной
щетки для волос Площадь ее поверхности, ло возможности, должна соответст
вовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка спо
собствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой па
лец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях;
а)зубцами к ладонной поверхности руки,
б)зубцами к наружной поверхности руки
С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают
достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успе
шно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физ
культурой.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой
функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и ре
чевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соб
людению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет
еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произ
ношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит за
поминание стихотворного текста
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии В быту мы часто сталкиваемся с этими
Предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью мани
пулировать ими Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно
завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если
не получается с первого раза Необходимо побольше терпения, внимания
выдержки.
Выкладывание букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно тре
бует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие
по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Снача
ла взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву- образец и знакомит с
ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала
Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает про
стые слова, учится читать, Я ислользую для занятия мозаику, семена, мел
кие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые ни
тки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих
зад
аний. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить
под контролем взрослых.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами Предлагаю ребенку регулярно
заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать
между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми
пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные
движения.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камеш
ка, шарика), - совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладо
шек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и
оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способству
ет притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно,
посылаются положительные импульсы в головной мозг.