Художественно – эстетическое развитие дошкольников
В настоящее время во всем мире возрос интерес к художественно –
эстетическому развитию детей в дошкольном периоде. Художественно –
эстетическое развитие взаимосвязано с периодом сензитивного
формирования и развития особых качеств ребенка дошкольного возраста.
Необходимость развития данной области очевидна: с самого раннего возраста
происходит рост психических и физических показателей, для дошкольника
наступает период становления личности.
Приобщить ребенка к миру искусства, а именно научить видеть красоту
в музыке, изобразительной деятельности, в художественных произведениях –
одна из главнейших задач педагога дошкольной образовательной
организации.
На сегодняшний день существует несколько тенденций в развитии
дошкольного образования Татарстана в области художественно –
эстетического образования. Одним из приоритетных направлений развития
дошкольного образования является музыкальное, хореографическое,
театрализованное, художественно – изобразительное, художественно –
литературное развитие дошкольников. В дошкольные образовательные
организации внедряются новейшие технологий, а также методы обучения в
данной области.
Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с
муниципальными органами управления образования проводят большую
работу по обеспечению доступности предшкольного образования всем слоям
населения. Одновременно с дошкольными организациями полного дня
активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного
пребывания детей
1
.
Из этого следует вывод, что ребенок дошкольного возраста нуждается
не только в опеке и уходе, но и в художественно – эстетическом развитии.
Художественно
–
эстетическое воспитание
— одна из важнейших
сторон воспитания маленького человека. На занятиях по музыке он научится
1
В соответствии с Типовым положением о ДОУ (от 18.01.2012 № 22946) детские сады
самостоятельны в выборе программы из комплекса вариативных программ
петь, ритмично двигаться под музыку, овладеет элементарными
музыкальными инструментами; на занятиях по изобразительной
деятельности – рисовать, лепить, создавать аппликации; однако, на этом
эстетическое воспитание не завершается.
Поддержка родителей в этой области образовательной деятельности
поможет осознать ребенку красоту природы, например, спросите у малыша,
был ли он когда-нибудь в лесу, собирал ли грибы, ягоды, что он видел в лесу?
Или когда он ходил в кукольный театр, какой персонаж его больше привлек, и
почему ему не понравился Кощей Бессмертный?
Позвольте малышу пофантазировать, включить воображение и эмоции -
результат Вас порадует. Помимо художественно-эстетического развития вы
еще воспитываете в ребенке морально – нравственный аспект. Дошкольник
учится помогать и сопереживать окружающим; беречь и восстанавливать
труд взрослых; брать на себя небольшую ответственность; создавать своими
руками; наблюдать за окружающими его предметами, видеть их красоту.
Художественно – эстетическое воспитание и развитие ребенка дошкольного
возраста – колоссальный и длительный труд для взрослого, однако, если
среда, в которой малыш пребывает соответствует эстетическому уровню, то
никаких трудностей не возникнет. Нет ничего более радостного, чем
наблюдать за самостоятельными успехами ребенка.
В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «То,
что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в
зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и
особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в
детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития
личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая
непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому». Таким
образом, мы понимаем, что эстетическое воспитание и развитие следует
начинать с самого раннего детства [5, с.168].
Н. К. Крупская отмечает, что рисование и лепка, особенно на первых
стадиях обучения, должна быть одновременно гимнастикой глаза и осязания,
устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных
реакций, давать конкретное знакомство с миром веществ.
С рождения ребенка окружает художественно – эстетическая среда: его
пестуют, окружают потешками, прибаутками, поют колыбельные песни перед
сном, а он в ответ гулит. Ребенку прививают художественный вкус. Позже с
ребенком посещают музеи, цирк, театры, парки, экскурсии. Для развития тех
или иных способностей еще в дошкольном возрасте отдают в учреждения
дополнительного образования (школы, кружки, студии) по выбору ребенка.
Развитые художественно-эстетические способности, креативность
мышления и есть результат деятельности родителей и педагогов.
В заключении можно отметить, что в условиях современной
стандартизации образования не существует абсолютно новых концепций
художественно – эстетического воспитания. Дополнились, но не потеряли
своей актуальности концепции художественно-эстетического воспитания,
известные еще с конца
XX века. Существенное значение имеет
профессионализм педагогов ДОО, а также поддержка родительского
коллектива воспитанников.
Воспитание чувств, обогащение внутреннего
мира, накопление жизненного опыта ребенка происходит через
художественно – эстетическую сферу развития. Со стороны педагогического
персонала необходим индивидуальный подход, умение поставить себя на
место ребенка, оказывать своевременную помощь детям.
Библиографический список
1.
Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова.
- Издательство «Феникс», 2004.
2.
Репьюк О.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей
(методические рекомендации для педагогов и родителей) / О.Н.
Репьюк // Образовательный портал. –
URL: / (дата обращения
29.09.14).
3.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей
дет.сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.
4.
Корчак Я. Как любить ребенка. М.: У-Фактория, 2007. 384 с
5.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, 1980, т. 2,
с. 182.