Напоминание

"Художественно-эстетическое развитие дошкольников"

Автор: Хафизова Гульшат Рашитовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №188 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения"

Населённый пункт: г. Казань

Наименование материала: статья

Тема: "Художественно-эстетическое развитие дошкольников"

Описание:

Художественно- эстетическое развитие дошкольников. И его влияние на развитие ребенка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=438

Опубликовано 11.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Художественно – эстетическое развитие дошкольников В настоящее время во всем мире возрос интерес к художественно – эстетическому развитию детей в дошкольном периоде. Художественно – эстетическое развитие взаимосвязано с периодом сензитивного формирования и развития особых качеств ребенка дошкольного возраста. Необходимость развития данной области очевидна: с самого раннего возраста происходит рост психических и физических показателей, для дошкольника наступает период становления личности. Приобщить ребенка к миру искусства, а именно научить видеть красоту в музыке, изобразительной деятельности, в художественных произведениях – одна из главнейших задач педагога дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день существует несколько тенденций в развитии дошкольного образования Татарстана в области художественно – эстетического образования. Одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является музыкальное, хореографическое, театрализованное, художественно – изобразительное, художественно – литературное развитие дошкольников. В дошкольные образовательные организации внедряются новейшие технологий, а также методы обучения в данной области. Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с муниципальными органами управления образования проводят большую работу по обеспечению доступности предшкольного образования всем слоям населения. Одновременно с дошкольными организациями полного дня активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей 1 . Из этого следует вывод, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в художественно – эстетическом развитии. Художественно – эстетическое воспитание — одна из важнейших сторон воспитания маленького человека. На занятиях по музыке он научится 1  В соответствии с Типовым положением о ДОУ (от 18.01.2012 № 22946) детские сады самостоятельны в выборе программы из комплекса вариативных программ
петь, ритмично двигаться под музыку, овладеет элементарными музыкальными инструментами; на занятиях по изобразительной деятельности – рисовать, лепить, создавать аппликации; однако, на этом эстетическое воспитание не завершается. Поддержка родителей в этой области образовательной деятельности поможет осознать ребенку красоту природы, например, спросите у малыша, был ли он когда-нибудь в лесу, собирал ли грибы, ягоды, что он видел в лесу? Или когда он ходил в кукольный театр, какой персонаж его больше привлек, и почему ему не понравился Кощей Бессмертный? Позвольте малышу пофантазировать, включить воображение и эмоции - результат Вас порадует. Помимо художественно-эстетического развития вы еще воспитываете в ребенке морально – нравственный аспект. Дошкольник учится помогать и сопереживать окружающим; беречь и восстанавливать труд взрослых; брать на себя небольшую ответственность; создавать своими руками; наблюдать за окружающими его предметами, видеть их красоту. Художественно – эстетическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста – колоссальный и длительный труд для взрослого, однако, если среда, в которой малыш пребывает соответствует эстетическому уровню, то никаких трудностей не возникнет. Нет ничего более радостного, чем наблюдать за самостоятельными успехами ребенка. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому». Таким образом, мы понимаем, что эстетическое воспитание и развитие следует начинать с самого раннего детства [5, с.168]. Н. К. Крупская отмечает, что рисование и лепка, особенно на первых стадиях обучения, должна быть одновременно гимнастикой глаза и осязания,
устанавливать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром веществ. С рождения ребенка окружает художественно – эстетическая среда: его пестуют, окружают потешками, прибаутками, поют колыбельные песни перед сном, а он в ответ гулит. Ребенку прививают художественный вкус. Позже с ребенком посещают музеи, цирк, театры, парки, экскурсии. Для развития тех или иных способностей еще в дошкольном возрасте отдают в учреждения дополнительного образования (школы, кружки, студии) по выбору ребенка. Развитые художественно-эстетические способности, креативность мышления и есть результат деятельности родителей и педагогов. В заключении можно отметить, что в условиях современной стандартизации образования не существует абсолютно новых концепций художественно – эстетического воспитания. Дополнились, но не потеряли своей актуальности концепции художественно-эстетического воспитания, известные еще с конца XX века. Существенное значение имеет профессионализм педагогов ДОО, а также поддержка родительского коллектива воспитанников. Воспитание чувств, обогащение внутреннего мира, накопление жизненного опыта ребенка происходит через художественно – эстетическую сферу развития. Со стороны педагогического персонала необходим индивидуальный подход, умение поставить себя на место ребенка, оказывать своевременную помощь детям. Библиографический список 1. Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. - Издательство «Феникс», 2004. 2. Репьюк О.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей (методические рекомендации для педагогов и родителей) / О.Н.
Репьюк // Образовательный портал. – URL: / (дата обращения 29.09.14). 3. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995. 4. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: У-Фактория, 2007. 384 с 5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, 1980, т. 2, с. 182.


Яндекс.Метрика