Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП
РАННЕГО ВОЗРАСТА
«ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Разработчик:
Копосова О.Н,
воспитатель 1 квалификационной категории
Череповец, 2014 г.
Содержание.
1 Актуальность…………………………………………………………1 стр.
2 Цели. Задачи…………………………………………………………..2стр.
3 Предполагаемые результаты…………………………………………3стр.
4 Средства и формы реализации рекомендаций………………………4стр.
5 Интегрируемые области………………………………………………5стр.
6 Содержание рекомендаций……………………….........................6-53стр.
1 Актуальность.
Сенсорное развитие детей раннего возраста занимает одно из центральных
мест в организации начальной образовательной деятельности с детьми
раннего возраста, в условиях введения Федеральных Государственных
Образовательных стандартов дошкольного образования. Этот возраст
наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, накопления
представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет
фундамент общего умственного развития ребенка.
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает развитие
общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее
элементарной форме опосредования-использованию сенсорных эталонов
(общепринятые образцы свойств предметов).
Сенсорные задачи мы включаем в интересную для детей деятельность-игру,
экспериментирование, продуктивную деятельность. Дети сами оказываются
перед необходимостью выделять то или иное свойство предмета, что является
значимым для решения наших задач. У детей появляется собственный
познавательный интерес, который приходит на смену игровому интересу.
Овладение сенсорными эталонами можно условно разделить на 3 этапа:
1 этап – появление предметных предэталонов (треугольные предметы
называют крышами).
2 этап – переход к применению собственно эталонов (основные цвета
спектра, геометрические фигуры, градации величин).
3 этап – знакомство с оттенками, вариантами геометрических фигур,
отдельными параметрами величин).
Все занятия проводятся по подгруппам, что дает нам возможность
реализации индивидуально - дифференцированного подхода к организации
детской деятельности.
1
2. Цель. Задачи.
Цель:
Совершенствовать восприятие детей раннего возраста, их умение
использовать осязание, зрения, слух.
Задачи:
1.
Развивать умение выделять признаки и свойства объектов и явлений.
2.
Cовершенствовать навыки установления тождества и различия
предметов по их свойствам.
3.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, группировать по
нескольким сенсорным признакам.
4.
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
5.
Продолжать изучение различных способов исследования предметов.
2
3. Предполагаемые результаты.
При использовании данных рекомендаций предполагается приобретение
детьми следующий умений и навыков:
1. Сравнивают, прикладывая или накладывая друг на друга образец-эталон и
выбранный объект, выясняя, одинаковы ли они по одному из свойств ( цвет,
форма или величина).
2. Получают цветовые оттенки (путем экспериментирования), составляя
сериационные ряды.
3. Знакомятся с расположением цветов в спектре. Строят предметные
сериационные ряды, располагая объекты в убывающем или возрастающем
порядке.
4. Группируют геометрические фигуры, различающиеся по цвету,
пропорциям и величине.
5. Соотносят эталоны цвета, формы, величины со свойствами реальных
предметов, самостоятельно анализируя сложные свойства предметов ,
используя сначала материальные эталоны , затем словесно обозначенные
эталоны представления.
3
4 Средства и формы реализации.
Cредства решения задач рекомендаций.
Эталоны семи цветов спектра, пяти геометрических фигур, всех градаций
величин.
Сериационные ряды (оттенки цвета по светлоте и объекты в возрастающей
или убывающей последовательности); цветовой спектр; разновидности пяти
геометрических форм.
Эталоны семи цветов спектра и их оттенки по светлоте; пять
геометрических форм и их разновидности; трех градаций величины,
параметров величины.
Формы реализации рекомендаций:
1.
Дидактические игры
2.
Исследовательская деятельность
3.
Художественно-эстетическая деятельность
4.
Игровая и продуктивная деятельность
4
5. Интегрируемые области в ходе реализации рекомендаций.
Социально-коммуникативная область.
Область физического развития.
Художественно - эстетическая область.
Область познавательного развития.
Область речевого развития.