Воспитание в детях любви к своей Родине – России, интереса к народному искусству, чувства восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад
№232 Ленинского района города Ростова-на-Дону
Конспект занятия
для детей средней группы
«Наша Родина – Россия»
Воспитатель: Гаврилова В.Г.
Цель: Воспитание в детях любви к своей Родине – России, интереса к
народному искусству, чувства восхищения талантом русского народа и
гордости за свой народ.
Задачи:
1.
Закрепить и систематизировать знания детей о нашей Родине, о
народно-прикладных промыслах (дымке, русской матрёшке,
хохломе).
2.
Развивать чувство цвета, формы и композиции элементов
росписей при оформлении «изделий» народных промыслов
(семёновской матрёшки, дымковской водоноски, хохломской
сахарницы).
3.
Воспитывать уверенность, инициативность и творческую
самостоятельность в отражении представлений о декоративной
росписи в народно-прикладном искусстве русского народа.
Наглядный материал:
Иллюстрации с изображением природы России.
Предметы и иллюстрации с образцами народно-прикладного искусства –
матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда.
Заготовки для коллективной росписи: матрёшка, дымковская водоноска,
хохломская сахарница.
Ход занятия:
(На стенде вывешены иллюстрации с изображением природы России…)
- Ребята, посмотрите, что вы здесь видите? ( Дети называют то, что видят на
стенде – природа в разное время года: леса, реки, поля…).
- Всё это наша страна, в которой мы живём. Наша родина. А как называется
наша Родина? (Россия.) Наша Россия, - какая она? (Большая, красивая,
могучая, гордая…)
Родина, сколько поэтов воспели
Мудрость твою и твою простоту.
Каждый от самой своей колыбели
Искренне любит твою красоту!
- И вот, среди этой красоты, среди этих полей, лесов и рек, есть очень много
городов, сёл и деревень. И мы с вами живём где? ( В городе Ростове-на-
Дону). А почему, он называется Ростов-на-Дону? (Потому что у нас протекает
река Дон). Но у нас в России, есть самый главный город-столица нашей
Родины (Москва). Молодцы, вы так много знаете о нашей Родине.
-И живут у нас в России очень талантливые люди, настоящие мастера своего
дела. Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками русских мастеров
(рассматриваем предметы народно-прикладного искусства- матрёшки,
дымковские игрушки, хохломскую посуду).
-Всё это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были
ученики, они смотрели, как мастера работают и тоже учились делать такие
же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И
так много-много лет подряд и до сих пор русские мастера делают вот такие
красивые предметы.
-Всё, что вы здесь видите, делают только в нашей стране – России. Когда в
нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно увозят на
память о России вот такие красивые предметы-сувениры.
-Я хочу загадать вам загадки об этих предметах, а вы постарайтесь их угадать.
-Это игрушка сделана из глины. Она белая и разрисована разными красками.
А узор на ней очень необычный. (Дымковская игрушка)
-Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. ( Русская матрёшка)
-А об этой игрушке, я вам расскажу легенду: - Поселился в Поволжье мужик.
Срубил себе избу. Сам вырезал деревянную посуду, стол лавки… И вот, стал
он варить себе кашу, да и птиц стал этой кашей подкармливать. Однажды
,прилетела на его угощение Жар-Птица. Поклевала каши, а улетая, задела
крылом край деревянной тарелки и стала эта тарелка золотой. Взял её мужик
и нарисовал на ней затейливые растительные узоры. Вот так и появилась
золотая … (Хохлома).
- Молодцы. Все мои загадки вы разгадали. А теперь подскажите, а какие
узоры и краски использовали мастера для росписи своих изделий. (В Дымке-
круги, полоски, точки , волнистые линии и все цвета красок; в русской
Семёновской матрёшке – растительные узоры и разные цвета, а в хохломе-
растительные узоры и золотую, чёрную, красную и зелёную краски). Что
делали Дымковские мастера? (Игрушки: барышни, лошадки, индюки,
козлики…) А Хохломские мастера? (Посуду и мебель). А из какого материала
делали русскую матрёшку? (Из дерева). Замечательно.
-А сейчас, я хочу превратить вас в настоящих русских мастеров. Посмотрите у
меня на столах лежат заготовки: дымковская водоноска, Семёновская
матрёшка и хохломская сахарница. Вы как настоящие мастера должны их
расписать узорами. Для этого, мы разделимся на три группы и начнём
работать. ( Делю детей по четыре-пять человек и распределяю «фронт»
работы для каждого).
( По окончанию росписи, все работы вывешиваются на один стенд, и
совместно с детьми производится анализ работ).
- Вы славно потрудились, как самые настоящие мастера и если у вас ещё не
всё получилось, это не страшно, ведь вы только учитесь и впереди у вас есть
время, чтобы стать самыми лучшими мастерами своего дела. А сейчас, я
предлагаю всем поиграть в р.н. игру «Тарики, тарики..» (Играем с детьми в
игру, а затем рассаживаемся на стульчики ).
-Сегодня, мы с вами поговорили о России, о её талантливых мастерах и сами
были в роли народных мастеров-умельцев.
О России написано много стихов, сложено много песен. Вот послушайте
одно из стихотворений М. Исаковского:
Поезжай за моря – океаны
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.