МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила воспитатель
ГБОУ ИТШ им. П.Р.Поповича
Гуторова Г.А.
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………. 1
1.Определение понятия «быстрота»…………………………………….. 2
2. Методика развития быстроты у детей в дошкольном возрасте…… 5
3. Методы развития быстроты у детей в дошкольном возрасте………6
Список литературы………………………………………………………8
Введение
Содержание методики развития двигательных качеств в дошкольных
учреждениях по-прежнему носит классический характер. Но вместе с тем
все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению,
воспитанию и образованию детей средствами физических упражнений в
новых интерпретациях. Правильное выполнение физических упражнений
положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата.
Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом
«из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой
движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию
соответствующих мышц, связок и суставов. Если ребенок делает упражнение
легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его
выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять
упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-
сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические
качества. Физическое воспитание характеризует, прежде всего, процесс,
протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей
упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и
навыков наряду с оптимизацией развития двигательных качеств человека,
совокупность которых в решающей степени определяет его физическую
дееспособность. В процессе физического воспитания детей дошкольного
возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование
двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие
навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных
2
знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и
умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений
(ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание и др.) используются детьми
в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей
средой и способствует ее познанию. У детей с раннего возраста необходимо
развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу,
выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно
обладать соответствующими двигательными качествами. Ребенок не смог бы
выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных
видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени
основные двигательные качества. В соответствии с современными
представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная
способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при
отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации
работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Важно, чтобы дети
имели представление о технике физических упражнений и методике их
проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и
общественной гигиены. Детям следует знать, название частей тела,
направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.),
название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода
за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д. Полученные знания
позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и
самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем
знаний с возрастом детей расширяется.В дошкольном возрасте
преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости,
быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о
соразмерном развитии силы и выносливости.
1.Определение понятия «быстрота».
Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее
время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость
образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают
благоприятные условия для развития у них быстроты.
Быстрота, развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба,
бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша
как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и
очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены
3
выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки,
метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок
при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты
необходимо: высокое владение двигательной техникой, высокая
работоспособность. Целесообразно использовать хорошо освоенные
упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а
также состояние их здоровья. Скоростные характеристики движений и
действий объединены под общим названием - быстрота . В самых общих
чертах она характеризует способность человека совершать действия в
минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики
быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо.
К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:
1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
2) частота движений;
3) быстрота двигательной реакции.
Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного
движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать
хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и
наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы
проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются.
Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие
дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени
реакций), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега
лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений.
Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы
отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным
характеристикам движений. Отсутствие связи между характеристиками
скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с
одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Быстрота
одиночного движения как изолированная характеристика может
рассматриваться только при биомеханическом, расчлененном анализе
4
двигательных актов (например, при необходимости узнать быстроту
отталкивания, выноса бедра во время бега). В реальных же условиях
одиночные движения объединены в циклические или ациклические системы.
Поэтому говорить о самостоятельных средствах и методах развития
одиночных движений можно лишь условно. Скоростные упражнения,
особенно отвечающие специфике соревновательных упражнений, развивают
и другие скоростные особенности (в циклических движениях - частоту, в
ациклических – быстроту реакции). В некоторых видах спортивных
упражнений (например, в метаниях) быстрота движений сочетается с
проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность -
резкость движений. В общей системе воспитания развитие двигательных
качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в
дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического
воздействия формируются здоровье, общая выносливость и
работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для
всестороннего гармонического развития личности. Формирование
двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным
и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт
личности.
Основные задачи методики развития двигателъных качеств:
- охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
- достижение полноценного физического развития: гармоничности
телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных
способностей организма, физической и умственной работоспособности;
- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности,
самостоятельности;
- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий:
ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания;
ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног,
туловища, головы; построений и перестроений;
- формирование широкого круга игровых действий;
5
- содействие формированию правильной осанки и предупреждение
плоскостопия;
- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий
физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических
требованиях и правилах;
- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности
в ней.
Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с
задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям
радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали
к самостоятельности. В детских дошкольных учреждениях средствами
развития двигательных качеств, служат физические упражнения,
оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые
факторы.
Для эффективного управления процессом двигательной деятельности,
целенаправленного развития умений и способностей личности ребенка,
улучшения его физического (функционального) состояния необходимо
разграничить направления в работе воспитателя в соответствии с задачами,
определенными системой физического воспитания.
2. Физические упражнения как средство развития быстроты.
Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на
изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе
воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях:
индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных,
физкультминутках, на детских праздниках. Физические упражнения -
основное и специфическое средство физического воспитания. Они
представляют собой специально подобранные, методически правильно
организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а
также подвижные игры. Физические упражнения имеют ряд своих
характерных особенностей:
6
упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы,
способствующие правильному положению позвоночника и стопы);
для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют
диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу
брюшного пресса);
на отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для
ног);
для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы,
гибкости, координации, ловкости, выносливости);
на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в
пространстве и во времени).
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего
игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит
биологическим потребностям растущего организма, отрицательно
сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается
сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях,
приводит к задержке умственного и сенсорного развития.Разнообразные
физические упражнения благотворно сказываются на физиологических
функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к
меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми
движениями. Физические упражнения являются ведущим средством
физического воспитания.
3. Методы развития быстроты у детей в дошкольном возрасте .
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать
двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени
с определенной частотой и импульсивностью Важную роль в проявлении
быстроты играет подвижность нервных процессов. Быстрота является
комплексным двигательным качеством человека. При развитии быстроты
движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам
движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное
повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в
детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные
игры дошкольном возрасте и спортивные игры имеют явное преимущество
перед стандартными пробежками на быстроту. В дошкольном возрасте
7
используют разнообразные упражнения, требующие быстрых
кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с
короткой и длинной скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и
ловлей мяча и т. п. Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с
упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению
расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге
после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени). Быстрота
двигательной реакции, то есть быстрота ответа ребенка движением на какой-
либо сигнал (световой, звуковой, тактильный), представляет собой
сенсомоторную реакцию. Измеряют быстроту двигательной реакции в
секундах и миллисекундах. Простая реакция хорошо развивается в ходе
выполнения различных скоростных упражнений. Однако в обратном
направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая быстроту реакции,
нельзя увеличить быстроту движений. Особенно ценны для развития
быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры. Основной
метод -повторное возможно более быстрое реагирование на появляющийся
сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие
быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих
движений, также дает хорошие результаты. Применяют и сенсомоторный
метод, при котором увеличение способности различать временные интервалы
приводит к повышению скорости реагирования на сигналы. На занятиях
физкультуры время реакции развивают с помощью разнообразных
упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее
обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или
изменением направления по сигналу). Хорошим средством развития
быстроты реагирования являются спортивные игры. При развитии быстроты
движений у детей предпочтение следует отдавать естественным
формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное
повторение упражнений с максимально возможной скоростью
может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера.
Подвижные игры в дошкольном возрасте имеют явное преимущество перед
стандартными пробежками на быстроту. Для развития частоты и быстроты
движений применяют повторный, повторно- прогрессирующий и
переменный методы упражнения. При этих методах дистанция бега
подбирается такой длины, чтобы в конце ее скорость не снижалась и при
8
повторных попытках. В связи с тем, что работа с максимальной
интенсивностью протекает в анаэробных условиях, интервалы отдыха между
попытками следует устанавливать достаточными для погашения
кислородного долга. Их можно заполнить легким бегом, спокойной ходьбой и
т.д. Значительные интервалы отдыха приводят к снижению плотности
занятий, поэтому развивать быстроту движений у дошкольников на занятиях
целесообразно другими методами: игровым и соревновательным, при
которых эмоциональное возбуждение выше, и поэтому создаются лучшие
условия для проявления скоростных возможностей. Если скоростная работа
выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а
не максимальное проявление быстроты.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты,
предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их
могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди.
Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно
тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и
мышечных волокон.
Список литературы
1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.,1978.
2. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей.
Физкультура и спорт, 1973.
3 .Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для физ.
культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
4.Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Теория ж методология физического
воспитания и спорта.-М.„1990.
9