Напоминание

"Игровые технологии в работе с дошкольниками"

Автор: Бесперстова Елена Ревокатовна

Должность: заместитель заведующей по ВМР

Учебное заведение: МБДОУ №8

Населённый пункт: г.Чита

Наименование материала: статья

Тема: "Игровые технологии в работе с дошкольниками"

Описание:

Формы работы по познавательному развитию с детьми с использованием игровых технологий

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4438

Опубликовано 14.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Игровые технологии в работе с дошкольниками.
( Заместитель заведующей по воспитательно – методической работе МБДОУ «Детский сад №8» г.Чита, Забайкальский край. )

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности . В нашем детском учреждении все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся деятельность по воспитанию, развитию и обучению детей ориентирована на реализацию ФГОС ДО. Согласно ФГОС, познавательное развитие рассматривается как образовательная область, направленная на развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Познавательное развитие дошкольников рассматривается как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития воспитатели относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Воспитатели так строят занятия, чтобы ребенок был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные формы работы:

«Клубный час» -
это особая современная технология развития личности ребёнка. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В нашем детском саду клубный час проводится 1 раз в неделю, с детьми обговариваются правила, которые необходимо соблюдать (хорошо вести себя, слушать других воспитателей, не входить в помещения, помеченные запрещающим знаком), за каждое нарушение правил у ребенка забирается 1 жетон. Выделяют несколько видов клубного часа – деятельностный, свободный, тематический. В своей работе наш детский сад использует деятельностный клубный час, в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном зале спектакль, в изостудии можно поработать на интерактивной доске, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.После завершения клубного часа все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре, начинается обсуждение (подсчет жетонов). Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей и обсуждает их , находя пути их решения в совместной деятельности. Следующая форма работы с детьми по их социализации
– волонтерство
, детям не всегда понятно значение этого слова, мы называем эту форму работы «Путешествие в мир добрых поступков». Основным мотивом, побуждающим детей к деятельности, является их желание помочь другим. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки, отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Дети старшего возраста приходят в младшие группы оказать посильную помощь: помочь одеться на прогулку, научить детей играть в новые игры, навести порядок в группе и т.д.

Одна из форм работы по познавательному развитию - работа с
лэпбуками.
Лэпбук ( с англ. – наколенная книга) – небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно расположить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – новый способ организации детской деятельности в виде интерактивной книжки, информация в которой представлена в виде открывающихся окошечек, карманчиков, вынимающихся и разворачивающихся листочков и карточек и прочих забавных деталей, изготовленных своими руками. Они, с одной стороны, призваны привлечь внимание ребенка к самой папке, с другой – прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в игровой компактной форме. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности взрослого и ребенка.

Сегодня происходит интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности дошкольного образования. Создать такие
условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. На помощь нам в этом вопросе приходит
музейная педагогика
, целью которой является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

В нашем детском саду реализация данной технологии проходит через создание педагогами мини – музеев с помощью детей и их родителей, что предоставляет уникальную возможность приобщения детей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. В нашем детском саду созданы такие мини – музеи как «Русская изба», «Мой родной край», «Музей Боевой славы», «Хлеб всему голова», «Удивительный космос», «Морской мир», «Волшебный звук», «Чудо – дерево», «В гостях у мухи Цокотухи».

Актуальной формой познавательного развития детей дошкольного возраста является
экспериментирование,
которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. Для реализации данной формы работы с детьми в нашем детском саду создан музей «В гостях у мухи Цокотухи». составляющей частью которого явилась мини – лаборатория исследований и опытов. Ведь ребенку можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По- современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Дети сделали вывод, почему весной так часто грязно.
Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Дети очень впечатлительны и податливы. Важно давать им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ невозможно без развития речи, пополнения словарного запаса, формирования мышления и памяти. Основным источником для достижения этой цели является книга. К сожалению, с каждым годом в век гаджетов и цифровой техники дети все меньше общаются с бумажной книгой, заменяя ее видео и мультфильмами. А ведь книга воспитывает, приобщает к великому, прививает чувство вкуса. Чтение книг развивает словарный запас ребенка, учит излагать свои мысли, именно из книг ребенок может узнать о том, о чем и не догадывался. Можно долго перечислять все достоинства книги, но одно очевидно: книга – мощный потенциал для развития ребенка.

Перед нами возник вопрос: что можно сделать, чтобы у детей появилась потребность читать, листать и беречь книгу? Решили приобщать родителей к чтению книг детям с помощью
буккроссинга
(с англ. – книговорот) - сравнительно новое общественное движение, цель которого так называемое «освобождение» книг, передача книги после прочтения другому человеку. Использовали технологию создания специального места – зоны буккроссинга – предложили детям и родителям пополнить коллекцию своими книгами, которые «скучают» у них дома. Теперь любой может принести книгу или взять домой и почитать ребенку. Книги появляются самые разные, фонд книг постоянно пополняется. Были составлены правила для читателей ( книгу можно взять домой только на 5 дней, в срок вернуть обратно, записавшись в журнал учета книг), читатели познакомились и с правилами обращения с книгой , которые представлены в зоне в картинках ( не брать книгу грязными руками, не рисовать на книге, не вырывать страниц). Такой способ позволил родителям больше читать детям, делиться прочитанными книгами с другими.

Использование
информационно – коммуникационных технологий
в детских садах становится все более актуальным. Они играют особую роль в личностном развитии детей, т.к. позволяют в игровой, доступной и привлекательной для них форме стимулировать познавательную активность, развивать логическое мышление и творческие способности. Знания, приобретенные при одновременном использовании аудио – и видеоинформации, сохраняются в памяти значительно дольше. Использование интерактивной доски в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении показало ряд преимуществ этой формы работы по сравнению с другими традиционными формами. В течение занятия все дети имеют возможность выполнить какое – либо задание на интерактивной доске, для этого применяются различные формы их организации ( работа у доски троих детей – возможность трех касаний доски одновременно, два задания, которые выполняются двумя парами детей, что требует от них умения договариваться, два задания, которые выполняются двумя командами по пять – шесть детей, один ребенок выполняет задание под руководством группы детей). Интересной формой работы по познавательному развитию является
проектная деятельность.
В настоящее время развивающее обучение детей в
дошкольном образовании направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может осуществляться посредством интеграции образовательных областей. Цель метода – развивать творческие способности личности ребенка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачами проектов являются обучение детей элементарному планированию, формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, умение решить поставленную проблему в результате самостоятельной деятельности с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность широко используется в детском саду, в основном применялись групповые проекты, сейчас в практику вошли индивидуальные проекты воспитанников В нашем детском саду был проведен конкурс на лучший индивидуальный проект, в котором могли принять участие все желающие дети. Темы проектов были заявлены самые разные, победителем стал воспитанник подготовительной группы Сухановский Кирилл.

Используя перечисленные формы работы при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагоги обеспечивают стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.



Яндекс.Метрика