Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ"

Автор: Гуторова Гульфия Альфатовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГБОУ ИТШ им. Поповича ДО ул.Черняховского дом 5а

Населённый пункт: Москва

Наименование материала: методические рекомендации для педагогов в ДО

Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ"

Описание:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4496

Опубликовано 19.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ

ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Выполнила воспитатель

ГБОУ ИТШ им. П.Р. Поповича

Ул.Черняховского дом 5а

Гуторова Г.А.
3

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7 1.1. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе обучения математике 7 1.2. Особенности , условия и методы развития познавательного интереса у детей в процессе формирования элементарных математических представлений 10 1.3. Организация познавательной деятельности детей в рамках решения задач образовательной области «Познавательное развитие» по математике 15 Выводы по главе 23 Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ 25 2.1. Изучение уровня сформированности элементарных математических представлений и познавательного интереса у детей 5-го года жизни, (констатирующий этап эксперимента) 25 2.2. Формирование элементарных математических представлений и познавательного интереса в различных формах организации математической работы с детьми 5-го года жизни. (формирующий этап эксперимента) 32 2.3. Сравнительный анализ показателей уровней сформированности элементарных математических представлений и развития познавательного интереса у детей 5-го года жизни (контрольный этап эксперимента). 36 Выводы по главе 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 47
ВВЕДЕНИЕ
«Изменение приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности выдвигает в число важных и существенных задач развитие интересов и способностей каждого ребенка. Для решения этой задачи необходимо уже в дошкольном возрасте развивать у детей способность к активной умственной деятельности, стремление к познанию новых объектов, желание строить догадки, предположения и добиваться результата. В свете этого особую значимость приобретает проблема формирования у дошкольников познавательных интересов» [4, с.37]. Отечественные ученые (В.В.Давыдов, Л.С. Славина и др.) определили дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательных интересов. Выявлено, что не сформированные на ступени дошкольного детства познавательные интересы - причина интеллектуальной пассивности, которая часто приводит к неустойчивости. С 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрированный в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384), который еще четче обозначил задачи и приоритеты во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание во ФГОС ДО уделено развитию творческих и познавательных способностей и интересов детей. В работах отечественных педагогов и психологов (Т.Б. Ананьева, Л.И. Божович, Л.И. Вахрушева, Т.А. Куликова, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина) дается характеристика познавательных интересов, определены 5
условия их формирования и особенности познавательных интересов дошкольников. В педагогике существуют разные подходы к определению понятия «познавательный интерес» [17,с. 23]. Применительно к детям дошкольного возраста Т.А. Куликова отмечает, что познавательный интерес - это стремление узнавать новое, выяснить непонятое в предметах и явлениях действительности [16]. Л.М. Маневцова определяет познавательный интерес, как стремление к активности и самостоятельности в познании. С учетом этих определений считается, что познавательный интерес - это свойство личности, связанное со стремлением к активности и самостоятельности в познании нового и выяснении непонятного в предметах и явлениях и проявляющееся в общении, взаимодействии и обмене информацией с другими людьми. Центральное место в формировании познавательных интересов отводится обучению, выявлены условия его стимулирования: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности и взаимодействие между участниками познавательного процесса. В русле этого направления изучаются возможности влияния разнообразного содержания обучения на развитие познавательных интересов у дошкольников: природного материала (Л.Ф. Захарова, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и др.), техники (С.В. Тусарова, С.В. Кожокарь), математики (Л.Н. Вахрушева, Н.И. Кашубо) и др. [16]. В работах Т.А. Куликовой « О воспитании у детей познавательных интересов» и Н.К. Постниковой « Развитие познавательных интересов у старших дошкольников» показано, что познавательный интерес в дошкольном возрасте имеет ту же структуру, что и в школьном, а именно эмоциональные, интеллектуальные и волевые компоненты. Большинство педагогов осознают необходимость формирования у детей познавательных интересов, но часто прибегают к пассивно-репродуктивному 6
обучению, которое проявляется в постоянной готовности педагогов дать детям информацию, опережая желание ребенка получить ее самостоятельно, исключая для ребенка возможности самостоятельно выбрать способ действия, подобрать необходимый материал. Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность [8]. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом. В дошкольных образовательных организациях имеются методические рекомендации по развитию познавательных интересов у детей, но психолого-педагогической работе по развитию познавательных интересов и познавательной активности у детей уделяется недостаточно внимания. Нам показалось важным рассмотреть вопросы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста в рамках организации математической работы с детьми в ДОО. Ведущие цели образовательной программы в ДОО - создание благоприятных условий для максимального использования разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса [2]. Вышеуказанные вопросы организации образовательной деятельности в ДОО в рамках математического развития детей обосновали актуальность темы 7
исследования в нашей работе. Область исследования: теория и методика математического развития детей дошкольного возраста. Возрастная психология. Цель данной работы: изучение закономерностей и особенностей формирования познавательного интереса у детей 5-го года жизни в процессе развития элементарных математических представлений. Объект исследования: формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников. Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей 5-го года жизни в процессе развития элементарных математических представлений. Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование познавательного интереса у дошкольников 5 года жизни будет осуществляться более эффективно при условиях: - специально организованного обучения детей, направленного на формирование у них познавательного интереса и повышения познавательной активности; - оптимально - эффективного использования системы различных (разнообразных) форм организации математической работы с детьми. - формирование мотивации к познанию окружающей действительности в рамках математической работы с детьми. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Изучение теоретических подходов к проблеме формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. 2. Изучение возможностей активизации познавательного интереса в процессе обучения математике в разных возрастных группах. 3. Изучение и обоснование методов формирования элементарных математических представлений в средней возрастной группе. 4. Изучение и разработка методов и форм работы с детьми, повышающих 8
уровень познавательного интереса у детей 5 года жизни. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдения за детьми, беседы с воспитателями и родителями.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ В

ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста

в процессе обучения математике
Одним из важных условий для развития познавательных интересов является специально организованное обучение детей, так как в процессе его происходит интенсивное овладение знаниями, умениями и навыками, способа - ми действий, повышается активность, а, следовательно, и интерес к учебной работе, закладываются предпосылки учебной деятельности (умение определять цель и способы ее достижения, самоконтроль, умение планировать деятельность). Разрабатывая вопросы выработки методов стимуляции познавательных интересов детей в процессе обучения, отметим основные факторы, способствующие эффективному формированию познавательных интересов дошкольников (Т.А. Куликова): 1. Содержание учебного материала (новизна содержания, оптимальное соотношение известного и неизвестного в познаваемом объекте, определенный дефицит информации, восполняемый личным опытом и знаниями детей). 2. Организация познавательной деятельности (использование нестандартного вопроса, проблемы, загадки, экспериментирование детей). 3. Взаимодействие между участниками познавательного процесса (деловое сотрудничество посредством диалога равных партнеров). Данные факторы (стимулы) развития познавательного интереса в большей мере заложены в проблемном обучении, которое способствует формированию у 9
детей познавательной потребности (желание получить новые знания, «докопаться» до сущности явления и т.п.) [16]. «Суть проблемного обучения состоит в том, что педагог не сообщает знания в готовом виде, а создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения. Формирование устойчивого интереса начинается с того, что педагог опирается на имеющуюся у детей потребность в осмыслении получаемых знаний, наблюдаемых явлений и включает их в обучающий процесс. Но, чтобы дети включились в учебную работу, надо создать стимул для мыслительного процесса. Таким стимулом, способствующим процессу мышления, может быть создание проблемных ситуаций. Проблема, вопрос, удивление, недоумение, противоречие - вот что вызывает потребность что-то понять (С.Л.Рубинштейн), самостоятельно додумать, творчески подойти к решению проблемы. Данные мыслительные действия определяют субъективность (активная позиция) ребенка в обучении» [27, с. 67]. Итак, основными понятиями, характеризующими проблемное обучение, являются: проблемная ситуация; проблемная задача; противоречие. Заметим, что для развития волевого компонента познавательного интереса необходимо использовать в процессе обучения именно дидактические игры. Дидактическая игра содержит определенные правила, соблюдение которых ог раничивает импульсивные действия игроков. Правила требуют подчинения иг ровым законам, без которых игровое общение невозможно. Удовольствие от игры, особый интерес появляется в результате преодоления личных желаний, добровольного подчинения игровым правилам (В.С.Мухина), построения добрых партнерских отношений и согласованного участия каждого ребенка в том, что принято всеми (эмоционально-окрашенное отношение к партнеру, принятие инициативы другого, привлечение внимания к себе и др.) [24]. В исследованиях Л.А. Венгера, З.А.Михайловой, А.А.Смоленцевой, А.А.Столяра и др. показана целесообразность использования разнообразных 10
игр в обучении детей математике и развитии интереса дошкольников к обучению. В играх моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. В играх создаются благоприятные условия для применения математических знаний, проявления активности и самостоятельности детей в их практическом использовании, развития интереса детей к математическому содержанию. Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала [7, с. 22]. Впервые условия целенаправленного формирования познавательного ин - тереса у детей к математике были изучены Л.Н. Вахрушевой. В своем исследовании автор выделяет следующие условия активизации познавательной деятельности дошкольников: - занимательность математического материала; - интеграция разнообразной деятельности; - использование компьютерных игр, позволяющих сделать процесс обучения привлекательным и содействующих формированию положительного отношения ребенка к обучению. Вопрос о формировании познавательного интереса у детей на занятиях по математике был затронут в исследовании Н.С. Денисенковой. Автор изучал влияние разных форм организации занятий на воспитание у детей познавательной направленности к обучению. Один из выводов, сделанных автором, о необходимости сочетания собственно учебных и игровых форм обучения с четким разделением их функций, ценен для нашего исследования. Автор рекомендует использовать учебную форму только при введении нового материала, а игровую - для его закрепления и повторения уже знакомого материала. Игровая форма обучения создает благоприятные условия для посте - 11
пенного развития познавательного отношения к обучению, а, следовательно, способствует развитию познавательного интереса к математике [27]. Исследуя проблему формирования целенаправленности и настойчивости у детей в процессе решения умственных задач по математике, И.И. Щербинина доказала, что интерес к занятиям вызывается их необычностью, сложностью и занимательностью, благодаря чему у ребенка проявляется самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.
1.2 Особенности, условия и методы развития познавательного

интереса у детей в процессе формирования элементарных математических

представлений
Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно. НОД по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности [26]. Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон). 12
Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, так как они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей [17]. Особенностью НОД является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества: - во-первых, раскрашивание, является одним из любимых видов деятельности детей 5-го года жизни, вызывает живой интерес к заданию; - во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку. Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета. Эстетично и красочно оформленный наглядный материал вызывает у детей желание работать [26]. Рассмотрим методические основы организации НОД по ФЭМП: Построение занятий по математике опирается на основные современные подходы к процессу образования: деятельностный; развивающий; личностно- ориентированный. Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий: 1. Учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей 5-го года жизни (на занятии использую большое количество разной наглядности, материала для практических работ); 13
2. Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника); 3. Широкое использование игровой мотивации; 4. Интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную; 5. Смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей; 6. Развивающий характер заданий. На занятиях необходимо применять: игровые методы, проблемно- поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы [26]. Например: Лепка цифр . Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени. Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников. Кроме того, практикуются задания «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и другое». Пальчиковые игры обычно находят применение после заданий на карточках. Подбираются игры с математическим содержанием. Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д. 14
Игры с монетками или медиотренинг. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Можно выполнять упражнения с медными монетами (лучше найти монеты до 1961 года выпуска, т.к. в них больше меди). Выполняя данные упражнения, развивается мелкая мускулатура рук, а также закрепляется графический образ цифры. При обучении количественному счету используются приемы счета предметов на картине. В процессе работы над формированием навыков порядкового счета отмечается, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому следует сочетать его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях) Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного. Эффективность данного метода - познание происходит через физическое тело ребенка, в ходе игровой деятельности [19]. Например, при проведении игры в «Прятки». Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. «Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать». Дается словесная инструкция, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы. Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности. Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве можно использовать игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур. 15
Пользуется особым интересом у детей дидактическая игра «Окошечко». С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия. Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемной ситуации, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей [19]. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Так же в самостоятельной деятельности детей используют математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике и, попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д. [20]. 16
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Достижению целей и задач по математике осуществляется с учётом следующих принципов: принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, можно получить следующие результаты:  Дети научатся выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);  Станут уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;  Расширится активный словарь, что можно будет наблюдать в самостоятельной речи детей;  Дети будут лучше знать прямой и обратный счет;  У детей будут развиваться мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.  Фразы и предложения станут более развернутыми и распространенными [23].
1.3 Организация познавательной деятельности детей в рамках

решения задач образовательной области «Познавательное развитие» по

математике
17
«Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная образовательная деятельность, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой освоения» [17, с. 21]. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа составлена в соответствии ФГОС к образовательной программе в ДОО. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка [2]. Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания [26]. Как организовать деятельность детей, чтобы развивать познавательные процессы? (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, 18
предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы. Помимо образовательных задач по формированию математических представлений, ставятся также задачи по развитию речи (обогащению словаря детей), мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи [27]. Общая тенденция такова: чем старше дети, тем больше частей в НОД. В самом начале освоения образовательная деятельность состоит из одной части или нескольких. Структура такой работы определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Все части освоения (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом [23]. Структура образовательной деятельности обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал дается вначале, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях [19]. 19
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. По возможности связывать их содержание с формированием элементарных математических представлений. В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие формы образовательной деятельности: 1. НОД; 2. Дидактические упражнения; 3. Дидактические игры и специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, счетные действия , измерительные действия); 4. Беседа; 5. Наблюдения; 6. Экскурсии; 7. Организация сюжетно ролевой игры; 8. Проект; 9. Экспериментирование; 10. Проблемно-игровые ситуации. Образовательная деятельность, организованная в форме дидактических игр широко применяются во всех группах ДОО. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации, в игровой форме заканчивает. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации [19]. Образовательная деятельность в форме дидактических игр отвечает возрастным особенностям дошкольников; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. 20
Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей данной деятельности. Образовательная деятельность в форме дидактических упражнений используется во всех возрастных группах. Освоение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений. Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. В младшем возрасте учебная деятельность мотивируется практическими и игровыми задачами (например, дать каждому зайцу по одной морковке, чтобы узнать, поровну ли их; построить лесенку из полосок разной длины для петушка и т. д.). Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом. Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространена в детском саду. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру формы работы. Согласно общепринятой классификации образовательную деятельность по основной дидактической цели выделяют:  по сообщению детям новых знаний и их закреплению;  по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;  учетно-контрольная, проверочная;  комбинированная [15]. 21
Образовательная деятельность по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др. Наиболее важным для них является организация восприятия нового материала, показ способов действия в сочетании с объяснением, организация самостоятельных упражнений и дидактических игр. Образовательная деятельность по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за сообщением новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эта деятельность может быть построена на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной и другой. В процессе проведения их воспитатель учитывает имеющийся у детей опыт, использует различные приемы активизации познавательной деятельности [28]. Периодически (в конце квартала, полугодия, года) проводятся проверочные учетно-контрольные упражнения, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. На основе таких упражнений успешнее проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, коррекционная со всей группой, подгруппой. Образовательная деятельность включает задания, игры, вопросы, цель которых - выявить сформирование знаний, умений и навыков. Образовательная деятельность строится на знакомом детям материале, но не дублирует содержание и привычные формы работы с детьми. Кроме проверочных упражнений, на них возможно использование специальных диагностических заданий и методик. «Комбинированная образовательная деятельность по математике наиболее распространена в практике работы детских садов. На ней обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и 22
закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения» [28, с. 99]. В комбинированном виде деятельности важно предусмотреть правильное распределение умственной нагрузки. Руководство познавательной деятельностью детей состоит:  В четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;  В использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной. При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов. Групповая форма работы предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Индивидуальная работа обеспечивает высокий уровень самостоятельности детей, формирование умений и навыков, контроль за усвоением;  В активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации. Используются организационные средства активизации: «подумайте, догадайтесь», «выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном; задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче [15].Активность внутреннюю, мыслительную удается вызвать разнообразными приемами активизации познавательного интереса, которые в свою очередь зависят от цели, содержания, степени усвоения учебного материала. К ним относятся:  Умелое применение дидактических приемов сравнения, противопоставления, обобщения;  Опора на имеющийся опыт детей, мобилизация знаний, чувственного опыта на выполнение задания, обогащение опыта детей новыми знаниями; 23
 Доступная мотивация дидактических упражнений, формирование интереса, положительного отношения к содержанию обучения;  Творческий характер некоторых заданий;  Применение специальных средств активизации речевой деятельности. Следует добиваться полной взаимосвязи между уровнем развития практического действия и речевого выражения знаний, способов действия. При изучении нового материала, первоначальном усвоении практических действий (счета, измерения, вычислений) речь ребенка включается непосредственно в процесс выполнения задания или следует за ним. Детям предлагается по вопросам рассказать, что они сделали, как выполнили задание, для чего. В дальнейшем задавать вопросы, предлагать учебные задания надо таким образом, чтобы дети вынуждены были рассуждать, объяснять, пользуясь усвоенной терминологией: «Расскажи, как ты выполнил задание», «Что узнал, выполнив задание?», «Для чего разложил предметы в два ряда?», «Докажи, что числа 3 и 4 не равны», «Расскажи, как можно сравнить эти предметы» [9, с. 111]. Активизация мыслительной деятельности путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в обучении. Показателями мыслительной активности по формированию элементарных математических представлений следует считать наличие у детей познавательного интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации. Целенаправленная совместная познавательная деятельность в ходе режимных моментов является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников. В самостоятельной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о числах, соотношениях размеров, 24
разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым. Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия, вызванные интересом [26]. Признаками самостоятельной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, подлежащих количественной оценке, измерению; ситуации, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развитие мышления, элементы творчества - характерные черты самостоятельной деятельности. Самостоятельная деятельность детей имеет непосредственную связь с непосредственно образовательной деятельностью. Соблюдение преемственности между этими двумя формами развития элементарных математических представлений дает возможность разгрузить образовательную деятельность от второстепенного материала, сосредоточив внимание на изучении основного, упражнять ребят в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности. «Под влиянием правильно организованной самостоятельной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях. Таким образом, организуя деятельность детей 25
в вопросах формирования элементарных математических представлений просто необходимо» [27, с. 118].
Выводы по главе
Вопрос развития познавательных интересов у дошкольников, как условие успешного обучения детей рассматривался и изучался многими исследователями (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Н.Т.Морозова, Л.С.Славина, Г.И.Щукина, и др.), работы которых были посвящены теме развития детей дошкольного возраста. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, представляется позиция ученых, связывающая интерес с потребностями индивида, личностной направленностью и мотивационной сферой личности. Формирование познавательного интереса имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот воз растной период происходит подготовка ребенка к школе, где основной деятель ностью становится познавательная, направленная на освоение системы знаний в различных областях действительности. Сам интерес рассматривается как некое побуждение личности к активности (в виде деятельности, общения, поведения), направленное на удовлетворение возникшей потребности человека [8, с. 17]. Под влиянием познавательного интереса активизируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое. Дошкольникам присуща любознательность, проявляющаяся в детских вопросах. Ребенок интересуется тем или иным явлением или предметом до тех пор, пока он эмоционально занимает его. Показателями мыслительной активности по формированию элементарных математических представлений следует считать наличие у детей интереса к учебной задаче и процессу ее решения, проявление самостоятельности в поиске решения, умение замечать и исправлять свои ошибки и ошибки товарища, задавать вопросы, выдвигать познавательную задачу в конкретной ситуации. Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих 26
задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям [19, с. 23].Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения [34].
Глава II

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 ГОДА ЖИЗНИ

2.1 Изучение уровня сформированности элементарных

математических представлений и познавательного интереса у детей 5-го

года жизни, (констатирующий этап эксперимента)
Целью констатирующего этапа эксперимента является выявление показателей уровня развития и сформированности познавательного интереса у детей 5 года жизни. Для осуществления экспериментальной работы следует выделить следующие задачи:  Выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и направленность.  Изучить некоторые особенности самостоятельности детей по показателям: умение принять условие задачи, умение планировать последующее решение, умение оперировать знаниями в новых условиях. Приступая к констатирующему этапу эксперимента, следует отметить, что познавательный интерес и самостоятельность имеет отчётливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании и характере её организации: чем заинтересован ребёнок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определёнными явлениями. 27
 О познавательном интересе можно судить по 4 показателям (Г.И. Щукина) [34,с. 63]:  Внимание и особый интерес к предмету.  Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность и др.).  Действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно количество действий и, прежде всего их разнообразие.  Постоянное стремление к новому предмету, даже тогда, когда его нет. Уже по тому, как ребёнок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к познанию сути предмета. Поэтому разные уровни самоорганизации, сформированности познавательного интереса можно увидеть в поведении ребёнка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ Инженерно-технической школы имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича САО г. Москвы ДО ул. Черняховского дом 5а, в период с ноября 2015 года по май 2016 года. На констатирующем этапе эксперимента была отобрана группа из 10 детей 5 года жизни дошкольного возраста (Таблица 1). Таблица 1 - Список детей и дата их рождения № п/п Фамилия, имя ребенка Дата рождения 1 Влад . 07.08.11 2 Арсений Б. 24.09.11 3 Полина В. 20.08.11 4 Соня Г. 12.10.11 5 Леша Г. 04.08.11 6 Арина К. 22.09.11 7 Алиса К. 20.09.11 28
8 Максим С. 12.02.11 9 Илья Т. 27.10.11 10 Варя Ч. 14.11.11 Все дети, участвовавшие в эксперименте, имели соответствующее возрастной норме интеллектуальное развитие. Для проведения констатирующего этапа эксперимента нами была подобранна программа педагогической диагностики для проведения разового обследования и выявления актуального уровня развития ребенка на сегодня. Педагогическая диагностика используется в процессе систематической образовательной работы с ребенком, построенной на основе принципов развивающего обучения и составляет неотъемлемую часть самого процесса обучения и развития ребенка. Регулярно сравниваемые с предыдущими результатами достижений данного ребенка дают возможность отслеживать не только индивидуальную «скорость» продвижения в развитии, но и прогнозировать зону ближайшего развития ребенка. Программа педагогической диагностики состояла из двух частей: первая часть посвящена изучению уровня математической подготовки детей; вторая часть посвящена изучению познавательной деятельности детей. Первая часть педагогической диагностики состояла в выполнении детьми заданий по 6 методикам. Задания в каждой методике соответствовали содержанию разделов математической подготовки детей дошкольного возраста. В подготовке программы педагогической диагностики использованы материалы Колесниковой Е.В., Соколовой Ю. Методика 1. Количество и счет [29]. Цель: Выявить уровень знаний детей по разделу математической подготовки детей дошкольного возраста «Количество и счет». Детям предлагается рассмотреть картинки. Узнать всем ли мышкам хватит репы, поровну ли мышек и репок (рисунок 1). 29
Рисунок 1 - Методика 1. Количество и счет Методика 2. Величина [14]. Цель: Выявить уровень знаний детей по разделу математической подготовки детей дошкольного возраста «Величина». Детям дается задание соединить чашки с блюдцами, к которым они подходят по размеру. Методика 3. Форма [29]. Цель: Выявить уровень знаний детей по разделу математической подготовки детей дошкольного возраста «Форма». Детям дается задание нарисовать под каждым предметом геометрическую фигуру, на которую он похож (рисунок 2). Рисунок 2 - Методика 3. Форма Методика 4. Ориентировка в пространстве [14]. Цель: Выявить уровень знаний детей по разделу математической подготовки детей дошкольного возраста «Ориентировка в пространстве». Детям дается задание сделать 2 шага вперед, 1 шаг вправо, 2 шага влево, 1 шаг назад, рассказать, что находится справа от него, что находится слева, сзади, впереди. Методика 5. Ориентировка во времени [14]. Цель: Выявить уровень знаний детей по разделу математической 30
подготовки детей дошкольного возраста «Ориентировка во времени». Детям предлагается назвать времена года по картинкам (рисунок 3). Рисунок 3 - Методика 5. Ориентировка во времени Методика 6. Цвет и цифры [14]. Цель: Выявить уровень знаний детей по разделу математической подготовки детей дошкольного возраста «Цвет». Детям дается задание закрасить цифры соответствующими цветами: 1 -красным, 2 - синим, 3 - зеленым, 4 - желтым, 5 - оранжевым (рисунок 4). Рисунок 4 - Методика 6. Цвет Вторая часть педагогической диагностики состояла в выполнении детьми заданий по двум методикам (беседа и наблюдение). Методика 7. Беседа. (Тема: «Изучение познавательного интереса к математике. » Составлена по материалам И.В. Белошистой [4]). Цель: Выявить уровень знаний детей о математике и их интересе к ней. Детям задаются вопросы, на которые им необходимо ответить: - Как ты думаешь, что такое «Математика»? - Зачем мы занимаемся математикой? 31
- Где мы можем встретить математику в нашей жизни? Методика 8 .Наблюдение (Составлено по материалам Г.И.Щукиной [34].) Тема: «Выбор детей в самостоятельной игровой деятельности». Цель: Выявить уровень познавательного интереса детей к математике. В группе создается игровой уголок «Занимательная математика», в котором находятся игры знакомые детям: «Спрячь зайку», «Составление геометрических фигур», «Сложи квадрат» Б. Никитина, «Колумбово яйцо», «Чудесный мешочек», «Математическое лото», «Блоки Дьенеша». На протяжении всего эксперимента проводится наблюдение за тем, как часто дети играют в нем и какой дидактический материал их больше всего заинтересовал. Выполнение ребенком всех 8 заданий оценивалось в баллах:  ребенок не выполнил задание (0 баллов);  ребенок выполнил задание не полностью (1 балл);  ребенок выполнил задание самостоятельно (2 балла). Наибольшее количество баллов по всем методикам соответствует 16. Количественные показатели по данным методикам следующие:  Высокий уровень- 12-16 баллов;  Средний уровень - 7-11 баллов;  Низкий уровень - до 6 баллов. Полученные данные заносились в протокол (см. Таблица 2. Протокол обследования детей на констатирующем этапе эксперимента) Таблица 2 - Протокол обследования детей на констатирующем этапе эксперимента № п/п Фамилия, имя ребенка № задания Сумм а балло в уро вень 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Влад Б. 2 2 2 1 2 1 1 1 12 в 2 Арсений Б. 1 1 2 1 1 1 0 1 8 с 32
3 Полина В. 1 1 1 1 1 1 0 1 7 с 4 Соня Г. 1 1 1 1 2 1 0 1 8 с 5 Леша Г. 2 1 1 1 1 1 0 1 8 с 6 Арина К. 2 2 1 1 2 1 1 1 11 с 7 Алиса К. 1 1 2 1 1 1 1 1 9 с 8 Максим С. 2 1 1 1 2 1 0 1 9 с 9 Илья Т. 2 2 1 1 1 1 1 1 10 с 10 Варя Ч. 2 2 1 1 2 1 1 1 11 с Общее кол-во баллов группе 16 14 13 10 15 10 5 10 В процессе эксперимента регистрировалась верность выполнения заданий. Также регистрировались рассуждения детей, их эмоциональные реакции. Всё фиксировалось в протоколах на каждого ребёнка. Эксперименты проводились в естественных для детей условиях. Нами был проведен качественный анализ результатов обследования. Для детей экспериментальной группы выполнение заданий вызвали некоторые трудности. Дети дали 40 % правильных ответов от общего количества заданий. Самыми легкими для детей оказались задания: «Назвать времена года по картинкам», «Узнать всем ли мышкам хватит репы, поровну ли мышек и репок», «Закрасить цифры соответствующими цветами». С нашей точки зрения, указанные задания не вызвали у детей затруднений, т.к. воспитатели часто обращаются к выполнению данных заданий на математических занятиях. Тяжелыми оказались следующие задания: «Нарисовать под каждым предметом геометрическую фигуру, на которую он похож», задание на ориентировку в пространстве, беседа. Правильно справились с большинством заданий: Влад Б. , он дал 5 правильных ответов, что составляет 85,6 % от количества заданий диагностики, а также часто играл в уголке «Занимательная математика», Арина К., она дала 4 33
правильных ответов, что составляет 78,5 % и Варя Ч., она также правильно выполнила 4 из 7 заданий, что составляет 78,5%. Наибольшие затруднения выполнения заданий вызвали: Полина В. - 6 неверных ответов из 7 (85,7%). Распределение детей по уровням сформированности элементарных математических представлений, особенностей формирования познавательного интереса (см. Диаграмма 1. Распределение детей по уровням сформированности математических представлений и познавательного интереса детей.) Диаграмма 1 - Распределение детей по уровням сформированности математических представлений и познавательного интереса детей.
2.2 Формирование элементарных математических представлений и

познавательного интереса в различных формах организации

математической работы с детьми 5-го года жизни (формирующий этап

эксперимента)
Констатирующий этап эксперимента показал необходимость и важность дифференцированного подхода при выборе различных форм работы с детьми по формированию познавательной активности детей, а также более широкое использование дидактических игр в обучении. 34
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать следующие выводы: Уровень сформированности требуемых знаний у детей по математике недостаточно высок. Познавательный интерес у детей проявляется больше при индивидуальном выполнении заданий с поощрением воспитателя. Познавательный интерес проявляется ситуативно, не затрагивая в полной мере жизненные потребности детей (например, в игровой деятельности). Констатирующий этап эксперимента показал необходимость и важность дифференцированного подхода при выборе различных форм работы с детьми по формированию познавательного интереса у детей, а также более широкое использование игровых приемов и дидактических игр в обучении. Задачи формирующего этапа эксперимента: 1. Разработать и апробировать программу развития познавательного интереса в процессе проведения НОД (интегрированных занятий), а также в процессе использования дидактических игр, задач-головоломок. 2. Составить комплекс дидактических игр и игровых занятий по формированию представлений о формах и геометрических фигурах у детей 5-го года жизни. 3. Выявить динамику уровня развития познавательного интереса. В соответствии с поставленной в исследовании гипотезой о том, что формирование познавательного интереса у дошкольников 5 года жизни будет осуществляться более эффективно при условиях: - специально организованного обучения детей, направленного на формирование у них познавательного интереса и повышения познавательной активности; - оптимально - эффективного использования системы различных (разнообразных) форм организации математической работы с детьми. - формирование мотивации к познанию окружающей действительности в рамках математической работы с детьми нами был разработан календарно- тематический план работы с детьми с использованием разнообразных форм 35
организации детской деятельности. Нами были подобраны разнообразные задания с учетом выявленных познавательных интересов детей и методических рекомендаций ведущих педагогов и ученых. Нами было учтено значение познавательного интереса к математике, который: • активизирует восприятие и мыслительную деятельность; • расширяет кругозор; • способствует умственному развитию; • повышает качество и глубину знаний; • способствует успешному применению знаний на практике; • побуждает самостоятельно приобретать новые знания; • меняет характер деятельности и связанные с ней пережива ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной); • оказывает положительное влияние на формирование личности; • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой); Мы учли условия возбуждения познавательного интереса к математике: • связь новых знаний с детским опытом; • открытие новых сторон в прежнем опыте детей; • игровая деятельность; • словесное возбуждение; • стимуляция. Не были нами забыты психологические предпосылки интереса к математике: • создание положительного эмоционального отношения к педагогу; • создание положительного отношения к занятиям. Нами были определены основные пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП: 36
• объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»); • работа с любимыми привлекательными объектами (игруш ками, сказками, картинками и др.); • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»); • интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон струирование, аппликация и др.); • посильные задания и помощь в преодолении трудностей {ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле творение от преодоления трудностей); • положительное отношение к деятельности детей (заинтере сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); • побуждение инициативы и др. Необходимо также было обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Календарно - тематическое планирование работы с детьми на март-апрель (см.Таблица 3. Календарно - тематическое планирование работы с детьми на период с марта по апрель 2016 года). Таблица 3 - Календарно - тематическое планирование работы с детьми Дата Форма работы Цель 1 2 3 Март 1 неделя с 04.03.16 – 08.03.16 Анализ результатов диагностики по выявлению показателей уровня развития математических представлений и сформированности Анализ наличия у детей познавательных интересов, их содержание и направленность. Подготовить материал для проведения формирующего этапа эксперимента. Подобрать материалы для самостоятельности детей по показателям: умение принять условие задачи, умение планировать последующее решение, умение оперировать знаниями в новых условиях. 37
познавательной деятельности у детей 5 года жизни. Подготовка материалов для проведения коррекционной развивающей работы. Продолжение таблицы 3 - Календарно - тематическое планирование работы 1 2 3 Дидактическая игра «Угадай фигуру?» Развивать внимание, память и логическое мышление; воспитывать интерес к геометрическим фигурам. НОД № 1 (См. Приложение №1) Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Продолжать формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола. Создание математического уголка «Занимательная математика» Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение. Развивать творческие способности. Развивать сенсорные способности у детей, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. 2 неделя с 11.03.16 – 15.03.16 Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение. Развивать творческие способности. Дидактическая игра «Математическое лото» Научить ребенка играть по правилам, соблюдать очередь; развитие внимания; развитие навыка классификации предметов по группам, знакомство и повторение цветов и геометрических фигур. 38
3 неделя с 18.03.16 – 22.03.16 НОД № 2 Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: слева, справа, налево, направо. Продолжение таблицы 3 - Календарно - тематическое планирование работы 1 2 3 Дидактическая игра «Колумбово яйцо» Развитие сенсорных способностей у детей, про- странственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. 4 неделя с 25.03.16 – 29.03.16 Дидактическая игра «Какая фигура исчезла?» Упражнять детей в правильном назывании предметов, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. «Чудесный мешочек» - дидактическое упражнение Упражнять в умении на ощупь определять форму фигуры и доставать заданную фигуру. Апрель 5 неделя с 01.04.16– 05.04.16 НОД №3 Познакомить детей с образованием числа 5, учить их считать до 5; закрепить умение сравнивать предметы по длине, пользоваться словами: длиннее, короче. «Чего не стало и что изменилось?» - дидактическое упражнение Учить детей обсуждать и запоминать расположение геометрических фигур. 6 неделя с 08.04.16 – 12.04.16 Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры). Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, вызывать интерес к ним. 39
«Сложи квадрат» - дидактическая игра Б. Никитина Развивать мелкую моторику пальчиков, а так же фантазию, творческие и комбинаторные способности детей. Цель игры - собрать из разнообразных элементов квадрат. Продолжение таблицы 3 - Календарно - тематическое планирование работы 1 2 3 7 неделя с 15.04.16 – 19.04.16 НОД №4 Учить детей на основе сравнения выделять длину предметов, пользуясь приемом приложения; употреблять слова: длиннее, короче, длинный, короткий, длина; продолжать закреплять навыки счета. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» Научить классифицировать предметы по 1,2,3 признакам, развивать логику, внимание. 8 неделя с 22.04.16 – 26.04.16 НОД №5 Закрепить умение выделять длину и ширину предмета, сравнить длину и ширину (сказать о том, что когда говорят о длине и ширине предмета, то длиной называют больший из этих размеров); упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине; активизировать словарь детей за счет слов и выражений длина, ширина, равные по длине, ширине, длиннее, короче, шире, уже. 40
Подготовка материалов для повторной диагностики и выявления показателей уровня развития математических представлений и сформированности познавательных интересов у детей 5 года жизни. Выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и направленность. Изучить некоторые особенности самостоятельности детей по показателям: умение принять условие задачи, умение планировать последующее решение, умение оперировать знаниями в новых условиях.
2.3. Сравнительный анализ показателей уровней сформированности

элементарных математических представлений и развития

познавательного интереса у детей 5-го года жизни (контрольный этап

эксперимента)
Целью контрольного эксперимента явилось выявление показателей уровня развития и сформированности познавательной деятельности у детей 5 года жизни. Для этого нами была проведена педагогическая диагностика, аналогичная той, что проводилась в начале опытно-экспериментального исследования. Результаты контрольной диагностики приведены в таблице 4. Таблица 4 - Протокол обследования детей на контрольном этапе эксперимента № п/п Фамилия, имя ребенка № задания Сум ма балл ов уро вень 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 Влад Б. 2 2 2 2 2 1 1 1 13 в 2 Арсений Б. 2 1 2 1 1 1 1 1 10 с 41
3 Полина В. 1 2 1 2 1 1 1 1 10 с 4 Соня Г. 1 1 2 1 2 1 1 1 10 с 5 Леша Г. 2 1 2 1 1 1 1 1 10 с 6 Арина К. 2 2 2 2 2 1 1 1 13 в 7 Алиса К. 2 2 2 1 1 1 1 1 11 с 8 Максим С. 2 1 2 1 2 1 1 1 11 с 9 Илья Т. 2 2 1 2 1 1 1 1 11 с 10 Варя Ч. 2 2 2 2 2 1 1 1 13 в Общее кол-во баллов группе 18 16 17 15 15 10 10 10 Индивидуальная динамика результативности показателей педагогической диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена на гистограмме 1. - Индивидуальная динамика результативности показателей педагогической диагностики (Гистограмма 1 - Индивидуальная динамика результативности показателей педагогической диагностики). 42
Гистограмма 1 - Индивидуальная динамика результативности показателей педагогической диагностики Сравнительный анализ результатов диагностики на контрольном и констатирующем этапах представлен в таблице 5 Сравнительный анализ результатов диагностики по методикам и общим баллам по группе (см. Таблицу 5. Сравнительный анализ общих результатов диагностики по методикам). Как видно из анализа числовых данных и гистограммы в развитии познавательного интереса и уровня формирования элементарных математических представлений произошли изменения. Особенно улучшились результаты у 2 детей (20%). По итогам диагностики их общий результат увеличился в среднем на 2 балла. У одного ребенка (10%) результат улучшился на три балла, у пяти детей (50%) результат увеличился на два балла, у двух детей (20%) результат улучшился на один бал. Таблица 5. Сравнительный анализ общих результатов диагностики по методикам по группе.(1- констатирующий этап; 3- контрольный этап) № п/п Фам или я, имя ребе нка № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 Общее кол-во баллов группе 16 18 14 16 13 17 10 15 15 15 10 10 5 10 10 10 Общую картину распределения детей по уровням можно увидеть в таблице 5. Результаты контрольной диагностики ( Распределение по уровням). Таблица 5 - Результаты контрольной диагностики (Распределение по уровням). № п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов Уровень 1 Влад Б. 13 Высокий 43
2 Арсений Б. 10 Средний 3 Полина В. 10 Средний 4 Соня Г. 10 Средний 5 Леша Г. 10 Средний 6 Арина К. 13 Высокий 7 Алиса К. 11 Средний 8 Максим С. 11 Средний 9 Илья Т. 11 Средний 10 Варя Ч. 13 Высокий В группе двое детей переместилось на высокий уровень. Несмотря на то, что остальные дети остались по-прежнему на тех же уровнях, что и на констатирующем этапе эксперимента у них произошли изменения в выполнении отдельных заданий. Также дети проявляли познавательный интерес к математическому уголку «Занимательная математика», который был создан для выявления уровня интереса детей к математике и повышения общего познавательного интереса к математике. Распределение по уровням развития математических представлений и сформированности познавательного интереса у детей 5 года жизни по итогам контрольной диагностики можно увидеть на Диаграмме 2.( Диаграмма 2 - Распределение по уровням развития математических представлений и сформированности познавательного интереса у детей 5 года жизни по итогам контрольной диагностики.) 44
Диаграмма 2 - Распределение по уровням развития математических представлений и сформированности познавательного интереса у детей 5 года жизни по итогам контрольной диагностики.
Выводы по главе
Экспериментально-исследовательская работа по формированию познавательных интересов у детей 5 года жизни позволила получить сравнительные результаты выявления показателей уровня развития и сформированности познавательной деятельности у детей 5 года жизни. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития и сформированности познавательных интересов и элементарных математических представлений у каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития и 45
наблюдение за развитием познавательных интересов у детей 5-го года жизни. Детям были предложены тесты, в состав которых входили дидактические игры. Половина детей (50%) показали достаточно хороший уровень познавательной активности. Высокий уровень выявлен лишь у 30% детей. Почти треть дошкольников (20%) имеют недостаточно развитую познавательную активность и уровень развития познавательных интересов. Формирующий этап эксперимента предполагал разработку интегрированных занятий, дидактических игр, упражнений направленных на развитие познавательной активности. При проведении формирующего эксперимента были поставлены и решены задачи: Разработать и апробировать программу развития познавательных интересов в процессе проведения НОД (интегрированных занятий), а также в процессе использования дидактических игр, задач- головоломок; составить комплекс дидактических игр и игровых занятий по формированию представлений о формах и геометрических фигурах у детей 5-го года жизни; выявить динамику уровня развития познавательной активности. Проделанная работа была проведена успешно. Предложенные игры и задания являются эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах у детей пятого года жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа по проведению интегрированных занятий, использованию занимательного математического материала, а именно дидактические игры, задачи-головоломки педагогами дошкольного образовательного учреждения позволит развивать и формировать познавательные интересы у детей 5 года жизни. Итоги экспериментальной работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование познавательного интереса у детей 5-го года жизни будет осуществляться более эффективно при условиях: специально организованного обучения детей, направленного на формирование у них познавательного интереса и повышения 46
познавательной активности; оптимально - эффективного использования системы различных (разнообразных) форм организации математической работы с детьми; формирование мотивации к познанию окружающей действительности в рамках математической работы с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важных условий для развития познавательных интересов мы определяем специально организованное обучение детей, так как в процессе его происходит интенсивное овладение знаниями, умениями и навыками, способами действий. Использование разнообразных форм работы с детьми, разнообразие выбора средств и методов математического развития детей повышает активность, а, следовательно, и интерес к учебной работе, закладывает предпосылки учебной деятельности (умение определять цель и способы ее достижения, самоконтроль, умение планировать деятельность). 47
Основными понятиями, характеризующими проблемное обучение, активизирующее познавательные процессы у детей являются: проблемная ситуация; проблемная задача; противоречие. Для развития волевого компонента познавательного интереса необходимо использовать в процессе обучения именно разнообразные дидактические игры с математическим содержанием. Дидактическая игра содержит определенные правила, соблюдение которых ограничивает импульсивные действия игроков. Правила требуют подчинения игровым законам, без которых игровое общение невозможно. Удовольствие от игры, особый интерес появляется в результате преодоления личных желаний, добровольного подчинения игровым правилам (В.С.Мухина), основанного на понимании математического содержания игры, построении добрых партнерских отношений. Возникает согласованное участие каждого ребенка в том, что принято всеми (эмоционально-окрашенное отношение к партнеру, принятие инициативы другого, привлечение внимания к себе и др.) [24]. Впервые условия целенаправленного формирования познавательных ин - тересов у детей к математике были изучены Г.И.Щукиной. В своем исследовании автор выделяет условия активизации познавательной деятельности дошкольников: занимательность математического материала; интеграция разнообразной деятельности; использование дидактических. Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно [15]. 48
Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон). В игровой форме происходит прививание ребенку знаний из области математики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, рассуждать, сравнивать, анализировать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Достижение целей и задач по математике осуществляется с учётом следующих принципов: принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности [23]. Таким образом можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза: формирование познавательного интереса и познавательной активности у дошкольников средней возрастной группы будет осуществляться более эффективно при условиях: специально организованного обучения детей, направленного на формирование у них познавательного интереса и повышения познавательной активности; оптимально - эффективного использования системы различных (разнообразных) форм организации математической работы с детьми; формирование мотивации к познанию окружающей действительности в рамках математической работы с детьми подтвердилась. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа составлена с учетом ФГОС ДО к образовательной программе в ДОО в детском 49
саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка [2]. Игровые элементы в разных формах могут включаться в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом. Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространена в ДОО. 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Источники
1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 №1155 Москва.– Введ. 01.02.2014.– М.: центр педагогического образования, 2014.– 32 с.
Литература
3. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с. 4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. Дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 400 с. 5. Бондаренко, А.Н. Дидактические игры в детском саду / А.Н. Бондаренко - М.: Просвещение,2001. - 38 с. 6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 139 c. 7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1989. - 181 с. 8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2003. - 512 с. 9. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду./ В.В. 51
Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова – М.: Академия, 2011. - 158 с. 10. Ерофеева, Т. И. Дневник математических достижений: пособие по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников / Т.И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2014. - 185 с. 11. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2014. - 161 с. 12. Жуковская, Е. А. Игра и ее педагогическое значение / Е.А. Жуковская - М.: Педагогика, - 1995. - 187 с. 13. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Ярославль «Академия развития» / Е.В. Карпова - М.: Педагогика, 2015. - 208 с. 14. Колесникова, Е. В. Тесты для детей 5 лет / Е.В. Колесникова - М.: Ювента, 2015. - 32 с. 15. Крысько, В. Г. Психология и педагогика. Вопросы - ответы. Структурные схемы: Учеб. пособие для вузов / В.Г. Крысько - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014. - 316 с. 16. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник / Т.А. Куликова - М.: Академия, 2000. - 230 с. 17. Леонтьев, А. Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев - М.: Педагогика, 1997. - 213 с. 18. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - М.: Просвещение,1979. - 203 с. 19. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1999. - 145 с. 20. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая - М.: Педагогика, 1982. - 261 с. 21. Метлина, Л. С. Занятия - по математике в детском саду / Л.С. Метлина - М.: Просвещение, 1999. - 255 с. 22. Михайлова, 3. А. Игровые задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 80 с. 52
23. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова - М.: Просвещение, 2001. - 115 с. 24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 3-е изд., стереотип / В.С. Мухина - М.: Академия, 1998. - 272 с. 25. Новикова, В. П. Математика в детском саду: конспекты занятий / В.П. Новикова - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 38 с. 26. Психология. Учебник./ Отв. Ред. А.А. Крылов / А.А. Крылов - М: ПРОСПЕКТ, 2004. - 752 с. 27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Питер, 2009. - 713 с. 28. Савина, Ф. К. Учителя, студенты, школьники о познавательном интересе / Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента: Сб. науч. Тр. - Волгоград, ВГПИ: Знание, 2012. - 112 с. 29. Соколова, Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка / Ю. Соколова - М.: Экспо, 2014. - 28 с. 30. Фонарева, С. В. Развитие предметных действий ребенка / С.В. Фонарева - М.: Педагогика, 1968. - 511 с. 31. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.//Под ред. А.А. Столяра / А.А. Столяр - М: Просвещение, 1998. – 167 с. 32. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах - М.: Инфра-М, 2012. - 208 с. 33. Щербакова, Е. И. Методика обучения математики в детском саду: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений./ Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 2008. - 272 с. 34. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 2014. - 160 с. 35. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1999. - 208 с. 53
54


Яндекс.Метрика