«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ»
(консультация для воспитателей)
В педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема
исследования эмоциональной сферы детей с особенностями развития, в том числе и
с речевой патологией. При этом больше внимания уделяется развитию способности
распознавать и использовать невербальные средства коммуникации. Способность к
распознаванию эмоциональных состояний значима для любого ребёнка, но
особенно она актуальна для детей с особенностями в развитии. Расстройства в
эмоционально-мотивационной сфере могут вызвать затруднения при выполнении
интеллектуальных заданий, снизить работоспособность, привести к нарушению
поведения и даже социальной дезадаптации.
У детей с ОНР наблюдается психофизическая расторможенность или
заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной
и эмоциональной сферы.
Дети с ОНР долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают
проблемную ситуацию. Они отличаются нестойкостью интересов,
интеллектуальной пассивностью, специфическим поведением, имеют пробелы в
знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и с ограниченной познавательной
деятельностью.
Изучение эмоциональной сферы детей позволяют выделить некоторые
особенности эмоционального развития:
- снижение мотивационно-потребностной сферы общения – что заметно
препятствовало установлению контакта с окружающими и совместной деятельности
и выражалось в недооценивании информации, исходящей от взрослого.
- избирательный интерес или интерес, угасающий по мере столкновения с
трудностями (поощрения и успехи улучшали эмоциональные проявления, а
затруднения и ошибки приводили к дезорганизации деятельности).
- затруднение понимания эмоций, недостаточной сформированности умений
словесно описывать эмоциональные состояния, характеризовать их внешние
проявления.
Как дети старшего дошкольного возраста понимают эмоциональные состояния:
Наиболее простыми для понимания оказались такие эмоции, как радость и
злость: их верно определили все дети в логопедических группах, так и в
массовых.
Половина детей с нормальным речевым развитием и 25% детей с ОНР верно
поняли такое эмоциональное состояние, как страх.
Эмоцию «горе» верно определили все дети массовой группы и половина детей
с речевой патологией.
Наиболее сложной для понимания оказалась эмоция «обида». Только 25%
детей смогли определить данное состояние.
У детей с ОНР преобладали нераспространённые ответы, многие
затруднялись при установлении причинно-следственных связей, лишь иногда
пытались мотивировать свой ответ.
Понятно, что необходима работа по обогащению эмоциональных представлений
старших дошкольников, по формированию у них навыков межличностного
взаимодействия.
Можно выделить два основных направления работы:
1)
формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со
сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2)
формирование способов выражения эмоциональных состояний,
взаимоотношений.
Основным приёмом формирования представлений о доброжелательных чувствах
и отношениях является
чтение и обсуждение фольклорных произведений и
художественной литературы, в которых описаны образцы различных поступков
людей. Особая роль отводится сказкам. Через их восприятие и обсуждение дети
учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им. Верить в силы добра,
обретать уверенность в них и себе; при этом они активно используют как
положительную, так и отрицательную эмоциональную лексику.
Можно предложить детям сочинять сказки. Какие?
«Сказка по-новому» - за основу берётся старая сказка, героев
которой наделяют противоположными качествами ( Лиса становится
послушной, заяц –хитрым)
«салат из сказок». Несколько сказок соединяют в одну.
«Сказка-калька». Герои попадают в другие обстоятельства, чаще
всего в фантастические, невероятные.
«Продолжение сказки». Придумать новый конец известной сказке.
Так дети учатся различать положительные и отрицательные качества персонажей,
дают оценку их поступкам, привычкам и поведению в разнообразных жизненных
ситуациях, определяют и сравнивают основные черты героев, находят у себя как
положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки, выражают
своё отношение к делам и поступкам литературных персонажей.
Следующим приёмом, позволяющим сформировать представление об эмоционально
положительных взаимоотношениях и способах поведения в различных
коммуникативных ситуациях, является
моделирование значимых ситуаций и игр-
драматизаций на морально-этические темы
Для развития эмпатии и поведения, основанного на ней, детям можно
предложить участие в кукольном спектакле, драматизации сказок сначала в качестве
зрителей, затем в качестве актёров; сюжетные творческие игры с повторением сцен,
в которых ребёнок сначала играет одну роль, затем тут же другую ( это помогает
научить детей видеть эмоциональное состояние другого); разговор по телефону со
сказочными персонажами с выражением своего отношения к ним. В содержание
занятий могут быть включены игры и упражнения: «Опиши друга» - двое детей
становятся спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду другого;
затем выясняется, кто оказался точнее; «Подари подарок другу» - при помощи
мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу; «Сравнения» -
дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем
совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
«Улыбка» - дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему
улыбку; «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты весёлая, у тебя красивое
платье…» - «Спасибо. Мне очень приятно!»
Вторым направлением работы является формирование способов выражения
эмоциональных состояний, т.е умения выразить своё отношение к собеседнику и
предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими
человеческими эмоциями и чувствами, формирование вербальных и невербальных
средств их выражения.
Смысл решения данной задачи заключается в следующем:
Ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их
выражения через мимику, жесты, позу.
Знакомство с особой лексикой и пополнение словаря детей словами,
характеризующими различные состояния человека, его эмоции, настроения,
переживания, качества характера.
Формирование умения называть эмоциональные состояния и их внешние
проявления у себя, собеседника, персонажей литературных произведений.
Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в произведении
мимических, жестовых, пантомимических движений.
Закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности.
Перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную
деятельность.
Обучение вербальным и невербальным способам выражения различных чувств и
эмоций происходит с использованием элементов психогимнастики и психодрамы по
методике М.И. Чистяковой, которые помогают корригировать недостатки
собственного поведения (агрессивность, конфликтность, замкнутость,
застенчивость), способствуют расслаблению и раскрепощению.
Для работы необходимо определиться, на какие эмоции опираться. Это могут
быть: интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Остальные эмоции являются производными.
Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать
литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные
жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. При этом необходимо выйти за
рамки поверхностного описания эмоции и постепенно подводить детей к их более
глубокому пониманию.
Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах
необходимо знакомить детей с невербальными средствами выражения подобных
состояний. Приёмом, помогающим в решении этих вопросов, является
использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям.
Картинки, изображающие кульминационный момент рассказа, обычно фиксируют
эмоциональные проявления человека и отражаются на его лице, позе, походке.
Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица могут
использоваться пиктограммы, изображающие определённые чувства и эмоции
человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений
изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза,
краснеет, иногда стыдливо улыбается. Параллельно дети представляют (и
описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его
походка.
Работа над передачей состояния человека с помощью невербальных средств
включает тренинг мимических и пантомимических мышц. Решение данной
проблемы оказывается возможным благодаря специальным упражнениям,
направленным на изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных
состояний, на тренинг выразительной мимики. Ребёнку предлагается выполнить ряд
упражнений для мимических мышц лица, например: наморщить лоб, поднять брови
(удивление), сдвинуть брови (гнев), сжать губы, прищурить глаза (презрение).
«Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный
человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший
волка.
«маски» - один ребёнок изображает настроение при помощи мимики, а остальные
дети определяют, удалось ли это сделать.
«Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча
передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе
играть», «Я не хочу с тобой дружить».
Пониманию выразительности позы и жестов в значительной степени способствует
анализ картинок, изображающих людей (без лиц) в одной и той же позе в различных
ситуациях, но с одинаковыми эмоциональными проявлениями. В ходе их
рассматривания и сравнения дети приходят к выводу о том, что характер той или
иной позы находится в прямой зависимости от конкретной ситуации и
свидетельствует, как правило, об эмоциональном состоянии человека.
Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности
эмоциональной сферы и поэтому необходима специальная работа по обогащению
их эмоциональных представлений, формированию способов вербального и
невербального выражения эмоций и чувств, закреплению навыков межличностного
взаимодействия.