Напоминание

"Невербальные средства коммуникации"

Автор: Нестерова Людмила Леонидовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №22 "Сказка"

Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область

Наименование материала: статья

Тема: "Невербальные средства коммуникации"

Описание:

консультация для воспитателей о развитии эмоциональной сферы детей с особенностями в развитии

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4497

Опубликовано 19.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ» (консультация для воспитателей) В педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема исследования эмоциональной сферы детей с особенностями развития, в том числе и с речевой патологией. При этом больше внимания уделяется развитию способности распознавать и использовать невербальные средства коммуникации. Способность к распознаванию эмоциональных состояний значима для любого ребёнка, но особенно она актуальна для детей с особенностями в развитии. Расстройства в эмоционально-мотивационной сфере могут вызвать затруднения при выполнении интеллектуальных заданий, снизить работоспособность, привести к нарушению поведения и даже социальной дезадаптации. У детей с ОНР наблюдается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоциональной сферы. Дети с ОНР долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию. Они отличаются нестойкостью интересов, интеллектуальной пассивностью, специфическим поведением, имеют пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и с ограниченной познавательной деятельностью. Изучение эмоциональной сферы детей позволяют выделить некоторые особенности эмоционального развития: - снижение мотивационно-потребностной сферы общения – что заметно препятствовало установлению контакта с окружающими и совместной деятельности и выражалось в недооценивании информации, исходящей от взрослого. - избирательный интерес или интерес, угасающий по мере столкновения с трудностями (поощрения и успехи улучшали эмоциональные проявления, а затруднения и ошибки приводили к дезорганизации деятельности). - затруднение понимания эмоций, недостаточной сформированности умений словесно описывать эмоциональные состояния, характеризовать их внешние проявления. Как дети старшего дошкольного возраста понимают эмоциональные состояния:  Наиболее простыми для понимания оказались такие эмоции, как радость и злость: их верно определили все дети в логопедических группах, так и в массовых.  Половина детей с нормальным речевым развитием и 25% детей с ОНР верно поняли такое эмоциональное состояние, как страх.  Эмоцию «горе» верно определили все дети массовой группы и половина детей с речевой патологией.  Наиболее сложной для понимания оказалась эмоция «обида». Только 25% детей смогли определить данное состояние.  У детей с ОНР преобладали нераспространённые ответы, многие затруднялись при установлении причинно-следственных связей, лишь иногда пытались мотивировать свой ответ.
Понятно, что необходима работа по обогащению эмоциональных представлений старших дошкольников, по формированию у них навыков межличностного взаимодействия. Можно выделить два основных направления работы: 1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии; 2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений. Основным приёмом формирования представлений о доброжелательных чувствах и отношениях является чтение и обсуждение фольклорных произведений и художественной литературы, в которых описаны образцы различных поступков людей. Особая роль отводится сказкам. Через их восприятие и обсуждение дети учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им. Верить в силы добра, обретать уверенность в них и себе; при этом они активно используют как положительную, так и отрицательную эмоциональную лексику. Можно предложить детям сочинять сказки. Какие?  «Сказка по-новому» - за основу берётся старая сказка, героев которой наделяют противоположными качествами ( Лиса становится послушной, заяц –хитрым)  «салат из сказок». Несколько сказок соединяют в одну.  «Сказка-калька». Герои попадают в другие обстоятельства, чаще всего в фантастические, невероятные.  «Продолжение сказки». Придумать новый конец известной сказке. Так дети учатся различать положительные и отрицательные качества персонажей, дают оценку их поступкам, привычкам и поведению в разнообразных жизненных ситуациях, определяют и сравнивают основные черты героев, находят у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки, выражают своё отношение к делам и поступкам литературных персонажей. Следующим приёмом, позволяющим сформировать представление об эмоционально положительных взаимоотношениях и способах поведения в различных коммуникативных ситуациях, является моделирование значимых ситуаций и игр- драматизаций на морально-этические темы Для развития эмпатии и поведения, основанного на ней, детям можно предложить участие в кукольном спектакле, драматизации сказок сначала в качестве зрителей, затем в качестве актёров; сюжетные творческие игры с повторением сцен, в которых ребёнок сначала играет одну роль, затем тут же другую ( это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого); разговор по телефону со сказочными персонажами с выражением своего отношения к ним. В содержание занятий могут быть включены игры и упражнения: «Опиши друга» - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду другого; затем выясняется, кто оказался точнее; «Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу; «Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение; «Улыбка» - дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему
улыбку; «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты весёлая, у тебя красивое платье…» - «Спасибо. Мне очень приятно!» Вторым направлением работы является формирование способов выражения эмоциональных состояний, т.е умения выразить своё отношение к собеседнику и предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими человеческими эмоциями и чувствами, формирование вербальных и невербальных средств их выражения. Смысл решения данной задачи заключается в следующем:  Ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу.  Знакомство с особой лексикой и пополнение словаря детей словами, характеризующими различные состояния человека, его эмоции, настроения, переживания, качества характера.  Формирование умения называть эмоциональные состояния и их внешние проявления у себя, собеседника, персонажей литературных произведений.  Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в произведении мимических, жестовых, пантомимических движений.  Закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности.  Перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность. Обучение вербальным и невербальным способам выражения различных чувств и эмоций происходит с использованием элементов психогимнастики и психодрамы по методике М.И. Чистяковой, которые помогают корригировать недостатки собственного поведения (агрессивность, конфликтность, замкнутость, застенчивость), способствуют расслаблению и раскрепощению. Для работы необходимо определиться, на какие эмоции опираться. Это могут быть: интерес, радость, удивление, горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции являются производными. Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. При этом необходимо выйти за рамки поверхностного описания эмоции и постепенно подводить детей к их более глубокому пониманию. Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах необходимо знакомить детей с невербальными средствами выражения подобных состояний. Приёмом, помогающим в решении этих вопросов, является использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям. Картинки, изображающие кульминационный момент рассказа, обычно фиксируют эмоциональные проявления человека и отражаются на его лице, позе, походке. Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица могут использоваться пиктограммы, изображающие определённые чувства и эмоции человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза,
краснеет, иногда стыдливо улыбается. Параллельно дети представляют (и описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его походка. Работа над передачей состояния человека с помощью невербальных средств включает тренинг мимических и пантомимических мышц. Решение данной проблемы оказывается возможным благодаря специальным упражнениям, направленным на изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний, на тренинг выразительной мимики. Ребёнку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица, например: наморщить лоб, поднять брови (удивление), сдвинуть брови (гнев), сжать губы, прищурить глаза (презрение). «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка. «маски» - один ребёнок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли это сделать. «Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить». Пониманию выразительности позы и жестов в значительной степени способствует анализ картинок, изображающих людей (без лиц) в одной и той же позе в различных ситуациях, но с одинаковыми эмоциональными проявлениями. В ходе их рассматривания и сравнения дети приходят к выводу о том, что характер той или иной позы находится в прямой зависимости от конкретной ситуации и свидетельствует, как правило, об эмоциональном состоянии человека. Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности эмоциональной сферы и поэтому необходима специальная работа по обогащению их эмоциональных представлений, формированию способов вербального и невербального выражения эмоций и чувств, закреплению навыков межличностного взаимодействия.




Яндекс.Метрика