"Развитие логического мышления при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"
Автор: Мурашова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15
Населённый пункт: город Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие логического мышления при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"
Описание:
Статья содержит материалы, который поможет воспитателю разнообразить свои занятия по формированию элементарных математических представлений. Статья будет интересна воспитателям всех возрастных групп.
развивающих игр.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к
школе является развитие логического мышления и познавательных
способностей дошкольников, формирование у них элементарных
математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления
и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая
дисциплина как «методика формирования элементарных математических
представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной
педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу
несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического
мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле
математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные
возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение,
абстрагирование, символизация), внимания, памяти.
В настоящее время проблему формирования элементарных
математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и
отечественные педагоги.
Процесс формирования элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на
занятиях игровых методов и приемов.
Достижению целей и задач по математике помогает осуществление
следующих принципов:
принципа сознательности и активности, принципа
доступности и индивидуализации, принципа систематичности и
последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью,
принципа развивающего обучения, принципа наглядности.
Одним из условий качественного усвоения математических
представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная
активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов
обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно
вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес
к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень
высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок
занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а
значит, учится усваивать материал легко и основательно.
Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и
интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в
обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою
притягательность. Помимо обучения и развития, математика для
дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и
родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс.
Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал
ребенка и развить математические способности.
Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и
интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и
деятельности человека (Л.А.Гордон).
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым
персонажам. С этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по
мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры
детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в
личностной заинтересованности и осознании собственной значимости.
Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к
математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей,
раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:
- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов
деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами,
ребенок развивает руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным
материалом, который дает возможность разного обследования предмета.
Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен,
чтобы вызывать у детей желание работать.
Рассмотрим методические
основы организации занятий по ФЭМП:
Построение занятий по математике базируется на основных
современных подходах к процессу образования: деятельностном;
развивающем; личностно-ориентированном.
Наиболее эффективному проведению занятий по математике
способствует соблюдение следующих условий:
1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей
детей;
2. создание благоприятной психологической атмосферы и
эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи
воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую,
музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой
утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий.
На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые
методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые
ситуации, практические методы.
Так же на занятии по математике хорошо использовать
игры и
упражнения с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, пособие «Логико-
малыш».
Блоки Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан
Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с
формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими
представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у
детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация,
обобщение), логическое мышление, творческие способности и
познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные
действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам,
перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Палочки Кюизенера .
Во всем мире широко известен дидактический материал,
разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен
для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с
детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами
школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными
числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные
особенности этого дидактического материала — абстрактность,
универсальность, высокая эффективность.
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной
"цветной алгеброй" .
Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения:
чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок
в узоре — в состав числа. С помощью составления узоров (ковриков)
выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его
разложения), решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся
через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).
Логико-малыш.
В «Логико-Малыш» играют дети по всему миру. Пособие, придуманное
немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком.
Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными
фишками и комплектов карточек по разным темам. Каждый комплект
карточек сопровождается необходимыми методическими рекомендациями и
пояснениями для методистов, воспитателей, родителей.
Основные достоинства пособия «Логико-Малыш»: обучение
происходит через игру; предусмотрена возможность самоконтроля; благодаря
занятиям с пособием происходит комплексное развитие логического
мышления, памяти, внимания, речи; для занятий не требуются такие
материал как ручка, карандаш и т.д.; карточки и планшет выполнены очень
качественно; карточки приобретаются отдельно и можно подобрать их по
интересующей теме.
Пособие «Логико-Малыш» позволяет:
Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.
В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал,
учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память,
воображение и речь.
Долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект
новыми карточками.
Длительно использовать пособие благодаря применению специального
плотного картона для карточек и экологически стабильных пластмасс
для планшета, а в сравнении с рабочими тетрадями - существенно
сэкономить финансовые средства учебных учреждений.
Повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже
имеющиеся комплекты карточек.
Постепенно комплектовать и дополнять методический фонд детского
сада вновь выпускаемыми комплектами карточек.
Использовать «Логико-Малыш» в любом дошкольном учреждении, вне
зависимости от базовой программы, выбранной учебным учреждением,
благодаря легкости интегрирования в существующие программы
развития ребенка дошкольника.
Занятия с использованием пособия значительно расширят кругозор
ребенка, помогут развить речь, умение формулировать свои мысли. Вопросы
в карточках даны по конкретным темам, но при этом задания самые
разнообразные: на развитие логики, памяти, мышления.
Взаимосвязь самообучения и самоконтроля – основной принцип
«Логико-малыш», благодаря которому пособие за короткое время получило
признание и высокую оценку педагогов более 20 стран мира.
Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в
индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого
занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство
формирования элементарных математических представлений, можно
получить хороший результат.
Таким образом, использование игровых методов и приемов как
средства формирования элементарных математических представлений дает
положительный результат в развитии психических процессов и речи.