Напоминание

"Развитие логического мышления при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"

Автор: Мурашова Елена Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15

Населённый пункт: город Коломна

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие логического мышления при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр"

Описание:

Статья содержит материалы, который поможет воспитателю разнообразить свои занятия по формированию элементарных математических представлений. Статья будет интересна воспитателям всех возрастных групп.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4499

Опубликовано 19.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Развитие логического мышления при

формировании элементарных

математических представлений у детей

дошкольного возраста посредством

развивающих игр.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний. Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти. В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов. Достижению целей и задач по математике помогает осуществление следующих принципов: принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности. Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно. Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для
дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности. Интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон). Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью в занятия можно ввести знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества: - во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию; - во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку. Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета. Наглядный материал должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы вызывать у детей желание работать. Рассмотрим методические основы организации занятий по ФЭМП: Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном. Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий: 1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей; 2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника); 3. широкое использование игровой мотивации; 4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную; 5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей; 6.развивающий характер заданий. На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.
Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера, пособие «Логико- малыш».
Блоки Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Палочки Кюизенера
. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера могут стать своеобразной
"цветной алгеброй"
. Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок — в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре — в состав числа. С помощью составления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются "цветные" уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).
Логико-малыш.
В «Логико-Малыш» играют дети по всему миру. Пособие, придуманное немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком. Пособие состоит из планшета с разноцветными передвижными фишками и комплектов карточек по разным темам. Каждый комплект карточек сопровождается необходимыми методическими рекомендациями и пояснениями для методистов, воспитателей, родителей. Основные достоинства пособия «Логико-Малыш»: обучение происходит через игру; предусмотрена возможность самоконтроля; благодаря занятиям с пособием происходит комплексное развитие логического мышления, памяти, внимания, речи; для занятий не требуются такие материал как ручка, карандаш и т.д.; карточки и планшет выполнены очень качественно; карточки приобретаются отдельно и можно подобрать их по интересующей теме. Пособие «Логико-Малыш» позволяет:
 Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.  В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.  Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.  Долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками.  Длительно использовать пособие благодаря применению специального плотного картона для карточек и экологически стабильных пластмасс для планшета, а в сравнении с рабочими тетрадями - существенно сэкономить финансовые средства учебных учреждений.  Повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек.  Постепенно комплектовать и дополнять методический фонд детского сада вновь выпускаемыми комплектами карточек.  Использовать «Логико-Малыш» в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от базовой программы, выбранной учебным учреждением, благодаря легкости интегрирования в существующие программы развития ребенка дошкольника. Занятия с использованием пособия значительно расширят кругозор ребенка, помогут развить речь, умение формулировать свои мысли. Вопросы в карточках даны по конкретным темам, но при этом задания самые разнообразные: на развитие логики, памяти, мышления. Взаимосвязь самообучения и самоконтроля – основной принцип «Логико-малыш», благодаря которому пособие за короткое время получило признание и высокую оценку педагогов более 20 стран мира. Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат. Таким образом, использование игровых методов и приемов как средства формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.


Яндекс.Метрика