Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями в формировании ЗОЖ"
Описание:
• Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту.
• Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников
занимает достойное место в ряду приоритетных направлений
педагогического процесса дошкольного учреждения.
В Статье 44. Закона «Об образовании» РФ говорится, что «Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми
другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности ребенка».
В этой связи педагоги всех дошкольных учреждений стараются создать
единое пространство воспитания и развития ребенка в семье и дошкольном
учреждении, привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.
В примерной программе дошкольного образования предусматривает
содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
«Здоровье» и «Физическая культура».
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здо
-
ровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями,
проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми
секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
«уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных
беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость
создания в семье предпосылок для полноценного физического
развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного
отношения к физкультуре и спорту.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями
занятий физической культурой и спортом.
Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной со -
ставляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия
детского сада и семьи в социокультурном развитии дошкольников осознается
современными воспитателями как очевидная истина. Педагогическая
компетентность сегодняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда
он может сориен
тироваться в образовательной ситуации, без помощи
специалистов образовательного учреждения.
Каждое дошкольное учреждение определяет условия работы с
родителями, совершенствует содержание, формы и методы сотрудничества с
семьей с учетом изменяющихся условий, запросов каждой семьи. Педагог
дошкольного учреждения – это не только воспитатель детей, но и партнер
родителей по их воспитанию.
Согласно исследованиям современных ученых (Н.М. Метенова, Л.И.
Новикова, В.А. Караковский, Н.Н. Селиванова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева)
основными факторами, влияющими на эффективность взаимодействия
детского сада и семьи, является:
1. Уровень педагогической культуры родителей
. Важным
показателем педагогической культуры родителей можно считать степень
осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом,
который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о
целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения.
Повышение педагогической культуры родителей – одна из
важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая
решается на основе доверительно-делового общения воспитателя с
родителями. Наше дошкольное учреждение заинтересовано в
плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных
партнеров. Активно ведется поиск новых форм партнерства, позволяющих
активно развивать весь комплекс воспитательных, развивающих,
оздоровительных задач.
2. Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах
сотрудничества с семьей.
В содержание профессиональной компетентности входят:
Личностный компонент;
(выдержка, тактичность,
наблюдательность, уважительность)
Содержательный компонент; ( включает знания о семье, об
особенностях семейного воспитания, о методах активизации
родителей)
Деятельностный компонент (
Умение организовать
традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями)
3.Умение выстроить диалог.
Чтобы выстроить диалог, воспитателю важно обладать
коммуникативными умениями, ориентируясь в проблемах воспитания и
нуждах семьи.
В результате такого взаимодействия родители активно участвуют в
мероприятиях, которые проводятся в дошкольном учреждении и в группе,
оставляют свои отзывы и предложения.
Из опыта работы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между
педагогом и родителями, первое родительское собрание «Дом, в котором мы
живем», провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему
готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в
группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с выступления моих
воспитанников. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила
взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось
радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь
родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно
было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Мягкое освещение,
музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования
способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям
откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к
небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам,
которые носят характер краткой памятки.
К собраниям готовлю фотостенд, где использую фотографии из
семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю
благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и
помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза
родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали
активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками,
научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
В группе для информирования родителей о воспитательно-
образовательном процессе оформляются родительские уголки. Кроме того
широко используется изготовление буклетов, брошюр, газет,
информационных вестников. Активность родителей в создании фотогазет,
выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести
до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично
о родительских обязанностях и ответственности. Открытость дошкольного
учреждения позволяет родителям использовать виртуальное общение со
всеми специалистами детского сада.
Досуговое направление
в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что
любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри
проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать
разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести
опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской
общественностью в целом. Необходимо отметить, что родители являются не
просто зрителями, но и исполнителями главных ролей.
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников мы
рассматриваем как один из необходимых компонентов образовательной
среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное
влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического
и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и
воспитания.