"Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".
Автор: Неня Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт Тисуль
Наименование материала: публикация пособия
Тема: "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".
Описание:
Вашему внимания предлагаю дидактический материал логические блоки Дьеныша, которые успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Целью которой являются6 создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша
"Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с
использованием логических блоков Дьенеша".
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — формирование
мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать
новое. Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал,
более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая
возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны
помнить, что основной метод развития- проблемно- поисковый, а главная
форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают
развитие логического мышления у детей.
В своей работе по развитию
логического мышления использую логические блоки Дьенеша.
Почему я взяла для работы именно эти блоки?
Предпологаю, что работа с блоками и логическими фигурами
поможет не
только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и
достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики,
геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского
сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.
Дидактический материал, разработанный теоретиком и практиком так
называемой "новой математики" венгерским психологом и математиком
Золтаном Дьенышем, успешно используется для развития логического
мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он
завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
Цель блоков Дьеныша:
Создание условий для развития элементарных
приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у
дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша
В работе с детьми в этом направлении были определены следующие
задачи:
-Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве,
операции над множествами. Формировать представления о математических
понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование
со знаком отрицания - «не», «и», «или»)
-Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и
различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
-Развивать пространственные представления.
-Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного
решения учебных и практических задач.
-Развивать самостоятельность, настойчивость в достижении цели,
преодолении трудностей.
-Развивать познавательные процессы мыслительные операции. Развивать
творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
-Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Логический материал представляет собой набор из 48 объемных
геометрических фигур, различающихся
Цветом - красные, желтые, синие;
Размером - большие, маленькие
Толщиной - толстые, тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной
из четырех форм, одним из трёх цветов, одним из двух размеров, одним из
двух видов толщины.
На основе логических блоков разработан игровой материал.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют
уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными
программами. Для того, что реализовать индивидуальный подход,
целесообразно организовать работу с учетом трёх уровней развития детей
(низкий, средний, высокий)
Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с
детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В
соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей
предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого
манипулирования фигурами. На занятиях по ФЭМП логические блоки можно
использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание
детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям.
Начала я работу с блоками со второй младшей группы с того, что
предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В
процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют
разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки,
башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они
помогли в запоминании программного материала по соотношению
цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и
упражнениям. Такие как «Угощения для медвежат», «Магазин», «Мозаика
цифр», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Логические кубики»,
«Логический поезд».
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в
конструировании, аппликации, рисовании по образцу:
*сначала путем накладывания
* затем самостоятельно выкладывая
*рисования фигуры на чистом листе, например, как игра «Художники».
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах
деятельности на занятиях (как по познавательному развитию (ФЭМП), так и
на речевом развитие - поскольку перед воспитателем старшей и тем более
подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному
анализу слова, то блок могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове,
месте его в слове), в настольно – печатных играх, в сюжетно – ролевых, в
подвижных, в дидактических играх, вне занятий, в развивающей среде
группы. Ещё раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно,
все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта
с блоками Дьеныша.
Для достижения взаимопонимания с родителями в вопросах воспитания и
обучения детей, для привлечения их к активному сотрудничеству использую
следующие формы работы: анкетирование, консультации, бюллетени,
буклеты . С родителями своих воспитанников проводила семинар практикум
по игровому пособию Дьеныша, в форме игры «Мозаика цифр».
Таким образом логико-математические игры способствуют развитию таких
умственных операций как классификация, группировка предметов по
свойствам, абстрагирование свойств от предмета. дети учатся догадываться,
доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без
догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня я предлагаю тоже следовать
древней китайской пословице:
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься.