Учебное заведение: Управление дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой" Детский сад "Морозко"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: "Методические разработки педагогов"
Тема: "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Описание:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного
образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно
актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития
информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены
происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это
связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и
воспитания. Одним из важных условий обновления является использование
новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю
доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это
компьютер,
использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода
мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для
ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из
инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном образовании становится все более актуальным, так
как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на
сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки
деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная
предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и
содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания –
техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача
ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры,
игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это
должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных методов образования на методы поисковой и творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей степени, становится соучастником, помощником. Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы
в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика
развития, планирование, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к
совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе
Microsoft Рower Рoint
в различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др.
Презентация помогает объединить
огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого
объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео
аппаратуры.
Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны,
наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать
ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с
компьютером.
Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику
элемента конкретных событий, представлений, у него развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами
теоретического мышления.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального
развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-
воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной
организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с
возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится
от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10
минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений
зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную
гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в
развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Я выявляю
следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а
также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало
и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей;
расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала. Появляется возможность для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.