Напоминание

"Умелые ручки"

Автор: Бадьина Татьяна Михайловна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 36 "Звоночек"

Населённый пункт: город Чайковский

Наименование материала: Прект

Тема: "Умелые ручки"

Описание:

Развитие речи детей посредством укрепления мелкой моторики рук"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4560

Опубликовано 24.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Проект «Умелые ручки» (Для детей 2 младшей группы) Разработала: воспитатель МБДОУ д/с № 36 «Звоночек». (корпус 2 «Радость» ) Бадьина Татьяна Михайловна г. Чайковский 2016г.
Актуальность:

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По результатам, проведенной диагностики совместно с учителем -логопедом выяснила, что дети имеют низкий уровень развития речи. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Благодаря пальчиковым играм развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исходя из перечисленного, я приняла решение о проведении проектной деятельности с детьми, которая поможет развить мелкую моторику и речь детей.

Цель.
Развитие речи посредством укрепления мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста .
Задачи.
 формировать произвольные координированные движения пальцев рук;  способствовать овладению навыками мелкой моторики;  продолжать развивать и активизировать речь ребенка;  развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;  воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Предполагаемый результат:
 Чистое произношение всех звуков родного языка, в соответствии с возрастом;  более развита координации движений, сила и ловкость рук;  дети более усидчивы, внимательны,.
Формы работы:
 Групповая, подгрупповая, индивидуальная;  совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи;
Методы и приемы:
• самомассаж кистей рук; • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины. шнурочки) • рисование (пальчиками, закрашивание) Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Срок реализации проекта:
1 год
Участники проекта:
 дети 2 младшей группы ;  воспитатели;  учитель – логопед;
 родители детей.
Трансляция результата:
 родительские собрания, с показом игр;  фотоотчеты: «Мы играть не устаем, очень весело живем!»  видео отчеты.
Работа с родителями
 Выступление на собрании «Пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики»;  анкетирование «Играете ли вы с детьми в пальчиковые игры»;  консультация «Для чего нужно играть в пальчиковые игры»;  рекомендации для изготовления игр для мелкой моторики;  пополнение группы играми для развития мелкой моторики;  проведение собрания с показом пальчиковых игр, которые разучили;  мастер – класс родителей и детей «Как мы играем»
Работа с детьми.
 Разучивание новых пальчиковых игр;  Складывание различных мозаик;  Собирание разного вида конструкторов;  Наматывание ниток на клубок;  Собирание пирамидок, матрешек, игрушек-вкладышей;  Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок;  Лепка из пластилина, рисование, раскрашивание;  Выкладывание предметов и узоров из палочек;  Собирание бус из крупных бусинок колечек, шариков;
 Шнурование, завязывание узлов;  Использование прищепок.
Содержание деятельности с детьми

(тематическое)


Месяц

Вид деятельности

Задачи

Октябрь

1 неделя. Тема:

«Музыкальная осень»
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» 2. «Листочки» - раскрась по образцу. 3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). 4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек. 5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
2 неделя. Тема:

«Урожай: сад, фрукты,

овощи, огород»
1. Упражнение «Угадай, что это» - тактильное обследование овощей и фруктов. 2. «Чудесный мешочек» - найди овощи на ощупь. 3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки. 4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички). 5. Д/игра «Собери букет». 6. Пальчиковая игра «Фрукты», «Сколько грядок в огороде?» 7. Самомассаж мячиками (ежиками) 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Закреплять умение делать из пластилина шарики. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать чувство формы и цвета. 6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

3 неделя. Тема:

«Животные, которые

живут рядом с нами»

4 неделя. Тема: «О

хороших привычках и

нормах поведения»

«Ноябрь

1 неделя. Тема:

С чего начинается

Родина»
1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем. 2. Пальчиковая гимнастика «Котенок – шалун». 3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. 4.»Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки. 5. Д/и «Найди маму»- закрепить название детенышей и их животных. 6. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Пальчиковая гимнастика ««Точим нож». 2. Упражнение «Помогаем маме»- развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. 3. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки. 5. «Укрась платье Маруси»- раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. 6. Самомассаж косточками фруктов. 1. Пальчиковая гимнастика «Мой город». 2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики. 3. Игра «Закрой двери в домике»- подбирать предметы по размеру. 4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). 5. « Закрась окна в домах» - закрашивание, не выступая за края. 6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. 7. Самомассаж косточками фруктов. 1. Развивать мелкой моторики рук. 2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. 3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости. 4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любовь к животным, фантазию. 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Учить создавать узор из кругов, штрихов. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать желание помогать маме, бабушке. 6. Развивать творческую фантазию. 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3. Научить детей завязывать узелки, бантики. 4. Формировать умение координировать речь и движения. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

2 неделя. Тема:

«Одежда, обувь»
1. Пальчиковая гимнастика «Гномики- прачки» . 2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц. 3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью. 4. Пальчиковая гимнастика «Башмачок». 5. Д/ игра «Оденем Петю» 6. Самомассаж гранеными карандашами 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы. 3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу. 4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу. 5. Воспитывать бережное отношение к одежде.
3 неделя. Тема:

«Мебель, посуда»
1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками). 2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек. 3.Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли». 4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам. 5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей. 6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. 7. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. 6. Воспитывать бережное отношение к посуде.
4 неделя. Тема:

«Животные наших

лесов (птицы и звери)»
1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой. 2. Пальчиковая гимнастика «На лужок». 3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу. 4. Подвижная игра «Зайка» 5. Упражнение «Веселые зверята» 6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками. 7. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. 4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. 5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. 6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.
Декабрь

1 неделя. Тема: «Зима»
1.»Лыжник» - рисуем на манке пальчиками. 2. Упражнение «Клубочки для 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение
бабушки» - смотать нитки в клубочки. 3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток. 4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка» 5. Самомассаж мячиками (ежиками). 6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей. координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Развивать умение сматывать клубочки (снежные комочки).
2 неделя. Тема:

«Транспорт»
1. Пальчиковая гимнастика «Веселая поездка». 2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». 3. Игра «Грузовик построим сами». 4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам. 5. Самомассаж гранеными карандашами. 6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери колеса к машине по цвету. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности. 5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. 6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.
3 неделя. Тема:

«Игрушки»
1. Пальчиковая игра «Лодочка». 2. Упражнение «Лошадка». 3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 4. Упр. "Собери матрешку»- Нужно правильно собрать по картинке. 5. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик). 6. Упражнение "Платочек для куклы" - определение фактуры материала. 7. «Пирамидка» - лепка из пластилина 8. Самомассаж косточками фруктов. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Продолжать учить координировать движения с речью. 3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги. 6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
4 неделя. Тема:

«Здравствуй, Новый

год!
1. Пальчиковая гимнастика «Новый год». 2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение координировать речь с
шерстяной ниток клубочки 3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки. 4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. 5. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки. 6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу. 7. Самомассаж косточками фруктов. движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. 4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. 5. Развивать умение сматывать клубочки. 6. Стимулировать тактильные ощущения. 7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
Январь

2 неделя. Тема:

«Народные праздники

на Руси
1. Пальчиковая гимнастика «Шевеляк». 2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке- норушке рассортировать красную и белую фасоль. 3. Самомассаж гранеными карандашами. 4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко. 5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера. 6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые. 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.
3 неделя. Тема:

«Профессии»
1. Пальчиковая игра «Физкультурник». 2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне. 3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь. 4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка. 5.»Мы строители» - строим из строительного материала гараж. 6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие. 7. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал. 5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность
4 неделя. Тема:» Дом,

Жилище»
1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек». 2. Пальчиковая игра «Замок»». 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Обучение рисованию кругов.
3.»Домик для мишутки» - рисуем на манке. 4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. 5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители» 6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе. 7. Самомассаж гранеными карандашами. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. 5. Развивать чувство формы. 6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Февраль

1 неделя. Тема:

«Продукты питания»
1.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» 2.«Угостим мышку сыром» 3. «Кто чем питается? 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.учить детей рисовать цветными карандашами полукругом предметы и аккуратно закрашивать их; обогащать речевой словарь; -воспитывать отзывчивость и доброту 3. учить детей располагать и наклеивать предметы в нужной последовательности.
2неделя. Тема: «Я –

человек»
1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур человека. 2.Лепка «Бабка и дед» 3. Рисование «Маска клоуна» 4. Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои». 5. Самомассаж гранеными карандашами 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу. 3. Учить детей рисовать круглые линии. 4. Учить детей наносить пластилин на заданную поверхность, доводить изделие до нужного образа с помощью ниток и пластилина. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 7. Воспитывать любовь к близким, желание заботиться о них.
3 неделя. Тема: «Игры

и игрушки»
1. Упражнение. «Игрушки» - выложить рисунок счетными палочками. 2. Упражнение. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге. 3. Упражнение «Чей кораблик?» - лабиринт 4. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. 3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 4. Развивать глазомер и точность. 5. Стимулировать тактильные
5. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку. ощущения.
4 неделя. Защитники

Отечества»
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики – солдатики»». 2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками 4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами. 5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем. 6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. 1. Совершенствовать мелкую моторику рук 2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Учить детей завязывать узелки и бантики. 5. Стимулировать тактильные ощущения.
Март

1 неделя. Тема:

«Животные холодных

и жарких странах»
1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой. 2. Пальчиковая гимнастика «В зоопарке мы бродили». 3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу. 4. Подвижная игра «У жирафа пятна, пятна» 5. Упражнение «Веселые зверята» 6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиковыми красками. 7. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. 4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. 5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. 6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.
2. неделя. Тема: «О

любимых мамах»
1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки. 2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга. 3. Пальчиковая игра «Мамины помощники». 4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками 5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 6. Воспитывать бережное
на ленту. 6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 7. Самомассаж косточками фруктов. отношение к родителям, желание их порадовать
3. неделя. Тема:

«Ранняя весна»
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко». 2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию : солнышко, травку, первые цветы, деревья. 3.»Весенний букет» - аппликация с использованием оригами. 4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков. 5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
4. неделя. Тема:

«Театр»
1. Пальчиковая игра «гости». 2. Упражнение «Зоопарк» - игра с решеткой для мойки. 3. Упражнение «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки). 4. «Рисуем декорации к сказке «Колобок» 5. «Домик для зайчика и петушка» -лепка. 6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Продолжать учить детей работать кистью и краской. 4. Воспитывать любовь к прекрасному.
Апрель

1неделя. Тема: «Спорт

и здоровье»
1. Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы предметов то, что тонет. 2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой. 3. Раскрашивание «Мячики». 4. Упражнение «Соберем кубик» - разрезная картинка. 5.Пальчиковая игра «Физкультурник» 6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Воспитывать
заснул). 7. Самомассаж косточками фруктов. любознательность, самостоятельность.
2неделя. Тема:

« Космос»
1. Пальчиковая гимнастика «Планеты». 2. Рисование «Лети наша ракета» 3. Игра «Зажги звезды» 4. Лепка «Ракета».- передать форму столбика с заострением наверху. 5. Заштрихуй тучку по образцу. 6. Самомассаж гранеными карандашами. 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. 5. Стимулирование тактильных ощущений. 6. Развивать усидчивость, целенаправленность. 7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
3 неделя. Тема:

«Перелетные птицы»
1. Пальчиковая игра «Маленькие птички». 2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками. 3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки. 4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча). 5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро. 6. Оригами «Птички». 7. Самомассаж бусинками. 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Продолжать учить координировать движения с речью. 4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки. 5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
4 неделя. Тема:

«Цветущая весна»
1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры). 2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики. 3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр) 4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками. 5. Пальчиковая игра «Солнышко встало». 6. Самомассаж камушками – 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное
катать по очереди каждым пальцем. отношение к природе.
Май

1неделя. Тема:

«Насекомые»
1. Пальчиковая игра «Насекомые»» 2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена. 3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. 4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке. 5. Лепка «Божья коровка» использовать природный материал 6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. 7. Самомассаж косточками фруктов. 8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 5. Развивать умение завязывать узелки. 6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.
2неделя. Тема: «День

Победы»
1. Пальчиковая гимнастика «Пальцы эти все бойцы». 2. «Салют»-рисуем пластилином. 3. Упражнение «Салют» -выкладывание узора счетными палочками. 4. Самомассаж гранеными карандашами. 5. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. 4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. 5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
3 неделя. Тема:

«Семья»
1. Пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнем». 2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. 3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Учить создавать узор из кругов, штрихов. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Воспитывать желание
деталью. 4. «Укрась мамино платье»- раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. 5. Самомассаж косточками фруктов. помогать маме. 6. Развивать творческую фантазию.
4 неделя. Тема: «Я –

исследователь»
1. Пальчиковая игра «Этот пальчик…». 2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки. 3. «Червячки для цыплят». 4. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг» 5. Игра «Тяжело-легко» - рассортируй тяжелые и легкие предметы. 6. Самомассаж мячиками (ежиками). 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать внимание. 5. Воспитывать желание прийти на помощь.

Приложение:

Анкета для родителей « Пальчиковые игры»
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________ 2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей? а) да б) нет в) не уверен 3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________ 4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение: - развлекает ребёнка - наверное, этот человек воспитатель -полезно для ребенка -пустое времяпровождение -надо запомнить и поиграть со своим ребенком. - свой вариант__________________________________________________ 5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры? а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант 6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры. а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант 7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе? а) да б) нет в) не уверен 8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да б) нет
Консультация для родителей

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика: 1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. 2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша! 6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». 7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма! Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой? Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5. Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся? Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие. Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры. Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся? Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов: 1. Упражнения для кистей рук. Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми: - учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам; - учит напрягать и расслаблять мышцы; -развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев; - учит переключаться с одного движения на другое. 2. Упражнения для пальцев условно статические. Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы. 3. Упражнения для пальцев динамические. - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Тематические пальчиковые игры
№ п/п Тема Содержание игры 1. Осень: явления природы Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» 1, 2, 3, 4, 5 Будем листья собирать. (загибаем поочередно пальчики) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя,
Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («шагаем» пальчиками по коленям) 2. Осень: явления природы Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» Пошли пальчики гулять, (пробежать пальчиками по коленкам) Стали листья собирать: Красный листик, желтый листик, Красный листик, желтый листик, (поочередно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большом пальцу) А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! (поочередно загибаем пальчики на руке) Сколько листиков собрали? Пять! (поднять руку вверх, раздвинуть пальцы) С листьями осенними будем мы играть, С листьями осенними будем танцевать. 3. Осень: листики осенние Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот-дубовый, вот – кленовый, Вот – рябиновый, резной. Вот – с березки, золотой. Вот - последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (загибаем пальчики в соответствии с текстом) 4 Осень, запасы Пальчиковая игра «Мы капусту рубим…) Мы капусту рубим, рубим, (машем руками, будто ножом) Мы капусту жмем, жмем, (кулачки сжимаем-разжимаем) Мы капусту солим, солим, (пальчики потираем друг о дружку - «солим»)
Мы морковку трем, трем. (кулачком одной руки трем по ладони другой руки) 5 Овощи, зелень Пальчиковая игра «Овощная зарядка» Повторяй за мной зарядку. В ней звук Т пришел на грядку. Тыква - вот, а вот - томат. Здесь - капуста, здесь - салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Будем есть мы до весны. (на каждое слово загибаем пальчик) 6. Фрукты Пальчиковая игра «Фрукты» Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос. Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик-ананас, Фрукт для вас и для нас. ( у каждого пальчика погладить подушечку) 7. Тема: «Игрушки» Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. 8. Семья, домашнее хозяйство Пальчиковая гимнастика «Точим нож!» Точим, точим, Точим нож!
Будет очень он хорош. (ребром ладони водим взад-вперед по ладони свободной руки) Будет резать он припасы: («режем» каждым пальчиком руки) Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Помидоры, огурцы… Угощайтесь, молодцы! 9. Семья Пальчиковая игра «Приготовили обед» Сели как-то мы обедать И позвали в дом соседей. (руками зазываем гостей) Скатерть белую накрыли, (руки перед собой, развести их в стороны) Вилки ложки разложили, Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир. (резкими движениями потереть ладонь о ладонь) Помешали его в чашке И добавили колбаски. (вращательные движения кистями рук) А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты. (лепка котлет) Посолили, поперчили, Замесили (имитация движений) Не забыли лук сердитый положить И скорее все закрыть. Наготовились, устали, Печь пирожное не стали. (вытереть лоб рукой) 10. Семья Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире?» 1, 2, 3, 4,
Кто живет у нас в квартире? (хлопаем в ладоши) 1, 2, 3, 4, 5 Всех могу пересчитать: (ритмично загибаем пальцы в кулачок и разгибаем) Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два котенка, Мой сверчок, щегол и я - (загибаем поочередно пальчики) Вот и вся моя семья! (показать все пальчики, растопырив их в стороны) 11. Семья Пальчиковая игра «Этот пальчик…» Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. (поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочередно) 12. Мой дом, комнатные растения Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – (считаем поочередно пальчики) Мы все названья помним! (раскрыть ладошку) Мы взрыхлим цветы, польем, (пальчики вниз, пошевелить ими) Пусть подрастают день за днем! (ладошки соединить в бутон и поднять над головой). 13. Дом Пальчиковая игра «Дом»
Я хочу построить дом, (руки соединить над головой углом) Чтоб окошко было в нем, (руки сверху и снизу лица) Чтоб у дома дверь была, (ребра ладоней прижать друг другу) Рядом чтоб сосна росла (руки вверх, пальцы растопырить) Чтоб вокруг забор стоял, (пальцы рук касаются друг друга, образуя шарик) Пес ворота охранял, (ладошка выпрямлена, большой палец поднят вверх, мизинец согнут) Солнце было, (кисти рук скрещены, пальцы растопырены) Дождик шел, (потрясти кистями) И тюльпан в саду расцвел. (руки соединены в виде тюльпана) 14. Дом На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили Мы замочком постучали, (пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга). Постучали, и открыли! (показать ладошки) 15. Дом, мебель Пальчиковая игра «Мебель» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали.
А потом мы с котом, Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! (на каждую строчку загибаем пальчики) 16. Дом, посуда Пальчиковая игра «Мы посуде перемыли» 1,2,3,4 Мы посуду перемыли. Чайник, чашку, ковшик, ложку, И большую поварешку, (считаем и загибаем пальчики) Мы посуду перемыли. Только чашку мы разбили. Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. (круговые движения кулачком одной руки по ладони другой руки) 17. Продукты питания Пальчиковая игра «Гости» Оля с Колей приглашали На чаек к себе друзей. Всем подарки раздавали И гостей всех угощали: Анечке – прянички, Лене - варенье, Свете – конфеты, Сенечке – семечки. Всех сначала накормили, И домой всех проводили. (на каждую строчку загибаем пальчики) 18. Я - человек Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои» Вот помощники мои, их как хочешь - поверни: Вот и эдак, и вот так, Не обидятся никак. (посмотреть на раскрытые ладони)
1, 2, 3, 4, 5 (похлопать в ладоши) Не сидится им опять. (встряхнуть кистями рук) Постучали, (постучать кулачком по ладони свободной руки) Повертели (круговые движения кистями рук) И работать захотели. (потереть ладонь о ладонь) Поработают немножко, (похлопать в ладоши) Мы дадим им отдохнуть. (сложить ладони вместе) Постучали, (постучать кулачком по ладони свободной руки) Повертели (круговые движения кистями рук) И опять обратно в путь. (похлопать в ладоши) 19. Человек, эмоции Пальчиковая игра «Шевеляк» Я сидел, что было сил Пальчиками шевелил, (кисти руки поднять вверх, растопырить пальчики и шевелить ими) А когда совсем устал, «хватит» - строго я сказал. (пальчиками не шевелить) Не хотят они уняться, Все быстрее шевелятся, (быстро шевелить пальчиками) Мы тогда поступим так: Мы прогоним шевеляк. (спрятать руки за спину) 20. Новый год, ёлка Игра «Новый год» Наступает Новый год!
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу) Висят на елке шарики, Светятся фонарики. (кисти сжимаем в кулачки) Вот сверкают льдинки, Кружатся снежинки. (потирание кистей рук друг о дружку) В гости дед Мороз идет, Всем подарки он несет. (пальчики бегают по коленям) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. 21. Зима Игра с движениями пальцев и рук «Пришла зима» Пришла зима, Принесла мороз. (погладить кисти рук друг о дружку) Пришла зима, Замерзает нос. (массируем слегка кончик носа тремя пальцами) Снег, (пальчики бегают в воздухе) Сугробы, (показать рукой горы снега) Гололед. (потереть ладошку о ладошку) Все на улицу — вперед! Теплые штаны наденем, (погладить руками колени) Шапку, шубу, валенки. (погладить голову, живот, топнуть ногами) Руки в варежках согреем (кисти рук приложить к губам и «согреть») И завяжем шарфики. (погладить шею) Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль. (хлопки руками) 22. Зимние забавы Пальчиковая игра «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать, (большой палец соединяется сначала с указательным, затем со средним) На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (большой палец соединяется с безымянным, затем с мизинцем, в конце – движение «съезжаем с горы» с криком «Ух!»). 23. Зимние забавы Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» Мы во двор пошли гулять 1, 2, 3, 4, 5. (загибать поочередно пальцы) Бабу снежную слепили, (имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили, (покрошить хлебушек всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (указательным пальцем вести по ладошке в одном направлении) А ещё в снегу валялись. (ладошки кладем на колени поочередно ладошками и тыльной стороной) Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли. (имитировать еду ложкой, затем сложить руки под щечку – заснули) 24. Зимние забавы Пальчиковая гимнастика «Снежки» (на каждую строчку стихотворения поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст) Мы в снежки играем смело, Лепим быстро и умело. Мы научим всех играть: Брать снежок, лепить, бросать. 25. С чего начинается Родина «Мой город» Дом и ворота
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»). Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем. 26. Профессии, труд людей Гимнастика для рук и пальцев «Парикмахеры» Расческу в руки мы возьмем По волосам ей проведем, (имитация причесывания волос) Держим ножницы в руке, Делаем стрижку на голове. (имитация стрижки) Волосы моем и украшаем, Причесываем и завиваем. (круговые движения кистями рук) Чтобы стали люди красивее, Красивее и милее. Мы работали весь день, Трудиться пальчикам не лень, Сейчас немножко отдохнем И снова работать мы начнем. (сжимающие и разжимающие движения кистями рук) 27. Профессии, труд людей Пальчиковая гимнастика «Столяры» (на каждую строчку стихотворения поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст) Будем дружно мы играть, Столяров изображать: И пилить и строгать, Крепко гвозди забивать.
28. Профессии Пальчиковая игра «Физкультурник» Физкультурник по дорожке Тренирует свои ножки. Высоко их поднимает, Бодро, весело шагает. (пальчики ходят по коленям) Руки в стороны развел И тихонечко пошел. (пальчики ходят по коленям медленно, делая широкий шаг) Руки вниз, затем вперед. (поднимаем вместе указательный палец и мизинец вперед) Прыгнул, сделал поворот. (пальчики подпрыгнули) Физкультурой заниматься Любит маленький народ. (пальчики ходят по коленям) 29. Транспорт Пальчиковая игра «Веселая поездка (поочередно загибаем пальчики в соответствии с текстом) Мы с первым пальцем – малышом В трамвайный парк пойдем пешком. С другими – поедем на трамвае, Тихонько песни напевая. А с третьим – сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти! С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет.
30. Лодочка Пальчиковая игра Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. 31. Дикие звери Кто в лесочке живет? Под корягой – старый крот, За горой лисенок, В ельнике-лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка. Раз, два, три, четыре, пять. Их не трудно сосчитать. (загибать пальчики с каждым словом) 32. Дикие звери Игра с движениями пальцев, рук «Где же мёд?» По полянке мишка шел И в бочонке мед нашел. (пальчики одной руки шагают по ладони другой руки) Лапкой мед он доставал, («поцарапать» пальчиками ладонь) Язычком его лизал. (погладить пальчиками ладонь) Нету меда! Где же мед? (приподнять плечи) Ищет мишка — не найдет. (погладить на одной руке каждый пальчик) Hyжнo, обязательно Мишке быть внимательным. 33. Домашние животные Пальчиковая гимнастика «Котенок – шалун» Котенок мамочку зовет: -мяу, мяу, мяу, мяу.
(ритмично соединять пальцы одной руки с пальцами другой руки) Он не напился молока: -мало, мало, мало, мало. (ритмично скрещиваем указательные пальцы) Покормит мама молочком: -мур, мур, мур, мур. (ритмично погладить одну ладошку о другую) Свернется маленьким клубком: -ур, ур, ур, ур. (ритмично потирать кулачок о кулачок) Потом с клубочком поиграет – Цап, цап, цап, цап. (ритмично сжимать и разжимать кулачки) И нитку быстро размотает. (указательными пальцами показать спираль сверху вниз) Ап, ап, ап, ап, ап, ап (ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.) 34. Домашние животные Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча» (загибаем поочередно пальчики) Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! 35. Домашние животные Пальчиковая игра «Кошка и котята» У кошечки нашей есть 10 котят Сейчас все котята по парам стоят: (ладошки смотрят друг на друга) Два толстых, (соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку) Два ловких, (соединить указательные пальцы и постучать ими друг о
дружку) Два длинных, (соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку) Два хитрых, (соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку) Два маленьких самых И самых красивых. (соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку) 36. Домашние животные Пальчиковая игра «Кто в деревне живет?» Кто в деревне живет? Лежебока-рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком. Раз, два, три, четыре, пять. Их не трудно сосчитать. (считаем и загибаем пальчики) 37. Домашние животные Пальчиковая игра «Котята» Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята - Их по счёту ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Раз - котёнок самый белый, Два - котёнок самый смелый, Три - котёнок самый умный, А Четыре - самый шумный. Пять похож на Три и Два - Те же хвост и голова, То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята - Раз, Два, Три, Четыре, Пять! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать (загибаем пальчики, поглаживаем каждый) 38. Домашние птицы Пальчиковая игра «Цыплята» Пять цыпляток, пять комочков (пальчиками изобразить клювики) Во дворе стоят у бочки. (руки в кулачки) Захотелось им напиться. (открыть пальчики-клювики) Из щелей течет водица. (перебирать пальчиками, опуская руки сверху – вниз) Вот попили, освежились, Все их перья распушились. (руки в кулачки, потрясти ими) 39. Зоопарк Пальчиковая игра «В зоопарке мы бродили…» В зоопарке мы бродили К каждой клетке подходили И смотрели на зверят – Медвежат, волчат, бобрят. (на каждую строчку стиха, поочередно соединяем большой палец с другими пальцами руки) 40. День Защитника Отечества Пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики» Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики – «УРА!» На парад идти пора. (соответственно тексту поднимаем поочередно пальчики)
41. Мамин праздник Игра «Тесто ручками помнем» Тесто ручками помнем Сладкий тоpтик испечем (Сжимают и разжимают пальчики на столе, как будто мнут тесто). Серединку смажем джемом, А верхушку сладким кремом (Круговые движения указательным пальчиком одной руки по ладошке другой руки) И кокосовою крошкой Мы присыплем торт немножко. («присыпают» пальчиками) А потом заварим чай, В гости друга приглашай. (хлопают в ладоши). 42. Мамин праздник Пальчиковая игра «Маму я свою люблю» Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди) Я стираю, (потереть кулачок о кулачок) Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать) Воду с ручек отряхаю, (стряхиваем воду с пальчиков) Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой) И дрова ей наколю. (постучать кулачком по ладони свободной руки) Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку) Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки) И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(указательный палец к губам) 43. Мамины помощники Пальчиковая игра «Мамины помощники» В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (на каждую строчку загибаем пальчики) 44. Весна Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Здравствуй, солнце золотое! (пальцы обеих рук в кулачках, разогнуть большие пальцы) Здравствуй, небо голубое! (разогнуть указательные пальцы) Здравствуй, вольный ветерок! (разогнуть средние пальцы) Здравствуй, маленький дубок! (разогнуть безымянные пальцы) Здравствуй, ты – весна-красна Долгожданная пора. (разогнуть мизинцы) Ты нам, солнце, посвети Снег и лед растопи. (пальчики раскрыты – изображают солнышко с лучиками). 45. Весна Пальчиковая гимнастика «Солнышко встало…» (пальчики растопырены в разные стороны, большой палец касается каждого пальчика.) Солнышко весеннее встало, Здравствуй, сказало. Эй! Братец, Федя, разбуди соседей! Вставай Большак! Вставай Указака!
Вставай Середка! Всавай Сиротка! И крошка-Митрошка! Привет, ладошка! 46. Перелетные птицы Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички» Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают. (скрестить кисти обеих рук и показать, как птички летают) Буйный ветер налетел, (строим из пальчиков домик - лодочку: соединить мизинцы обеих рук) Птичек унести хотел. (соединить безымянные пальцы друг с другом) Птичкам очень повезло (соединить средние пальцы друг с другом) Они спрятались в дупло – (соединить указательные пальцы друг с другом) Там уютно и тепло. (спрятать «в домик» большие пальцы) 47. Птицы Пальчиковая игра «Птички» Это птичка- соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка - злой орлан. Птички, птички по домам! (на каждый слово разогнуть пальчик, в конце игры – спрятать в кулачок) 48. Демисезонная одежда и обувь Пальчиковая гимнастика «Башмачок» Раз, два, три, четыре! По дорожке я скачу. (пальчики рук, начиная с мизинцев, поочередно
здороваются друг с другом и затем постукивают друг о дружку) Раз, два, три, четыре! Башмачок скакать учу. (пальчики рук, начиная с мизинцев, здороваются друг с другом, большие пальчики прижимаются и снова показываются) Раз, два, три, четыре! Обломился каблучок. (пальчики рук здороваются поочередно друг с другом, затем большие пальцы прячутся во внутрь «домика» Раз, два, три, четыре! Заблудился башмачок. 49. Космос Пальчиковая игра «Планеты» (считаем и загибаем пальчики) На луне жил звездочет – Он планетам вёл учёт: Меркурий – раз, Венера – два, Три – Земля, четыре – Марс, Пять Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восемь – Нептун, Девять – дальше всех – Плутон. Кто не видит – выйди вон! 50. День Победы пальчиковая гимнастика «Пальцы эти все бойцы» Пальцы эти все - бойцы, Удалые молодцы (расставить пальцы обеих рук в стороны, затем сжать в кулак и положить на колени) Два – больших и крепких малых (приподнять два больших пальца) И солдат в боях бывалых. Два – героя-храбреца, (приподнять указательные пальцы)
Два – сметливых молодца (приподнять два средних пальца). Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных! (приподнять безымянные пальцы) Два мизинца-коротышки – Очень славные мальчишки! (приподнять мизинцы) 51. Цветы Пальчиковая гимнастика «Желтые цветочки» Наши желтые цветки Распускают лепестки. (соединить руки в виде тюльпана, медленно раскрыть пальцы) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (покачивание кистями из стороны в стороны) Наши желтые цветки Закрывают лепестки. (Медленно закрыть ладони) Тихо засыпают, Головой качают. (произвольно покачать «головкой тюльпана»). 52. Насекомые Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха. Это жук с зеленым брюхом. Это кто же там звенит? К нам сюда комар летит. (на каждое насекомое сгибаем пальчик). 53. Насекомые Пальчиковая гимнастика «Кузнечик» (поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с другими пальчиками и говорим текст построчно, слова в строчках делим на слоги. Наш кузнечик маленький. Зелененький, удаленький, Лапками стрекочет,
Бить он в бубен хочет. 54. Рыбы Пальчиковая игра «Жил да был один налим» Жил да был один налим, (руки сложить рыбкой, подвигать мизинцами) Два ерша дружили с ним (руки сцепить пальчиками) Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки (руки сложить крыльями и помахать) И учили их считать: 1, 2, 3, 4,5. (загибать пальчики) 55. Летний дождь Пальчиковая игра «Массаж спины» Дождик бегает по крыше Похлопываем ладошками по спине впередистоящему ребенку Бом-бом-бом! По веселой звонкой крыше Бом-бом-бом! Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук Бом-бом-бом! Никуда не выходите, – Бом-бом-бом! Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками Бом-бом-бом! Все по зонтику возьмем, Всё равно гулять пойдем – Бом-бом-бом! 56. Огород Пальчиковая игра «Сколько грядок в огороде?» В огороде у Федоры растут на грядках помидоры. (загнуть один палец) А на грядке у Филата много разного салата. (загнуть второй палец) У бабушки Фёклы четыре грядки свёклы.
(загнуть третий палец) У дядюшки Бориса очень много есть редиса. (загнуть четвертый палец) У Маши и Антошки две гряды картошки. (загнуть пятый палец) Рад, два, три, четыре, пять – поможем урожай собрать. (разогнуть все пальцы и посчитать) 57. Ягоды Пальчиковая игра «Ягодки» С ветки ягодки снимаю И в лукошко собираю. Будет полное лукошко. (кисть левой руки приподнять перед собой и опустить пальцами вниз, погладить пальчик руки от основания к подушечкам) Раз, два, три, четыре, пять. Я попробую немножко. Я поем совсем чуть-чуть. (погладить подушечку каждого пальчика по порядку) Легким будет к дому путь!


Яндекс.Метрика