Напоминание

"Развитие дошкольной образовательной организации в системе координат эффективного партнерства".

Автор: Бердник Светлана Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"

Населённый пункт: г Ноябрьск

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие дошкольной образовательной организации в системе координат эффективного партнерства".

Описание:

В настоящее время об образовании говорят как о сфере услуг. В обращение вошли такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, маркетинговые исследования, партнерство. Необходимость широкого социального партнерства в системе общего и профессионального образования уже неоспорима. Выработка образовательной политики все больше опирается на динамичное и гибкое сотрудничество.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4578

Опубликовано 26.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Развитие дошкольной образовательной организации

в системе координат эффективного партнерства.
В настоящее время об образовании говорят как о сфере услуг. В обращение вошли такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, маркетинговые исследования, партнерство. Необходимость широкого социального партнерства в системе общего и профессионального образования уже неоспорима. Выработка образовательной политики все больше опирается на динамичное и гибкое сотрудничество. Определенный опыт в этом направлении сложился в нашем городе между дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными учреждениями в вопросах формирования преемственности. Однако, в широком смысле построения партнерских отношений, дошкольные учреждения недостаточно привлекательны. На наш взгляд, социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства, акциях. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство – это социальная проблема. Одной из таких проблем является медиаобразование подрастающего поколения. У нашей дошкольной организации сложился опыт построения взаимодействия с партнерами, который представим на примере реализации проекта «Дошкольное медиаобразование как процесс всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста в современных информационных условиях» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск. Медиаобразование, как направленное развитие информационно- коммуникационных технологий, включено в Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Его 1
необходимость и актуальность признается на самом высоком государственном уровне и становится деятельностью не только энтузиастов этого востребованного информационным обществом направления в педагогике, но и задачей государственного масштаба. Мы полагали, что цель дошкольного медиа образования состоит в том, чтобы способствовать всестороннему развитию личности ребёнка средствами медиа творчества и медиа образовательной игры с целью формирования медиа грамотности – значимого качества личности ребёнка- дошкольника в современных условиях. Организационно
-
управленческой деятельностью на
первом этапе
стали:  анализ внутренней образовательной ситуации учреждения;  организация работы коллектива единомышленников (воспитателей и специалистов), разрабатывающих общую проблему с целью содействия обеспечению современного качества дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, формирование информационной, социальной, коммуникационной компетентностей детей дошкольного возраста. В связи с отсутствием в городе практики дошкольного медиаобразования, была выдвинута идея в направлении формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста, медиакомпетентности педагогических работников, в создании условий для эффективного использования медиаинформационных технологий в педагогической и воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации. Сложилось понимание, что современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом. Партнерский подход создаст новые возможности для развития нашей образовательной организации за счет лучшего понимания условий деятельности и возможностей, а также поиска новых путей их применения в целях достижения общей цели – формирования у детей дошкольного возраста основ медиаграмотности. Очевидно, что поиск социальных партнеров необходимо вести среди тех организаций, чьи интересы согласовывались бы с нашими, а совместная 2
коллективная распределенная деятельность приведет всех участников к позитивным результатам. Поэтому
следующим этапом
стало определение потенциальных партнеров, построение стратегии взаимодействия, планирование совместной деятельности. Было принято решение представить родительской и педагогической общественности, городскому сообществу (представители департамента образования Администрации города Ноябрьск, Городского дворца культуры и кино «Русь», детско
-
юношеского информационного агентства «Кругозор», телевизионного агентства «МИГ», общественно-политической газеты «Северная вахта», издательский дом «Благовест») инновационный проект «Дошкольное медиаобразование как процесс всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста в современных информационных условиях». В ходе презентации сложился активный социальный диалог всех участников встречи, способствующий организации новой внешней среды учреждения. Первыми заинтересованными сторонами и потенциальными партнерами стали Городской дворец культуры и кино «Русь», детско
-
юношеское информационное агентство «Кругозор». Нам необходимо было обеспечить их активное участие. В ходе первой встречи мы определили круг проблем, выяснили ожидания от сотрудничества, общее видение реализации проекта. Интересным и важным был
этап проектирования
партнерского взаимодействия – определение совместных целей, задач, создание плана сотрудничества. Наряду с согласованием целей, были обозначены основные принципы, позволяющие поддерживать взаимодействие и создающие фундамент партнерства:  равноправие сторон (подразумевает признание вклада каждого из партнеров, их общественной значимости);  прозрачность (открытость и честность в партнерских отношениях как залог доверия, как важное условие успеха в партнерстве);  взаимная выгода (обеспечивает долгосрочный интерес партнеров и устойчивость сотрудничества);  свобода выбора (обеспечивает самостоятельный выбор форм сотрудничества и реализации проектов); 3
 уважение и учет интересов сторон (являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей);  добровольность (стороны договариваются пу тем консенсуса о принятии обязательств);  реальность обязательств (играет большую роль в эффективности действия соглашения);  контроль за выполнением принятых соглашений (при проведении такого контроля представители сторон предоставляют друг другу необходимую для этого информацию). Итоговым документом для начала совместной работы стало «соглашение о сотрудничестве». На
этапе реализации проекта
началась работа по выполнению согласованного плана
-
графика и достижению ожидаемых результатов. Вопрос качественной реализации проекта привел к пониманию необходимости научно-методического сопровождения, в связи с чем, были сделаны обращения в высшие учебные заведения Уральского федерального округа по вопросу взаимодействия. С 1 января 2014 года заключен договор с ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» о взаимовыгодном сотрудничестве. За этот период проведен видео
-
семинар по проблемам медиаобразования, подобраны тестовая батарея для психолого
-
педагогической идентификации детской медиаграмотности, консультативно
-
просветительский материал для педагогов и родителей (законных представителей). Среди медиаконтента наиболее привлекательными и понятными, а также эффективными средствами развития медиаграмотности дошкольников , на наш взгляд, являются мультипликационные фильмы и детская журналистика. Поэтому общие принципы организации и реализации проекта нашли свое отражение в подпроектах «Детская мультипликация» и «Детская журналистика». Студия детской мультипликации, которую мы назвали «Ямальские звездочки», начала свою деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты превзошли наши ожидания. Через год к данному процессу присоединилась группа воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. В ходе 4
работы над пластилиновой анимацией (создание персонажей, декораций средствами лепки, аппликации, рисования и т.д.) повысился уровень мотивации к деятельности, улучшились показатели развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, ребята с интересом осваивали азы медиатворчества, опосредованно развивалась речь, обогащался словарь. В процессе озвучивания мультфильмов дети старательно проговаривали правильно все звуки, передавали интонационно характер героев. Работа с юными журналистами проводится с целью повышения их познавательной активности, формирования коммуникативной, социальной, информационной компетентностей. В рамках социального партнерства были организованы и проведены ряд экскурсий в Детско
-
юношеское информационное агентство «Кругозор» , ГДК и К «Русь», где дети знакомились с профессиями людей, занятых на телевидении и в издательстве, техническими возможностями создания мультфильмов и оформления газеты. В свою очередь дети принимали корреспондентов «Кругозора» в детском саду и с радостью показывали свою работу, а старшие коллеги проводили с ребятами мастер-классы, формировали первый опыт работы с камерой. Третий год «кругозоровцы» приглашают наших дошколят на День рождения телестудии. И к этому дню ребята создают своими руками поздравительные мультипликационные ролики, которые с гордостью дарят им в подарок. Детско
-
юношеское информационное агентство «Кругозор» выделило для трансляции наших мультфильмов время в эфире своей программы на городском телевидении. И теперь мультфильмы детской анимационной студии «Ямальские звёздочки», а их у нас не мало – 16 работ, смотрят не только юные ноябряне, но и весь город. Сотрудники ГДК и К «Русь» предоставляют техническую площадку с кинозалом, реквизит (костюмы ростовых кукол) для проведения различных мероприятий, организованных усилиями педагогов МАДОУ «Золушка». Наш проект начал приобретать статус «масштабного»: про него узнали другие социальные структуры города. Мы получили приглашение к социальному партнерству: инициатива по заключению соглашения о сотрудничестве поступила от общественной организации семей, воспитывающих детей
-
инвалидов 5
«Необычные дети Ноябрьска » для реализации проекта «Мульттерапия». Важная организационно
-
психологическая ценность мульттерапии – это коллективное анимационное творчество, которое позволяет добиться комфортной инклюзии детей с ограниченными возможностями в общую деятельность, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности. Совместно с сотрудниками ГДК и К «Русь» участниками студии «Ямальские звездочки» были проведены детско
-
родительские мастер
-
классы, совместные практические занятия наших воспитанников и детей с ограниченными возможностями по созданию анимационных этюдов. Такие мероприятия способствуют формированию у дошкольников нравственной социальной основы. Главенствующая роль в решении проблемы медиаграмотности детей принадлежит семье и поэтому родители воспитанников – наши первые партнеры. При обсуждении проекта еще на начальном этапе все заинтересованные стороны высказывались о необходимости создания медиа образовательного союза семьи, дошкольного учреждения и социальных партнеров как залога формирования информационной культуры личности. Проводятся консультации для родителей по освоению семейной медиаграмотности. Родители участвуют в практических семинарах по созданию мультфильмов, в ходе которых приобретают практические умения, у них появляется желание заниматься и творить вместе со своими детьми. На одном из таких мероприятий руками родителей в подарок детям был сделан анимационный мультфильм «Новогодняя сказка». У нас проходят «встречи с интересными людьми», где родители совместно со своими детьми могут подготовить материал в одну из рубрик газеты «В гостях у Золушки». Дифференцированный подход и нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями оказались достаточно эффективными. Сложилась атмосфера взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательных отношений. Следующим
этапом управления
реализацией проекта является представление и оценка промежуточных результатов эффективности партнерства. 6
Для информирования партнеров об успехах (и проблемах) необходимо было создать режим регулярной отчетности, которая бы послужила основой оценки самого проекта и партнерства в целом. Такой отчет прошел в форме семинара «Реализация проекта «Дошкольное медиаобразование как процесс всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста в современных информационных условиях»: проблемы и перспективы», на котором присутствовали социальные партнеры, представили родительской и педагогической общественности города, непосредственные участники реализации проекта – коллектив МАДОУ «Золушка». Был проведен диалог, направленный на перспективы дальнейшего сотрудничества, отмечены опыт партнерской деятельности, положительные результаты реализации первых этапов проекта:  повышение квалификации по программе «Пользователь Персональных компьютеров. Интернет-технологии в образовании» педагогическими работниками МАДОУ (90 %);  участие в мероприятиях различного уровня: IV Всероссийский творческий конкурс для педагогов и родителей «Открытая книга» в номинации «Конкурс педагогических проектов» – проект «Использование информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе старших дошкольников» (2014 г., I место), проект «Мультфильм своими руками» (2014 г., II место); конкурс инновационных проектов (программ) «Муниципальная модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество дошкольного образования», по направлению «Внедрение образовательных программ, обеспечивающих раннее развитие детей, независимо от их социального и психофизиологического статуса» (2014 г., грант в системе образования Ямало
-
ненецкого автономного округа на 2015 год); региональный анимационный фестиваль «День Ямальского мультфильма – 2014» – пластилиновый мультфильм «Про маму» (2014 г., приз зрительских симпатий). Благодаря участию в региональном анимационном фестивале «День Ямальского мультфильма – 2014», число наших потенциальных партнеров значительно увеличилось, и с городского уровня перешло на региональный и 7
федеральный: возникла возможность взаимовыгодного сотрудничества с российскими городами Москва и Суздаль. Мы стали организаторами открытых Всероссийских акций по просмотру мультфильмов с дальнейшим проведением мастер
-
классов не только для воспитанников МАДОУ «Золушка», но и для детей города разных возрастных категорий. Участвовали в акции Ассоциации анимационного кино – благотворительных региональных показах «Осень – 2014», в XX-м Открытом Российском фестивале анимационного кино (г. Суздаль) с проведением мастер
-
класса по теме: «Мой родной край» (создание анимационного мультфильма «Про Ямал»). Принимали участие в акции «Открытая премьера – 2015», которая стартовала вместе с юбилейным Открытым Российским фестивалем анимационного кино. Запланировано участие в акции Ассоциации анимационного кино при участии Открытого Российского фестиваля анимационного кино и национальной анимационной премии: программа отечественных мультфильмов «Мульт Витамин» с проведением мастер-класса по теме «Мой город будущего». Все обозначенные мероприятия проходили на площадке ГДК и К «Русь» в рамках взаимовыгодного сотрудничества. Из выше обозначенного можно констатировать, что наше партнерство сложилось на разных уровнях, от дошкольной образовательной организации до организаций федерального значения. (Схема 1)
Схема 1



Институциональный уровень



(муниципальное автономное дошкольное учреждение «Золушка»

муниципального образования город Ноябрьск)
8



Воспитанники



Родители



Педагоги



Муниципальный уровень партнерства МАДОУ «Золушка»
Городской дворец культуры и кино «Русь» Детско-юношеское информационное агентство «Кругозор» Общественная организация «Необычные дети Ноябрьска» Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ноябрьска
Региональный уровень партнерства МАДОУ «Золушка»
Объединение мультипликации «Мынику» (г. Салехард)
Всероссийский уровень партнерства МАДОУ «Золушка»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Уральский государственный педагогический университет» ( г. Екатеринбург) Ассоциация анимационного кино (гг. Москва, Суздаль) За период с 2012 года можно проследить динамику увеличения числа социальных партнеров на всех уровнях, которая представлена на гистограмме.
Гистограмма 1
9 Ноябрьское телевизионное информационное агенство «МИГ »
2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Городской дворец культуры и кино «Русь» (г. Ноябрьск) Детско-юношеское информационное агентство «Кругозор» (г.Ноябрьск) Ноябрьское телевизионное информационное агентство «МИГ» (г.Ноябрьск) Общественная организация «Необычные дети Ноябрьска» (г. Ноябрьск) Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Ноябрьска Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение выс- шего профессионального образования «Уральский государственный педагоги- ческий университет» (г. Екатеринбург) Объединение мультипликации «Мынику» (ЯНАО, г. Салехард) Общественно-политическая газета «Северная вахта» (г. Ноябрьск) Ассоциация анимационного кино (гг. Москва, Суздаль) Одним из
этапов
управления реализации проекта является
оценка

эффективности партнерства
. Для этого разработаны критерии эффективности, 10
контрольные карты мероприятий, которые определяют актуальность целевых ориентиров, масштабность и уровень организуемых мероприятий, результативность и перспективность. В ходе развития партнерских отношений мы отмечаем положительные изменения в сотрудничестве. Мы убеждены, чем больше возможностей создает партнерство для развития профессиональных навыков и выполнения новых задач, тем больше участники будут чувствовать свою ценность и вовлеченность в партнерство. Гарантии успешной работы партнерства заключаются в том, что создаются новые возможности, позволяющие участникам выйти за рамки привычных методов повседневной работы. Результатом успешного опыта совместной деятельности стало принятие решения о дальнейшем продолжении взаимодействия в целях обеспечения долгосрочного сотрудничества и преемственности. Нельзя не отметить, возникшие параллельно проекту по медиаобразованию, новые социальные связи, формирование отношений с новыми партнерами. Директор ГДК и К «Русь» предложил поучаствовать в разработке и реализации социально
-
значимого проекта по взаимодействию с семьей. Так стартовал долгосрочный проект «Диалоги о главном». В рамках реализации данного проекта были проведены встречи: «Ценности семейного воспитания» (декабрь, 2013 г.), «Наказания и поощрения» (май, 2014 г.), «Детские страхи» (ноябрь 2014 г.), «Папа – с Марса, мама – с Венеры…» (апрель 2015 г.), направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания, обучения и развития детей в семье и дошкольном образовательном учреждении, обмену опытом семейного воспитания. Впереди у нас много творческих планов. В перспективе обозначена организация благотворительных мероприятий в нашем городе: концертные программы с просмотром мультфильмов, мастер
-
классы. Полученные средства планируется направлять детям, нуждающимся в помощи и лечении. Мы уверены, что только сопереживающие люди смогут сохранить духовно
-
нравственную культуру, что наши воспитанники, приобретя эти качества в детстве, смогут не утратить их и в последующей взрослой жизни. Это великое счастье, если мы 11
сможем научить ребёнка смотреть под ноги не только для того, чтобы не споткнуться, а затем, чтобы не растоптать того, кто меньше и слабее нас. От директора детско-юношеского информационного агентства «Кругозор» было получено предложение о преемственности и совместной работе по детской мультипликации/анимации. Разрабатываются совместные планы по реализации проекта «Мое детское телевидение». Свое партнерство предложили сотрудники газеты «Северная вахта», выделив постоянную колонку для наших юных журналистов. Представленный опыт построения партнерства – это целый путь, на котором возникали и трудности. На начальном этапе не все приглашенные к сотрудничеству организации приняли решение о партнерстве. Нам не хватало материально- технических и временных ресурсов. Было недостаточно оргтехники, программного обеспечения. Педагоги не обладали достаточными техническими навыками, опытом журналистской деятельности и создания мультфильмов. Но самым большим препятствием было сомнение, отсутствие опыта сотрудничества вселяло страх, что нас не поддержат, не сложатся эффективные взаимоотношения, не сможем соответствовать ожиданиям партнеров. Но мы приняли решение действовать и не останавливаться, проявлять настойчивость, мужество и целеустремленность. Реализация проекта требовала больших усилий и временных затрат в построении качественных отношений, которые легли в основу эффективного взаимодействия. Положительные результаты совместной деятельности превысили все возможные риски. Нами признана значимость вклада каждого партнера в реализацию проектов. Хотим представить изменения на примере своей организации. Мы проанализировали полученные результаты взаимодействия с партнерами. Системные изменения внутренней среды нашей дошкольной организации можем проследить на схеме 2.
Схема 2

Внутренняя среда дошкольной образовательной организации.
12
КОЛЛЕКТИВ
- воспитанники - сотрудники - родители

I уровень

II уровень

III уровень
Изменения I уровня
«Коллектив»
представлены на всех составляющих компонентах: 1. сформированы компетенции воспитанников:  информационная (используют различные источники медийной информации, знают правила безопасного пользования информационно- коммуникационными технологиями и др.);  социальная (планируют свои действия, направленные на достижение поставленной цели и оценку результата, согласовывают действия с партнером, проявляют самостоятельность, взаимодействуют, умеют формулировать оценочные суждения (обсуждают общие дела, высказывают свое мнение, оценивают результат и характер взаимоотношений и др.);  коммуникативная ( активно вступают в контакт, сотрудничество, принимают участие в совместных делах, учитывают интересы других детей в ситуациях выбора и др.); 2. профессиональный рост педагогических работников ( владеют новыми эффективными способами передачи воспитанникам информации с использованием современных технологий, приобретают специальные навыки, включаются в процесс инноваций, повышают эффективность своей деятельности, создают эффективные продукты и услуги , применяют имеющиеся знания в процессе общения и совместной деятельности); 3. взаимодействие с семьями воспитанников (родители включаются в образовательный процесс по реализации совместных проектов медиаобразования, увеличивается количество родителей (законных 13
МЕНЕДЖМЕНТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС
- содержание - взаимодействие взрослых и детей
УСЛОВИЯ
- материально-технические -программно- методические - организационно- педагогические
представителей), участвующих в медиапросвещении, в проектной деятельности). Изменения II уровня
«Менеджмент»
отмечаем переходом от управления учреждением в режиме «функционирования» к режиму «развития». За четыре года сформировался опыт управления проектами, построения партнерских отношений по алгоритму на основе целевого управления. (Схема 3)
Схема 3

Управление реализации проекта.
Анализ образовательной ситуации Формирование группы единомышленников, партнёров в дошкольной организации Разработка и представление проектов Определение потенциальных партнёров Построение стратегии взаимодействия с заинтересованной группой партнёров (определение совместных целей, задач) Планирование совместной деятельности Реализация проекта Контроль реализации Представление и оценка промежуточных результатов Оценка партнёрства эффективности Регулирование и корректирование. Формирование отношений с новыми партнёрами Построение механизмов долгосрочного взаимодействия и преемственности Отслеживаются изменения III уровня
«Образовательного процесса»
(формы взаимодействия, содержание, диагностический инструментарий). 14


Формирование партнёрства

Произошли изменения и в
«Условиях»
дошкольной организации, изменилась предметно-развивающая среда: расширились технические возможности учреждения, обогатилось программно-методическое обеспечение, начала свое функционирование оснащенная медиастудия. Данный опыт позволяет нам утверждать, что на каком бы из представленных уровней не произошло изменение, оно затронет все составляющие внутренней среды дошкольной образовательной организации. Партнерство позволяет нам получать взаимные выгоды, где ключевое слово – «взаимные»: взаимное внимание, взаимное понимание, вовлеченность, согласие, взаимное действие, и на финише взаимное развитие. Успех определяется многими компонентами, но, по-нашему мнению, есть условие, без которого партнерство просто не может существовать, это когда мы принимаем ответственность, определенные обязательства друг перед другом – в этом и заключается смысл эффективного партнерства. Мы оцениваем свое партнерство как достаточно успешное. 15


Яндекс.Метрика