Напоминание

"Возможности нетрадиционных техник по развитию творческого воображения у старших дошкольников"

Автор: Кудрявцева Дарья Ринадовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Солнечный круг" №41

Населённый пункт: Нижний Тагил

Наименование материала: Педагогический проект

Тема: "Возможности нетрадиционных техник по развитию творческого воображения у старших дошкольников"

Описание:

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=459

Опубликовано 12.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования города Нижний Тагил

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида

Детский сад №41 комбинированного вида

Педагогический проект

Тема: Возможности нетрадиционных техник по

развитию творческого воображения у старших

дошкольников.

Разработчик:

Кудрявцева Дарья Ринадовна

Должность:

воспитатель

Нижний Тагил
2

2010 г.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 I. Реферативная часть 1.1.Теоретические основы развития творческого воображения……………………………………………………………………….8 1.3.Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии ……………………………………………………….13 1.4.Виды воображения и способы создания творческих образов ……………16 II.Практическая часть 2.1. Создание условий в дошкольном учреждении по использованию нетрадиционных средств изобразительной деятельности в целях творческого развития дошкольников…………………………………………………………19 2.2. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной технике на занимательных занятиях…………………………………………………………………………..24 2.3. Задачи проектировочной деятельности……………………………………34 2.4. План внедрения проекта……………………………………………............35 III.Заключение ……………………………………………………………...........36 Список литературы ………………………………………………………….......38 Приложения 3

Введение
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Многие великие философы и педагоги Аристотель, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Великий чешский педагог Я.А. Каменский утверждал важность рисования для формирования всесторонне развитого человека. Он считал, что изобразительное искусство позволяет развивать чувство прекрасного, учит «подмечать правильность и стройность в предметах». О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, И.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует творческому развитию личности. Личность не может называться творческой без хорошо развитого воображения. Интенсивное изучение воображения и творческих способностей осуществляется с конца 1950-х годов. Различные исследования показали определенную этапность формирования творческого воображения. Воссоздающее воображение преобладает в младшем и среднем дошкольном возрасте. Постепенно к старшему дошкольному возрасту воображение из репродуктивного превращается в творческое. По мнению педагогов и психологов (Э.В. Ильенкова, В.В. Давыдова, Т.Н. Дороновой, Н.А. 4
Ветлугиной и др.), старший дошкольный возраст является сенситивным для формирования творческого воображения. Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем, проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты), остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. В настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Министерство образования России обращает особое внимание на то, что наблюдается негативная практика неправомерного увеличения умственной и физической нагрузки на воспитанников. Подобные явления вызывают у детей переутомление, невротизацию, отражаются на состоянии их здоровья и эмоциональном благополучии, являясь в последующем причиной школьной дезадаптации [ цит. по ст. Инсруктивно-методическое письмо Министерства Образования Р.Ф. № 65 / 23-16 от 14 марта 2000г ] . На мой взгляд, существует противоречие между теоретическими подходами к развитию творческого воображения с одной стороны, и практикой их развития – с другой. Искусство в образовательной среде утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания творческой личности. Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем организации условий ДОУ. Это слабая оснащенность образовательного процесса, слабая организация развивающей среды. Наблюдения за изобразительной деятельностью детей выявили невысокий уровень развития творческого воображения. Эта проблема требует 5
скорейшего решения. И если мы проигнорируем решение этой проблемы в дошкольном возрасте, тогда последующие годы будут неисполнимо потеряны в развитии личности. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. Таким образом, изобразительная деятельность может выступать педагогическим инструментарием, которая позволяет воспитателю дошкольного учреждения решить главную задачу образования - всестороннего развития личности дошкольника. Изобразительная деятельность влечет за собой творческое развитие детей дошкольного возраста. Ценность этого возрастного периода заключается в становлении процессов восприятия, памяти, мышления и воображения, в отражении ребенком своего внутреннего мира, в формировании отношения к окружающей среде. Если при помощи изобразительной деятельности мы разовьем эти качества, тогда ребенок вырастет творческой личностью, которой будет свойственно богатое воображение, нестандартность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи. Поэтому, проблема развития творческого воображения дошкольников является актуальной на сегодняшний день.
Проблема
развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. 6

Объект
– процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
– педагогические условия, методы и приемы развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель
– дать теоретическое обоснование педагогическим условиям, методам и приемам развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза
– можно предположить, что эффективность развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности будет зависеть от:  совокупности методов развития творческого воображения;  учета возрастных особенностей детей;  организации и систематичности проведения занятий.
Задачи
: 1. провести теоретический анализ проблемы исследования (изучить состояние проблемы исследования; проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме); 2. выявить условия, методы и приемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; 3. разработать тематический план по работе с родителями, систему занятий, досугов; 4. составить картотеку и игровые упражнения способствующие развитию творческого воображения.
Способы решения
:  теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у дошкольников;  анкетирование, опрос;  наблюдение. 7
Данная работа опирается на следующие нормативные документы: «Закон об образовании РФ», «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010г», «Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области»
База исследования
: ДОУ №169, средняя группа. 8

I. Реферативная часть

1.1. Теоретические основы развития творческого воображения
Ориентация на развитие личности требует осмысления проблем, связанных с обучением учащихся творческой активности. Современная образовательная практика и педагогическая наука выдвигают в качестве принципа образования ориентацию на творческие процессы. Проблема творчества интересна не только из теоретических соображений, но и чисто практических, т.к. современная педагогическая наука заботится о формировании всесторонне развитой личности. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период [3, с.97]. Взгляды философов сводятся к то му, что творчество - это процесс, который направлен на созда ние новых ценностей, в нём объединены объективное и лично стное, субъективное (Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков и др.). Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружа ющего природного и социального мира. Изменяется и сам че ловек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в раз личных видах творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества, как в области материального про - изводства науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актёрского, оперного и т. д. Предпосылками к творчеству могут быть: умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, спо собность к воображению; умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность не только решать конкретные задачи, но и прогнозировать 9
перспективу развития идей для будущего. С позиции эстетики художественное творчество есть само выражение внутреннего мира художника, который не только по знаёт, но и выражает своё видение, своё понимание окружающе го. Результатом его творческой деятельности является художе ственный образ как особый вид освоения действительности. Художественный образ - это конкретно чувственное и, в то же вре мя, обобщённое видение и воссоздание жизни, которое обога щено эмоционально-эстетической оценкой художника. У челове ка, воспринимающего художественный образ, эстетическая ре акция может изменяться в зависимости от жизненного опыта, психологической установки, знаний специфики данного вида и жанра искусства, особенностей изобразительного «языка» [21, с.10]. При восприятии художественного образа особая роль при надлежит воображению и образному мышлению. А. И. Буров, Б. С. Мейлах, Б. Т. Лихачёв указывают, что развитие образного мышления может идти от простого образа-представления к эс тетическому обобщению; от восприятия цельного образа как единичного явления - к пониманию содержащихся в нём обобщений, раскрытию их внутреннего, глубинного смысла. Обще ние с произведением искусства - это «погружение» В его духов ное содержание, а значит, и во внутренний мир художника. Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, возника ет не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происхо дит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свой ственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевре менное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретённого опыта. Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, 10
воображения, что способствует обогаще нию изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельности. И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать изобразительные задачи. В этом случае дети затрудняются в выборе содержания, способов изображения, когда им предлагается самим определить тему для рисования, лепки, аппликации [4, с.38]. А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрас ное не только умом, но и сердцем, наиболее успешно развивает ся лишь тогда, когда ребёнок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художествен ные образы либо в плане воображения при восприятии произведений искусства, либо участвуя в доступных ему формах художественной деятельности. Детям дошкольного возраста присущ способ «видения целого раньше частей» (В. В. Давыдов). Внима ние к специфическим видам детской изобразительной деятель ности: театрализованной, конструктивной, музыкальной, игровой может обеспечить всестороннее развитие ребёнка, соз дать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить воз можность каждому ребёнку пережить радость творчества [17, с.7]. По утверждению Н. Н. Поддьякова, творчество детей носит глубоко личностный характер - оно определяется неповтори мостью личности ребёнка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учёта инди видуальных особенностей ребёнка. Подчас слишком регламентированное воспитание и обучение в детских садах не способ ствует его формированию. Анализ педагогической практики по казал, что часто изобразительная деятельность носит репродук тивный характер. Например, воспитатель даёт образец, следуя которому дети лишаются возможности 11
самостоятельного поис ка способов изображения. Ещё одна важная особенность твор чества детей - оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Как отмечают Н. Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с млад шего дошкольного возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого «экспериментирования», которое интен - сивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское «экспериментирование» характеризуется общей на правленностью на получение ребёнком новых знаний и сведе ний и выступает как основной мотив деятельности [17, с.8]. Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребёнок приоб ретал бы умение экспериментировать с различными предме тами и явлениями, что расширит его возможности самостоя тельно, творчески добывать новые знания, выходить за преде лы того материала, который даёт ему взрослый. Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме. Такое построение педагогического процесса способствует соз данию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок в рисунке, лепке, аппликации. Многие авторы (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.), справедливо указывают на воображение как на основу человеческого 12
творчества, связывая развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, и считают, что воображение является непременным условием психологической подготовки детей к школе. Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения: - воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания; - деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; - воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами. 13

1.2. Проблема творчества и творческих способностей в современной

педагогике и психологии
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка». В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию [3, с.103]. Творческие способности – это сложная форма саморегуляции, при которой индивид переводит творческий потенциал (одаренность) в реализованный творческий продукт, который выражается либо внутренним самоизменением, либо приобретает иную форму (материально, идеальную, и т.д.), получающую общественную оценку и признание [2, с.33]. Основными компонентами творческих способностей являются: когнитивный, мотивационный, психический, операционный компоненты. Когнитивный компонент определяет объем накопленной информации в данной сфере деятельности. Психический компонент отражает индивидуальные особенности человека, совокупность качеств. 14
Мотивационный компонент отражает систему мотивов, потребностей творческой деятельности. Операционный компонент включает в себя совокупность практических интеллектуальных, которыми владеет человек. Комбинирование, синтез их обеспечивает появление способа решения творческой задачи и создания продукта. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [41, с.129]. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. С психологической точки зрения дошкольное детство является 15
благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему, свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 16

1.3. Виды воображения и способы создания творческих образов
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его произвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи [20,с.75]. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях, в области науки и техники. Продукт творческого воображения всегда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мыш ление и воображение. Именно их развитию необхо димо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Воображение - это при сущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предше ствующего опыта. Воображение часто называют фан тазией. Воображение является высшей 17
психической функцией и отражает действительность. Однако с по мощью воображения осуществляется мысленный от ход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого ре - зультата до его достижения. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий [3, с.92]. Воображение характеризуется активностью, дей ственностью. Опережающее отражение действитель ности происходит в воображении в виде ярких пред ставлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой (см. прил.2). Воображение может быть воссоздающим и творческим. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются ребенком неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных несоединимых в повседневной жизни частей. Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное преувеличение предмета или отдельных его частей. Противоположный прием, заключающийся в парадоксальном преуменьшении предмета, - литота. Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо под черкивается. Классическим примером является шарж, карикатура [36, с.44]. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии 18
вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети вос принимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее от - сутствует яркий эмоциональный фон, и одновремен но игра целиком движется на активной деятельности воображения. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Воображение - это всегда создание нового в ре зультате переработки прошлого опыта. Никакая твор ческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя) у большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода [36, с.6]. Хотя это не исключает возможность совершения детьми и объективных открытий. Развитие творческо го процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. На основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов, как творческие способности, творческая деятельность и воображение в дошкольном возрасте. 19

II. Практическая часть

2.1. Создание условий в дошкольном учреждении по использованию

нетрадиционных средств изобразительной деятельности в целях

творческого развития дошкольников
Проектируя работу над созданием условий по использованию нетрадиционных средств и способов изобразительной деятельности, я в работе с детьми, прорабатываю и учитываю следующие требования ряда нормативных документов; - Закон РФ « Об образовании»; - Типового положения о ДОУ; - Временных требований государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования; - Федеральные программы развития образования; - Областного закона « Об образовании в свердловской области»; - Санитарно – эпидемиологических требований к устройству содержанию и организации режима работы ДОУ. Вся работа с детьми строится по 3 блокам: - Блок специально – организованной деятельности; - Блок совместной деятельности педагога и детей, - Блок самостоятельной и художественно – творческой деятельности детей. При проведении занятий я планирую использовать такие нестандартные формы, как: - Занятия «погружение», - Занятие «соревнование», - Занятие типа «КВН», - Занятие – конкурсы, - Занятия – игры, - «Занятия экскурсии», 20
- Занятия «фантазии», - Занятия – диалоги. Разнообразные виды занятий позволяют мне способствовать самореализации личности каждого ребёнка в различных видах художественного творчества. В процессе ознакомления детей с нетрадиционными техниками широко использую дидактические игры; - «Волшебный круг», «Придумай портрет», «Придумай пейзаж», «Дорисуй и раскрась», а также задания типа: «Представь себе, что вы…», и др. Большое значение придаётся выполнению совместных коллективных работ педагога и детей. Организую выставки по темам: «Картинки на песке», «Бабочки – красавицы», «Заснеженные домики», «Золотая осень», «Цветущий летний сад», «Бумага, клей и краски, красота как в сказке…», а также комплексные занятия, в процессе которых задачи решаю посредством нескольких видов художественной деятельности дошкольников. Планирую также знакомить родителей с нетрадиционными способами художественно – творческой деятельности детей через разнообразные формы взаимодействия: - Родительские собрания; - Дни открытых дверей; - Индивидуальные и подгрупповые консультации; - Размещение информации в родительском уголке; - Информационные стенды в дошкольном учреждении. Было проведено практическое исследование на выявление отношения родителей к развитию творческого воображения детей подготовительной группы и участию в нём проводилось с родителями (см. приложение). 21
Основная реализуемая программа в дошкольном учреждении – «Детство». Цель данной программы – обеспечить целостное развитие личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоционально – нравственное, волевое, социально – личностное. Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить». В программе выделяются 3 взаимосвязанных линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы – линии чувств, познания, линии творчества. В соответствии с данной программой я побуждаю детей к творческой активности, самостоятельности и инициативности. На занятиях и в свободной, самостоятельной художественной деятельности дети работают с разнообразными изобразительными материалами и инструментами (разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров); учатся создавать новые цветовые тона и оттенки (путём составления, разбавления водой или разбеливания, добавления чёрного тона в другой цветовой тон), пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи. Дети осваивают новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного положения цветового пятна, работы пером; тушёвку; штриховку. В аппликационных работах мы также учим детей пользоваться разнообразными материалами бумагой разного качества тканью природными материалами. Дети осваивают разнообразную технику вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, многослойное, ажурное) разнообразные способы прикрепления материала на фон, применяют технику обрывании для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации, учатся создавать объёмные аппликации. Работая с природным материалом, дети более внимательно вглядываются в окружающий мир: видят в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые совершенствуются путём составления, соединения различных частей, при этом используют разнообразные соединительные материалы – проволока, пластилин, клей, 22
нитки. Особую роль в развитии творческих способностей детей играет разнообразный бросовый материал (спичечные коробки, катушки, пластмассовые банки, клубки ниток, пластиковые бутылки…), из которого они под руководством взрослого создают коллективные и индивидуальные работы, коллажи, поделки. В соответствии с линией «творчества» в развитии ребёнка, мы подводим детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление, обращаем их внимание на то, что искусство окружает нас повсюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. Также совершенствуем навыки оформительского творчества детей, внесение его результатов в художественное оформление групповой комнаты и детского сада. Поведение психолого – педагогической диагностики, в рамках выбранной темы, позволит мне скорректировать индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка, выявить его интересы и способности, дать возможность каждому из детей активно проявить себя и испытать радость творческого созидания. 23

2.2. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного

возраста через использование нетрадиционной технике на

занимательных занятиях
Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий проводилась с помощью основных методов исследования. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным материалом или данными. Беседа как метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих воспитанников к формированию у них определённых суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки. Педагогический эксперимент специально организуемая проверка того или иного метода или приёма работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то,что уже существует. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение. Основным условием применения педагогического эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода учебно- 24
воспитательного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания. Такой эксперимент получил название естественного. Анализ собранных данных, их теоретическое осмысление и обобщение. На этом этапе исследователь старается определить случайное и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует основная масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность. Метод математической статистики. Применение этого метода анализа собранных данных помогает более точно оценить результаты экспериментов, повышает надёжность выводов из них и даёт больше оснований для дальнейших творческих обобщений. Самое важное после завершения исследования – внедрение его результатов в практику. Исследовательская работа была проведена на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №23 Фонтанчик. Задачи работы в области эстетического воспитания: 1.Формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства, изобразительной деятельности; 2.Развитие эстетического вкуса, эстетических чувств, развитие творческого потенциала ребёнка, художественной деятельности ребёнка. 25
Для экспериментальной работы была выбрана подготовительная группа. Исследовательская работа состояла из 3 этапов: -констатирующего эксперимента; -формирующего эксперимента; -итогового (контрольного) эксперимента. Констатирующий эксперимент. Цель: Выявить уровень творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционной техники. Эксперимент проходил в форме занятия на тему: «Самолёты» Задачи: 1)Познакомить детей со смешанной техникой: аппликация из бросового материала, живопись. 2)Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами, соблюдая определённые технологии. 3)Развивать творчество и фантазию, образное мышление. 4)Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам. Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: пластиковая бутылка, картон, ножницы, ножик для бумаги, карандаш, цветная бумага, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, кисть для краски. 26
Раздаточный материал: пластиковая бутылка, картон, ножницы, цветная бумага, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, кисть для краски. Ход: 1)Организация детей. 2)Продемонстрировать детям работы из разных аппликативных материалов. 3)Показать эстетические свойства каждого материала. 4)Рассказать о его художественных достоинствах. 5)Предложить детям составить картину из бросового материала, раскрасив изображение. 6)Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество. 7)Самостоятельная деятельность детей. 8)Анализ детских работ. 9)Подведение итогов. Результаты занятия, а значит и констатирующего эксперимента представлены в таблице (см. приложение). Итоги констатирующего эксперимента: В ходе занятия дети проявили интерес содержанию, нетрадиционному материалу. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы из нетрадиционных материалов, дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются проявление творчества и самостоятельность, так как дети действовали по образцу воспитателя. Формирующий эксперимент: 27
Цель: Развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий занимательного характера. Формировать интерес к использованию нетрадиционных технологий. Воспитывать эстетический вкус, интерес к качественному конечному результату. Формирующий эксперимент состоит из цикла занятий занимательного характера: Занятие 1. «Цветные ладошки» (аппликация силуэтная с элементами рисования). Занятие 2. «Жила-была конфета» (аппликация с элементами рисования). Занятие 3. «Осенние мотивы» (смешанная техника рисования разными материалами). Занятие 1. «Цветные ладошки» Задачи: 1)Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. 2)Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). 3)Вызвать интерес к собственной руке. 4)Развивать воображение. Ход: 1)Организация детей. 2)Прочитать стихотворение О.Дриз «Правая и левая рука» 3)Предложить детям составить картинку, добавляя содержание разными деталями. 28
4)Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и творчество. 5)Самостоятельная деятельность детей. 6)Анализ детских работ. 7)Подведение итогов. Занятие 2. «Жила-была конфета» Задачи: 1)Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. 2)Инициировать выбор сюжета о бытовых явлениях (витрины кондитерских магазинов). 3)Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом (витрину кондитерского магазина заполнять соответствующими изображениями). 4)Развивать композиционные умения – правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и показывать их расположение в пространстве. 5)Сопоставлять объекты изображения, видеть между ними смысловую связь и отражать её доступными изобразительными средствами. Материалы и оборудование: образцы работ выполнены из нетрадиционных материалов, для демонстрации: наборы цветной бумаги, ножницы, гуашевые краски, кисть для краски, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, или краски, фантики, клеящие карандаши или клей и кисточки, ватные палочки, коробочки для обрезков. Занятие 3. «Осенние мотивы» Задачи: 29
1)Познакомить с новым способом изображения – рисование разными материалами. 2)Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. 3)Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. 4)Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное. Материалы и оборудование: альбомный лист, набор восковых карандашей, акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, салфетка. Итоговый или контрольный эксперимент. Цель: Выявить уровень творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционного способа техники.
Занятие по нетрадиционному способу изображения – граттаж.

Темы:
«Подводное морское царство» или «Космический пейзаж» (одна из которых тем на выбор детей)
Цель:
Дать детям более обширное знание о космосе и морском подводном мире
Задачи:
1.Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. 2.Развивать умение испытывать различные техники рисования (граттаж). 3.Побуждать детей передавать в рисунке картину соответствующей теме, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы. 30
4.Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. 5.Развитие монологической и диалогической речи. Развитие логического мышления.
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы. Ребята, что такое граттаж? Какое интересное трудное слово. Что оно обозначает? Ответы детей. Ребята, а вы знаете, что существует две стихии? Это вода и воздух. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? А какие вы знаете профессии связанные с космосом ? Обобщить предложения детей. А теперь давайте вместе сделаем физкультминутку «Ракета». Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? А какие вы знаете профессии связанные с морем? Обобщить предложения детей. Ну, а теперь послушайте загадки и попробуйте разгадать их. Пояснить последовательность работы: 1.Продумать содержание и композицию будущего рисунка на выбранную тему. 2.Выделить главные элементы рисунка и второстепенные. 3.Нажимая с усилием на палочку, так, чтобы проявилось изображение, контурно наметить объекты. 4.Для того чтобы некоторые объекты казались более объемными, полностью процарапать всю поверхность внутри контура. После того как дети справятся с работой, педагог предлагает детям оформить выставку на заданные темы. 31
Результаты занятия представлены в таблице (см. приложение). Вывод итогового эксперимента. В ходе итогового эксперимента дети проявили интерес к содержанию, нетрадиционной техники, показали достаточно высокий уровень владения нетрадиционными материалами. В этих работах дети смогли проявить творчество. Вывод исследовательской работы Исследовательская работа состояла из трёх основных этапов констатирующего, формирующего и итогового эксперимента. Исследование проходило с помощью специально разработанных методов исследования: 1)Метод эксперимента. 2)Метод наблюдения. 3)Метод беседы. 4)Анализ продуктов деятельности. 5)Метод математической статистики. Каждый из этих методов имеет свою специфику. Вся исследовательская работа подчинялась определённой цели. Изучение особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного характера. Для осуществления этой цели были разработаны занятия занимательного характера, так как несли в себе интересное содержание, нетрадиционный материал. 32
Использование такой технологии позволило занятиям стать более интересными, результативными. У детей были скудные знания об интересных нетрадиционных способах техники, они занимались традиционными видами занятий, а разработанные и проведённые занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным. 33
Задачи проектировочной деятельности Решение в будущем проблем и противоречий будет более эффективными в ближайшие годы при осуществлении нетрадиционных форм работы по развитию творческого воображения через аппликацию и рисование. Поэтому ставлю следующие задачи: 1.Организовать систему занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий; 2.Включить в работу родителей при создании тематических выставок в ДОУ; 3.Подобрать видео и аудио картотеки о работе мировых художников и композиторов; 4.Изучить литературу по проблеме проекта. 34
План внедрения проекта Этапы Содержание Сроки Организационный Изучить потребности родителей по проблеме развития творческих способностей детей. Проводить дни открытых дверей для родителей. Мастер классы. Проводить беседы и консультации с родителями на темы развития творческих способностей воспитанников. 2010-2015 2010-2015 2010-2015 Внедренческий Создавать предметно - развивающую среду для развития творческих способностей. Создавать свободную атмосферу деятельности на занятиях. Предоставлять возможность пробовать свои силы в разных видах работы. - Для ребят устраивать выставки детских работ, ярмарки будущих мастеров. - Организовывать и знакомить детей с различной деятельностью, с искусством (театр, музыка, живопись). - Проводить игры по развитию воображения, фантазии и творчества 2010 -2015 Обобщающий - Повышать квалификацию - Составить перспективные планы по развитию творческих способностей детей. - Пополнять библиотеку методической литературой. - Вводить новые технологии в программу 2010-2015 35

Заключение
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить к нему своё отношение. В дошкольном учреждении большое внимание уделяется творческому развитию детей, приобщении их к различным видам и жанрам изобразительного искусства. Вопрос о развитии творческого воображения детей волнует педагогов. Необходима какая-то другая система занятий изобразительной деятельностью и долго не находила выхода из сложившейся ситуации. Традиционные программы не развивают воображение, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически повторять то, что предлагает педагог. Исследовав процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности, с целью поиска условий, форм и методов развития творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности детей старшей группы в условиях дошкольного учреждения. Изучила и проанализировала психолого- педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительного искусства, раскрыли понятия: творчество, творческие способности, творческая деятельность, воображение, виды воображения. Выявила психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста; разработала тематический план развития творческого воображения старших дошкольников. Провела опытно- поисковую работу на проверку эффективности занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников. 36
Апробация цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников убедила в целесообразности проведения такой системы занятий и их влияние на более эффективное развитие творческого воображения старших дошкольников. В процентном отношении по таблице №1 видно, что уровень развития творческого воображения детей в экспериментальной группе значительно повысился. Таким образом, гипотеза, сформулированная, во введении частично подтвердилась, цель работы достигнута в соответствии с поставленными задачами, определена роль средств изобразительного искусства на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Окончательные результаты могут быть получены только в ходе постоянной работы по данной программе в течение продолжительного времени. В дальнейшем предполагаю, для каждого возрастного периода детей будет составляться программа занятий. Данное направление считаю перспективным. 37

Список литературы
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60 с. 2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №11. - с. 32-38. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, - М., 1967. 4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду – М., 1974. 5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997. 6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет. - М., 1999. 7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс», 2002. 8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994. – 157 с. 9. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых способностях воображения детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. - 1987.- №1. - С. 44-51. 10. Ендовицкая Т.В. О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. – с. 73-75. 11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон – ТРИЗ. 12. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения. // Под ред. Н.Ф. Дика. – Изд. 2-е – Ростов н / Дону: Феникс, 2006. – 416 с. 13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. – Вопросы психологии. – 1993. - №12. - С. 54-58. 14. Закон Российской Федерации об образовании. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 48 с. 38
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997. 16. Иванова Э. Об искусстве - малышам. // Дошкольное воспитание. 1989 - №12. - с. 47-51. 17. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 192 с. 18. Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. - с. 56-58. 19. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994. 20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 21. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с. 22. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1987. 23. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. – 56 с. 24. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 125 с. 25. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995. 26. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига: Эксперимент, 1994. – 62 с. 27. Неменский Б. М. ...И начиная с детского сада, с самого нежного возраста. // Дошкольное воспитание. - №3.- 1989. - с. 20-24. 28. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 29. Никитин Б.В. Развивающие игры. – М: Знание, 1994. 30. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. // Дошкольное воспитание. – 1989. - №6. – с. 69-72. 39
31. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993. 32. Полуянов Д.Н. Воображение и способности. – М.: Знание, 1985. – 50 с. 33. Прохорова Л.С. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5. – с. 21-27. 34. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965. 35. Современные образовательные программы для ДОУ. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений // Под ред. Ерофеевой Т.И.. – 2 изд; стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 344 с. 36. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 192 с. 37. Торранс П. Креативный ребенок. - М.,2000. 38. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М., 1996. 39. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М., 1992. 40. Чумичева Р. М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. – 1995. -№4. - с. 15-21. 41. Чуприкова Н. И., Ратова Т. А. Народное искусство в воспитании детей. - М., 1997. 42. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1956. 40

Тест № 1 «Дорисовывание фигур»
Цель: Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Работа началась с выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Уровень развития воображения был выявлен, с помощью проведения теста «Дорисовывание фигур». Тестирование проводилось в подгруппах и индивидуально. Материал: 5 карточек (размеры ½ печатного листа А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1 на 2 см) фигурка неопределенной формы, набор карандашей (в другом варианте методики предлагается простой карандаш). Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка, что – это». Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляют все 5 картинок. Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое, не используя ее, рисует непредметное изображение – узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом и т.д. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
План внедрения проекта Этапы Содержание Сроки Организационный Изучить потребности родителей по проблеме развития творческих способностей детей. Проводить дни открытых дверей для родителей. Мастер классы. Проводить беседы и консультации с родителями на темы развития творческих способностей воспитанников. 2010-2015 2010-2015 2010-2015 Внедренческий Создавать предметно - развивающую среду для развития творческих способностей. Создавать свободную атмосферу деятельности на занятиях. Предоставлять возможность пробовать свои силы в разных видах работы. - Для ребят устраивать выставки детских работ, ярмарки будущих мастеров. - Организовывать и знакомить детей с различной деятельностью, с искусством (театр, музыка, живопись). - Проводить игры по развитию воображения, фантазии и творчества 2010 -2015 Обобщающий - Повышать квалификацию - Составить перспективные планы по развитию творческих способностей детей. - Пополнять библиотеку методической литературой. - Вводить новые технологии в программу 2010-2015 43
Экспериментальная группа таблица 1 N п/п Имя ребенка Начало эксперимента Конец эксперимента 1 Аня С. 3 5 2 Илья Д. 3 3 3 Алёна Ш. 3 5 4 Влад З. 2 3 5 Наташа С. 2 3 6 Серёжа Д. 2 3 7 Алина Т. 3 5 8 Андрей В. 2 3 9 Паулина К. 3 3 10 Глеб Б. 3 3 11 Скороходова Д. 3 3 12 Максим М. 3 3 Низкий- 40% средний - 70% Средний - 60% высокий – 30% 44
Контрольная группа таблица 2 N п/п Имя ребенка Начало эксперимента Конец эксперимента 1 Тоня Д. 3 3 2 Алёша Б.. 3 3 3 Полина З. 2 3 4 Данил Л. 3 3 5 Настя Л. 3 4 6 Никита Л. 3 3 7 Лена Ф. 3 4 8 Кирилл С. 2 3 9 Маша П. 3 3 10 Лев Д. 3 4 11 Аня Т. 3 3 12 Артём К. 3 3 Низкий- 20% средний - 70% Средний - 80% высокий – 30% 45

Диагностика отношения родителей к развитию творческого

воображения детей подготовительной группы.
Практическое исследование на выявление отношения родителей к развитию творческого воображения детей подготовительной группы и участию в нём родителей). Временные рамки исследования охватывают по продолжительности 15-20 минут. Исследование велось методам анкетирования. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: 1.Основная часть родителей предпочитает активный отдых (посещают театры и музеи) – 70%, а 30% - одобряют, но не посещают. 2.Результаты исследования показывают, что художественное развитие ребёнка не равнодушно родителям. Родители приветствуют такие наиболее популярные формы занятий, как рисование, лепка, аппликация, рукоделие, моделирование. Итак, художественное развитие ребёнка даёт возможность развивать многие стороны своей личности, даже свой талант. 46


Яндекс.Метрика