Напоминание

"Проектирование РППС"

Автор: Вахрушева Марина Геннадьевна

Должность: старший вопитатель

Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Белоснежка"

Населённый пункт: Красноярский край город Дудинка

Наименование материала: семинар

Тема: "Проектирование РППС"

Описание:

Систематизировать знания педагогов в области формирования развивающей предметно-пространственной среды в группе

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=4612

Опубликовано 28.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Школа становления профессионального мастерства» Заседание № 3. «Проектирование РППС» Состав группы: 1. Елекова Р.А. 2. Боргоякова А.Г. 3. Волкова К.А. 4. Мендешева С.В. 5. Зайцева Е.А. 6. Бетту Ж.С. 7. Яптунэ В.М. 8. Ямкина Т.В. 9. Башкатова Ю.С. 10. Никитина Е.В. 11. Судакова Ю.С.
Цель:
Систематизировать знания педагогов в области формирования развивающей предметно-пространственной среды в группе.
План
Введение 1. Значение термина «развивающая среда» в работах педагогов и психологов 2. Структура развивающей среды 3. Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ 4. Обоснование основных требований к организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций Заключение
Построение развивающей среды в ДОУ.

1. Понятие и сущность развивающей среды.
В отечественной педагогике и психологии термин «
среда
» появился в 20-е годы 20 века, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Б. Эльконина и др.,
развивающая среда
— это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Задание
: дать понятие «среда», определить цель и условия функций развивающей среды. (Приложение 1) Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова и др. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей среды необходимо рассмотреть понятия: «среда», «развивающаяся среда» и «предметно- развивающая среда». Существует множество понятий среды. В словаре А.М.Прохорова понятие среда имеет несколько значений: 1. Вещество, заполняющее какое – либо пространство и обладающее определенными свойствами; 1
2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого – либо организма; 3.
Окружение, социально – бытовые условия, в которых протекает жизнь

человека;
4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интересов. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей.
Организующая функция
заключается в том, чтобы предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно-развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова); - исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с
воспитательной
функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Среда является центром, где

зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений,

организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая
функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Анализ выполненной работы. Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самостоятельность», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные
свойства
: гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов; 2
вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения; интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур; открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия; установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач: создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; ориентироваться на активные методы воздействия на личность. В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об
образовательной среде
, существенными показателями которой выступают следующие характеристики: каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности. В дошкольной педагогике под термином
«развивающая среда»
понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
2. Структура развивающей среды. (Боргоякова А.Г)
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам: принцип
свободного выбора
реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры; принцип
универсальности
позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития; 3
принцип
системности
представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле. Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств: интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра; физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей; игрового развития; экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм; Л.Н.Седова выделяет
три основных параметра
значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности. Во-первых, это параметр
целеполагания
, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включенному в нее субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности. Второй параметр
осмысления
развивающей образовательной среды как педагогического явлению¨ выЁ ╂ узэ ׅ еԳ 耾 усл ؾ

ల йем стаҽ 䘾 вления ␻ 萸 їности, связаН Ⴀ ё

ॠ 聡 ᒾ времҵ 䘽 ными поисками вĠ 耾 бласти 落 оѰо ళ ␾ $содержания

ࠠ␾ еՀ 耰 зоваԽ 耸 яn ℭᒢ рети ᐹ 䀠 зараметр Բ 萠 рассмотрении Ѩ ႐ звивающей обр ᐰ 䐷 ж ల ␰ це; ᑌ ппҽ срҵ 嘴 䑋 (с позиц స ␹

$педагогичех تой науки опре4 ᐵ йՋ 舥 тся
поиском
⑀ 萵 ЦӇльѢ ᒰ тивеkх4 ᓁ пособ 䐾 Բ 萁 и ме ᑒ 䱾 мов фор 萼 Ҹ 䘂 ования ႟ ознавательной"Ըктивности. В этой свя ᐷ 䐸 ᓂ ребуе 聂 ဠ Ёпециального пед 萰 гѼгическог 䐾 ҟ 䙁 мысления тԵ 聅 нологҸ 䘸 создап ԰ я развивающей сре 萴 ыbв рамках различ ో ؽ ф т ᐸ 䐿 жв ␾萱 Ѱ ᒰ зов ␰ 葂 ԥ 耻 ьных учреждений, 耠 рѲвно к 䐰 К ႁ и те ᑅ 䐽 жлогии с ా ␷ аания щ ециа ౌ ػ мых пеД ᒰ гогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребенка.
3. Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали «Концепцию построения развивающей среды» (1993г). Для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы
личностно-ориентированной
модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Задание:
сравнить принципы построения развивающей среды в ДОУ, найти сходство и различия. (Приложение 3) Анализ выполнения задания. В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали «Концепцию построения развивающей среды» (1993г). Для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы
личностно-ориентированной
модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок — «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого 4
подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты. 2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства. Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики. Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна. Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой). 3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке). Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, 5
конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п. 4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров. 6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах. Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, 6
кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия). 7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
4. Проектирование развивающей среды.

Педагогический проект это система планируемых и

реализуемых действий,

необходимых условий и средств до стижения определенных целей
. Проект развивающей среды создается с учетом соци ального заказа системы дошкольного образования, опира ется на государственный стандарт данной ступени, кон кретизируется исходя из региональных, национальных, культурных, климатических условий. Среда рассматривается с точки зрения ее
воспитывающего, обучающего, развивающего
влияния на личность и деятельность ребенка. Специфичность развивающей среде ДОУ придают требования образовательной программы, принятой в дошкольном уч реждении. Поставленные в ней цели, задачи, предлагаемые содержание, формы и методы работы с детьми определяют необходимые (специфичные) условия их эффективной реализации.  Вместе с тем, независимо от специфики дошкольного учреждения, существует комплекс нормативных, обязательных для исполнения всеми ДОУ требований к среде раз - вития ребенка, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. (Приложение4) работа с ФГОС.  глава 1, пункт 1.8;  глава 2, пункт 2.4; 2.8  глава 3, пункт 3.3.
Заключение.
С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды. Процесс проектирования среды развития ребенка непре рывен, его нельзя считать конечным. Ребенок дошкольного возраста растет, развивается, происходит изменение всех его сфер (мотивационной, физической, интеллектуальной, коммуникативной, креативной). Вместе с ребенком изменяется окружающее пространство, которое вновь и вновь стимулиру ет его к новым видам активности. Проектируя и создавая среду развития дошкольников, пе дагог должен понимать, «...какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понима емого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влия ние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка кон кретного мира...» — отмечала Е. И. Тихеева. Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Задание на дом
: составить проект предметно-развивающей среды своей группы на неделю. С 30.11. мы будем ходить с Вами друг к другу, где Вам представится возможность презентовать свой проект. 7


Яндекс.Метрика