Тема «Художественная литература как средство развития родного
языка у дошкольников через устное народное творчество»
Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач –
возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной
разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в
обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд
агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять
бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное
эмоциональное поле ребенка. А, по словам педагога Н.С.Сорока -
Росинского: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для
общества». Ничто так не способствует формированию и развитию личности,
как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через
произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с
миниатюр народного творчества, которые специально созданы для детей:
колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Научившись слушать
чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и
форму, усваивать нормы литературной речи. Педагоги для лучшей адаптации
ребенка в новом коллективе, начинают говорить с самого близкого для него –
о нем и о его семье. Здесь и происходит знакомство с колыбельными песнями,
в совместной деятельности, на музыкальных занятиях и перед дневным сном.
Старшие дети через колыбельные знакомятся с традициями и обычаями
народа.
В
работе с детьми большое внимание необходимо уделять загадкам, они
являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание,
отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и
интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и
сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром?
Небылицы – это
здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе,
веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно
говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а
служат, по выражению К.И. Чуковского, самоэкзаменом умственных сил.
Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат
творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы
ребенок анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается
восстановить порядок.
Важное место в нашей
работе отводится обучению детей пониманию образного содержания и
обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал
пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи –
«привести дитя к живому источнику народного языка». Пословицы,
поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны,
мысль выражена в них лаконично, остро, цельно, кроме прямого смысла
народные изречения обладают еще и переносным.
При
ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой
одним из основных жанров является сказка. Она вводит ребенка в некоторые
воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его
чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и
способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку первые уроки
нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе,
взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда
восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и
красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются
словно живые.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей. Она
влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В
дошкольных учреждениях необходимо широко использовать: показ
кукольных и театральных представлений для детей разных возрастных групп,
проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Маленькие дети
замечательные актеры. Они очень любят в кого-то или во что-то
превращаться. Наша задача – увлечь ребенка играть дальше, дать
возможность выбрать самому, кем быть, какой костюм выбрать,
самостоятельно искать средства выразительности, используя интонацию,
мимику, жесты, движения. Богатый материал для художественно-речевой
деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые
им потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью
театров разных видов. В процессе совместного с воспитателем чтения
совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес
к поэзии на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. Педагогам детского сада
необходимо создать «атмосферу поэзии» в группе, когда поэтическое слово
звучит на занятиях, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на
природе.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы
развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считается умение
говорить с нормами литературного языка, умение передавать свои мысли и
чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и
выразительно.