Тема: "Аппликация как средство развития художественных способностей у детей дошкольного возраста"
Описание:
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т.д.
Статья: Аппликация как средство развития художественных
способностей у детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети
получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству,
овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых
большое место занимают рисование, лепка, аппликация.
Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из
важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста
детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
Развитие способности изображения в первую очередь зависит от
воспитания наблюдательности, умение видеть особенности окружающих
предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя
не учитывать возраст ребенка, следовательно, требовать сложного сюжетного
построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано.
Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи,
которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.
Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях
развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка.
Педагог не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к
каждому ребенку – одно из главных условий успешного воспитания и
обучения.
Первый этап в развитии художественных способностей детей
начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает
изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т.д. В
педагогической литературе этот период носит название
«доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже
нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную
роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребенок
знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными
движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С
появлением сознательного изображения предметов начинается
изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность
приобретает творческий характер.
Аппликация – не только интересное и увлекательное занятие,
доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия
аппликацией повысят самооценку ребенка, уверенность в его силах и
возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии,
цветового восприятия, мелкой моторики руки.
В
настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений
склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических
форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в
определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных
частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из
бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также
техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе
нетрадиционные техники работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных
техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета,
гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие
способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными
техниками бумаги и другими материалами, доставляет детям огромное
наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не
получился.
В
процессе аппликации ребенок познакомится с разными приемами обработки
бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием,
складыванием, наклеиванием, вдавливанием.
Поделки, выполненные малышом под руководством взрослого,
создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного
творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств
личности ребенка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы
усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети
планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и
вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество,
рационально используя уже имеющийся опыт.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с
использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют
развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия
,пространственной ориентировке на листе бумаги ,глазомера и зрительного
восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений,
творческого воображения и доставляют детям большую радость и
удовольствие.